Краткое содержание > Астафьев > ФОТОГРАФИЯ НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ
ФОТОГРАФИЯ НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ - краткое содержание


ОБЪЯЛИ МЕНЯ ВОДЫ ДО ДУШИ МОЕЙ


Краткое изложение и пересказ произведения по главам ФОТОГРАФИЯ НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ



Действие происходит зимой, «во времена тихие, сонные». Сельскую школу взбудоражило известие — приехал фотограф, чтобы фотографировать учеников. Занятия были прерваны по этому случаю. Учитель и учительница стали придумывать место для ночлега фотографа. Тетка Авдотья «пристроила фотографа у десятника сплавконторы», в самом достойном, по мнению жителей села, месте для такого важного человека, как фотограф. Школьники весь вечер размышляли о том, кто как оденется, кто где встанет тогда, когда будут фотографироваться. Решили, что на переднем плане будут стоять хорошие ученики, а на заднем — плохие. Главному герою и его другу Саньке предстояло фотографироваться, стоя позади всех. Они отправились кататься с обрыва на санках. Прокатались дотемна. Ночью мальчик заболел. У него разболелись ноги — «они всегда ныли от “рематизни”, как называла бабушка болезнь, якобы доставшуюся... по наследству от покойной матери». Всю ночь мальчик промучился: боль была нешуточной. Бабушка ухаживала за ним, но не помогали никакие ее лекарства. Она заставила среди ночи деда топить баню. Утром бабушка унесла мальчика в баню — сам идти он не мог. После банных процедур мальчик проспал до полудня. Проснулся он от звуков голоса Саньки, который пришел за своим другом, чтобы позвать фотографироваться. Бабушка не пускала мальчика, который, несмотря на болезнь, начал собираться. Однако ноги его не слушались, и Санька, увидев, в каком состоянии его друг, решает из чувства солидарности не фотографироваться тоже. Мальчики планируют после выздоровления главного героя отправиться в город, где их снимет «самолучший» фотограф. Но городской фотограф плох тем, что он не может снять школу. Больше недели мальчик проболел. За время болезни главный герой изучал, сидя на лавке, «бабушкины окна и соседские окна» — окна дяди Левонтия и тетки Авдотьи. У Левонтия «нечего изучать», а окна тетки Авдотьи между рам были украшены бумажными цветами и прочим. Мальчик любуется бабушкиными комнатными растениями, думает о том, что скоро наступит весна, приход которой оживит растения. «Я всегда караулил тот миг, то мгновение свершающегося таинства, и ни разу скараулить не мог. Ночью или на рассвете, тайно от людского глаза, зацветала луковица». Больного навещает учитель. Став уже взрослым, главный герой забыл имя своего учителя, но его внешность «не забыл до сих пор. Лицо учителя было бледновато по сравнению с деревенскими, калеными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа у него под “политику” — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет двадцать пять...» Учитель принес фотографию. Мальчик и его бабушка рассматривают снимок — на нем вся школа, кроме главного героя и его друга. Мальчик очень расстроен тем, что его нет на этой фотографии. Бабушка поставила самовар, чтобы напоить чаем учителя. Учитель — человек в селе уважаемый. «Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни поселенцев, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться можно на кого угодно...» Учителя в деревенском клубе учили молодежь играм и танцам. Сельские жители приходили в избу учителя и тайком оставляли гостинцы — сметану, молоко и прочее. Автор сожалеет о том, что нет уже былого почтения к учителям. Он рассказывает, что начинали преподавать в «старом деревенском доме с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, ни учебников, — один букварь и красный карандаш на весь класс. Ученики из дома приносили скамейки и табуреты. Счету обучались на спичках. Однажды, вернувшись из города, учитель привез с собой три подводы, куда ученики стали сгружать собранный ими утиль. Сданный утиль пошел на нужды школы: появились тетради, карандаши, краски и другое. Учитель привез и учебники. «Столы и скамейки сделали деревенские мужики» за выставленный учителем магарыч. И фотографа пригласил тоже учитель. Мальчик пил чай за одним столом с учителем и очень гордился этим. Он гордился и бабушкой, которая организовала достойное угощение учителю. Когда учитель уходил, мальчик спросил его о том, скоро ли приедет снова фотограф. Учитель ответил, что, вероятно, скоро. Проводив учителя, мальчик почувствовал, что на душе «отчего-то щемливо, и хотелось плакать». Бабушка показывала всем фотографию, сокрушалась о том, что внука на ней нет. Она купила рамку на базаре и заключила в нее фотографию. Весной учитель стал водить детей в лес и рассказывать о природе. Ребятам тоже было что рассказать учителю. Они внезапно наткнулись на змею. Учитель стал бить ее палкой, пока она не перестала шевелиться. Ребята кричали ему, чтобы он не бил через плечо. Потом объяснили, почему этого нельзя делать — змея может обвиться вокруг палки, и можно закинуть ее себе на шею. Учитель этого не знал, да и змею живую видел первый раз. Но тем не менее стал защищать учеников. Спустя годы рассказчик вспоминает детские годы, своего учителя. Жива до сих пор фотография, на которую он не попал. Он задается вопросом, где сейчас те ребята, что сняты на фотографии. «Половина из них, если не больше, полегла в войну». Рассказчик говорит, что порой фотографии навевают воспоминания о былом. Он говорит, что никогда не смеется над деревенскими фотографиями, как бы смешно и нелепо ни выглядели на них люди. «Деревенская фотография — это своеобычная летопись нашего народа, настенная история его». «Мы на памяти стоим» (о рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») В основе рассказа — эпизод из жизни деревенского мальчика. Став взрослым человеком, он вспоминает историю из своего детства, при этом описывая и деревенский уклад жизни тех лет, порядки, обычаи. Событийная линия перекрещивается с авторскими размышлениями и воспоминаниями. Писатель акцентирует внимание на душевных качествах людей — образы школьного учителя и бабушки героя являются воплощением любви к людям, душевного богатства. Отталкиваясь от, казалось бы, незначительного эпизода, автор приходит к мысли, что такие события также имеют место в истории народа. Язык произведения простой, разговорный, что делает рассказ легко читаемым и понятным. Речь писателя спокойна, но достаточно эмоциональна.



Похожие краткие содержания


ОБЪЯЛИ МЕНЯ ВОДЫ ДО ДУШИ МОЕЙ



Еще из раздела Виктор Петрович Астафьев


ВАСЮТКИНО ОЗЕРО
КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ
ЦАРЬ-РЫБА

Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе