Краткое содержание > Айтматов > БЕЛЫЙ ПАРОХОД
БЕЛЫЙ ПАРОХОД - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам БЕЛЫЙ ПАРОХОД

В лесу жил мальчик. Ему исполнилось семь лет. У мальчика был единственный близкий человек — дед Момун. Остальные люди, живущие на лесном кордоне, относились к ребенку в лучшем случае с равнодушием. Людей рядом было не так уж много. У деда Момуна была жена. Она не была мальчику родной бабушкой, его бабушка умерла несколько лет назад.
Рядом жила тетка Бекей и ее муж Орозкул. Бекей была дочерью старика Момуна. Орозкул был главным человеком на лесном кордоне. Недалеко жила семья подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей была очень несчастной. Муж часто избивал ее. Все говорили, что это оттого, что у Бекей нет детей.
Дед Момун был удивительно добрым человеком. Он всегда думал не о себе, а о других. Он готов был дарить свою любовь всем окружающим. Но окружающие считали его глупым, недалеким. Своей готовностью услужить дед Момун заслужил прозвище «расторопный». На самом деле дед был очень трудолюбивым. Несмотря на почтенный возраст, дед Момун всегда был чем-то занят. Его не уважали, несмотря на все многочисленные достоинства. Дед не мог постоять за себя, не мог он защитить и своих близких, например Бекей. Он очень жалел ее, но помочь ничем не мог. И поэтому Орозкул мог мучить свою жену так, как ему этого хотелось.
Орозкул был очень злым человеком. Он числился начальником, но был очень ленив. И обычно развлекался, а не занимался работой. Все дела, как правило, выполнял дед Момун. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
У мальчика не было ни отца, ни матери. Он не помнил и никогда не видел их. Мальчик знал, что его отец был матросом на Иссык-Куле. Знал он также, что мать после развода уехала в далекий город. Однажды дед Момун встретил свою дочь, которая была матерью мальчика, в городе. Он узнал, что она снова вышла замуж. У нее две дочери, которых она видит только по выходным, потому что целый день они находятся в детском саду. Мальчик был добрым, искренним. Он часто смотрел на реку Иссык-Куль в дедушкин бинокль. Время от времени на реке появляется белый пароход. Мальчик очень любил смотреть на пароход, который был удивительно красивым и мощным.
Мальчик обладал богатым воображением, он часто мечтал. Иногда он думал о том, что было бы хорошо превратиться в рыбу. И пусть только голова останется своя. Приплывет тогда мальчик к своему отцу и скажет: «Здравствуй, папа, я твой сын». Мальчик думал, как было бы хорошо рассказать отцу о своей жизни. У него хороший дедушка, но слишком добрый и не хитрый. Поэтому Орозкул часто кричит на него, а другие просто смеются над стариком. Правда, мальчик иногда думал, что у отца может быть другая семья. И тогда, вполне возможно, ему не будут рады.
Мальчик живет в мире своих фантазий, которые очень важны для него. Одна из сказок была особенно близка ребенку. Эту сказку рассказал ему дедушка.
«Когда-то давным-давно на берегу реки Энесай жило киргизское племя. Однажды все жители племени погибли в неравной схватке с врагом. В живых остались только двое детей, мальчик и девочка. Враги решили расправиться и с детьми. Хан приказал рябой хромой старухе убить детей.
Старухе было нелегко выполнить этот приказ. Но ослушаться она не могла. Старуха обратилась к реке: «Прими же в воды свои две маленькие песчинки — двух детей человеческих. Нет им места на земле... Если бы звезды стали людьми, им не хватило бы неба. Если бы рыбы стали людьми, им не хватило бы рек и морей... Пусть покинут они наш постылый мир в младенчестве, с чистыми душами, с совестью детской, не запятнанной злыми умыслами и злыми делами, чтобы не знать им людского страдания и самим не причинять муки другим...»
Старуха хотела столкнуть детей в реку. Но в этот момент из леса вышла олениха, матка маралья. Она стала просить старуху не убивать детей, а отдать их ей. «Люди убили у меня моих оленят,— говорила олениха. — А вымя мое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха отдала детей, но предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют».
Олениха приняла детей. Много лет они жили вместе. Матка маралья кормила детей, на своей спине уносила их от врагов. Когда дети выросли, то поженились.
Однажды у женщины начались роды. Она страшно мучилась. Мужчина очень испугался. Он завал свою приемную мать на помощь. И олениха пришла. Она принесла детскую колыбель, бешик. На колыбели был серебряный колокольчик. Как только олениха появилась, у женщины родился сын. Его назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошел род Бугу.
Долгое время люди жили благополучно. Род Бугу был славным и сильным. Но однажды умер богатый и знатный человек. Его кичливые сыновья захотели установить на гробнице рога марала. Поэтому они убили восемнадцатилетнего марала и установили его рога на гробнице. Люди подняли руку на потомство матери-оленихи.
Старики стали возмущаться. Но сыновья богатого человека сказали, что на земле своей они хозяева, поэтому делают то, что хотят. Наследники богача прогнали стариков. И после этого началось великое бедствие. Все бугинцы стремились устанавливать на гробницах рога маралов. На потомков рогатой матери-оленихи началась охота. Через некоторое время горы опустели. Маралы практически полностью исчезли.
Рогатая мать-олениха обиделась на людей, собрала оставшихся маралов, увела последних детей в другой край. Когда Рогатая мать-олениха уходила, то сказала, что никогда не вернется.
Эта сказка была близка и понятна мальчику. И он искренне мечтал, что когда-нибудь Рогатая мать- олениха вернется. Чуткая душа ребенка болезненно воспринимала любую несправедливость. Поэтому мальчик часто думал, как было бы хорошо, если бы мать-олениха принесла колыбель тетке Бекей, и у них бы родился ребенок. Тогда бы и Орозкул перестал избивать свою жену.
Мальчику пришло время идти в школу. Дед Момун купил ему портфель. Мальчик был этому очень рад, он показал портфель всем вокруг. Сама мысль о школе радовала ребенка. Обычно дед отвозил внука в школу. Мальчик очень боялся опоздать, и дед старался сделать все от него зависящее, чтобы приехать вовремя.














Однажды Орозкул и дед Момун повздорили. Наступила осень. А в это время Орозкулу нужно было рассчитываться за щедрые подарки, за хвастовство, за угощение. Летом он сполна наслаждался этим, а теперь пришло время отдавать долги. Однажды он не выполнил просьбу своего родственника, и тот написал на него жалобу. Орозкул еле выкрутился из неприятной ситуации. И чтобы она не повторилась, ему приходится расплачиваться лесом за свое веселое летнее времяпрепровождение, ведь его называли большим хозяином. И вот дед Момун и Орозкул тащили тяжелые бревна. Не любивший трудиться Орозкул был очень зол. Он мечтал о том, чтобы пристроиться в городе. Люди там культурные, да и денег больше. Орозкул мечтал жениться на красавице артистке, гулять с ней под руку. Он мечтал иметь сына и дочь, выучить их.
Орозкул был зол. А свое плохое настроение он привык вымещать на жене. Но сейчас она была далеко. В лесу дед увидел маралов, очень обрадовался. Орозкула это еще больше разъярило. У него не было никакого уважения к старому человеку. Орозкул мог ударить деда, обругать его. И дед Момун никак не мог себя защитить.
Дед должен был отвезти внука в школу. Орозкул не отпускал его. Но дед бросил бревна, которые застряли в реке, и поскакал за мальчиком. Орозкул даже ударил деда по голове. Но тот все равно вырвался и ушел.
В этот день Орозкул избил Бекей и выгнал ее из дома. Также он уволил деда с работы. Никто не поддержал Момуна. Даже его дочь, Бекей, проклинала своего отца. Бабка требовала, чтобы дед покорился Орозкулу, попросил у него прощения.
Мальчик увидел маралов, очень обрадовался. Он хотел поговорить с дедом об этом. Но дед Момун преданно ходил за своим зятем, хотел заслужить его расположение. На кордон приехали люди за лесом. Они тоже увидели маралов. Звери не боялись людей, по-видимому, они были из заповедника.
Вечером было большое пиршество. Во дворе стоял казан, где варилось мясо. Мальчик впервые увидел своего деда пьяным. Пьяный Орозкул вместе с незнакомым приезжим человеком делил груду свежего мяса. И вот мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел убежать. Но ноги словно отнялись. Он смотрел на голову убитой матери-оленихи. За столом пьяные люди чавкали, пожирали мясо Рогатой матери-оленихи. Один из присутствующих, Сейдахмат, сказал, что заставил деда убить олениху. Он пригрозил, что в ином случае Орозкул выгонит деда. Мальчику казалось, что рубят не голову оленихи, а его голову. И он решил: «Не вернусь, лучше быть рыбой, чем жить с этими людьми...». Мальчик попытался поднять своего пьяного деда. Но Момун молчал. «Момун лежал здесь в расплату за свою сказку о Рогатой матери-оленихе. Не по своей воле посягнул он на память, совесть и заветы свои, пошел он на это дело, ради своей злосчастной дочери, ради него же, внука...»
Но горе старика было велико. И поэтому он не отзывался. Мальчик пошел к реке, он решил сделаться рыбой. Он ступил в воду и уплыл рыбой по реке.
«Знал ли ты, что никогда не превратишься в рыбу?.. Никогда не увидишь белый пароход и не скажешь ему: “Здравствуй, белый пароход, это я!”»
Мальчик отверг то, с чем не мирилась его душа. И в этом утешение автора. Автор говорит, что мальчик «прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая». «... Детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди...»

Идейно-художественное своеобразие произведения
Основной проблемой повести является тема добра и зла. Мальчик живет в придуманном мире, и ему бы хотелось, чтобы добро побеждало. Неслучайно он так верит в сказки и легенды. В реальной жизни ребенок видит мало хорошего. Его любимый дед Момун, несмотря на свою доброту, является очень слабым человеком. Он не может защищать добро.
У мальчика очень богатый внутренний мир. Он болезненно воспринимает любое зло и любую несправедливость. В реальном мире торжествует зло, олицетворением которого является Орозкул. Он издевается над стариком, бьет и терзает свою жену. Только в мечтах мальчик может победить зло. Он мечтает, чтобы у Орозкул а появились дети и он стал добрее. Однако дело совсем не в том, что у Орозкула нет потомства, поэтому он ненавидит весь мир. Орозкул сам по себе является подлым и злым человеком. Он никогда не изменится.
Именно из-за Орозкула дед Момун нарушает главный нравственный закон своей совести — убивает олениху, посягает на память своих предков. Дед идет на это ради своей дочери и ради своего внука. Разве он мог предположить, к каким последствиям приведет его поступок?
Мальчик погиб. Его детская душа не выдержала жестокости окружающего мира.
И его судьба заставляет читателей задуматься о вечных вопросах добра и зла, любви и ненависти, о благородстве и подлости.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе