Краткое содержание > Булгаков > МАСТЕР И МАРГАРИТА НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
МАСТЕР И МАРГАРИТА НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам МАСТЕР И МАРГАРИТА НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Писатель работал над этим произведением до конца жизни. Много раз переписывал его. Роман создавался в 1929—1940 гг., но напечатан был только в 1966—1967 гг. (а полностью — в 1973 г.) и принес Булгакову мировую славу.
* *
Москва, весна, жаркий закат на безлюдных Патриарших прудах. Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого журнала и председатель правления МАССОЛИТа (московской литературной ассоциации), беседует со своим спутником, молодым поэтом Иваном Поныревым с псевдонимом Бездомный. Он внезапно чувствует страх, ему мерещится гражданин из зноя, но он списывает все на жару. Бездомный написал антирелигиозную поэму, но образ Христа вышел у него очень живым, хотя и не привлекательным. Берлиоз пытается объяснить ему ошибку, ссылаясь на древних историков: главное — не в оценке личности Христа, а в том, что его не существовало. Внезапно в безлюдной аллее появляется первый человек. Позже никто не мог дать его точное описание, все свидетели противоречили друг другу. Одни говорили, что он хромал на левую ногу, был огромного роста и с платиновыми коронками, другие — что он был невысокий, коронки золотые, и хромал на правую ногу, третьи никаких особых примет назвать не могли. Он же был просто высокий, не хромал с головой пуделя под мышкой, брюнет, правый глаз черный, левый — зеленый.
Иностранец садится на соседней скамейке и интересуется разговором. Спрашивает, как атеисты относятся к пяти доказательствам бытия Божьего. Рассказывает о том, как говорил за завтраком Канту, что над ним будут потешаться: он развенчал пять доказательств, а затем вывел шестое. Спрашивает, кто же тогда управляет распорядком на земле. Иван отвечает, что человек. Иностранец говорит, что человек не может сказать, что с ним будет завтра, что человек внезапно смертен, и говорит Берлиозу, что ему отрежет голову русская женщина, комсомолка, потому что Аннушка уже разлила подсолнечное масло. Иван спрашивает, не приходилось ли иностранцу бывать в лечебнице для душевнобольных. Иностранец говорит, что был, но не спросил у профессора, что такое шизофрения, советует спросить ему. Они решают, что это русский эмигрант-шпион, но иностранец показывает документы и представляется консультантом по черной магии. Он приехал разбирать рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, он историк, и сегодня на Патриарших будет интересная история. Говорит, что Иисус существовал и этому не требуется доказательств.
Рассказывает о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, страдающем гемикранией (мигренью). Прокуратор допрашивает подследственного из Галилеи, Иешуа Га-Ноцри, подговаривал ли он народ разрушить храм в Ершалаиме. Иешуа называет его добрым человеком, за что подвергается наказанию. Пилата нужно называть «игемон». Иешуа говорит, что никого не подговаривал, люди перепутали, его слова записывает Левий Матвей, но его записи противоречат его словам. Раньше Левий Матвей был сборщиком податей, но, встретив Иешуа, он пошел с ним. Иешуа говорил людям, что рухнет храм старой веры и создастся храм истины. Пилат спрашивает, в чем истина, и слышит: истина в том, что у него болит голова, он мечтает, чтобы пришла его собака Банга — единственное существо, к которому он привязан; а Иешуа невольно является его палачом. Говорит, что сейчас голова пройдет. Хотел бы поговорить с ним: нельзя верить только собаке, исключив людей. Пилат приказывает развязать ему руки, беседует с ним. Спрашивает, почему он называет всех добрыми людьми. Иешуа говорит, что злых людей нет на свете, и даже кентурион Марк Крысобой изменился бы после разговора с ним. Пилат хочет спасти его: думает закончить дело за отсутствием состава преступления, бродячий философ — душевнобольной. Но в деле обвинение, что Иешуа говорил с Иудой из Кириафа о власти как насилии над людьми, это оскорбление кесаря. Пилат вынужден утвердить смертный приговор и велит Иешуа молчать. Кроме Иешуа, должны казнить еще разбойников Вар-раввана, Дисмаса и Гестаса. Первосвященник Иосиф Кайфа говорит Пилату, что синедрион просит помиловать в честь праздника Вар-раввана, прокуратор просит за Га-Ноцри, но Кайфа непреклонен. Пилат сообщает народу о помиловании.
Иностранец заканчивает рассказ, уже вечер. Берлиоз говорит, что он не совпадает с евангельскими источниками, на что профессор-иностранец говорит, что он сам лично присутствовал при разговоре Пилата с Каифой. Его сочли за сумасшедшего, спрашивают, где его вещи и где он будет жить, а иностранец говорит, что будет жить в квартире Берлиоза. Спрашивает у Ивана: дьявола тоже нет? Иван говорит, что нет. Это веселит гостя. Берлиоз идет позвонить в консульство, у самого выхода на Бронную тот самый примерещившийся гражданин, регент, указывает ему на турникет. Берлиоз видит приближающийся трамвай, делает шаг назад, поскальзывается на масле, разлитом Аннушкой, и попадает под трамвай. Ему отрезало голову.
Бездомный в шоке бежит к турникету, слышит про Аннушку, вспоминает слова иностранца, думает, как же все произошло. Видит, что профессор еще не ушел, требует признания: кто он? Иностранец прикидывается не говорящим по-русски. Регент говорит, что не надо волновать интуриста, отвлекает его, иностранец уходит, к нему присоединяются регент и громадный кот на задних лапах, который пытается ехать на трамвае, заплатив за проезд.
Бездомный бежит по Москве, ищет иностранца. Искупавшись на Москве-реке, обнаруживает, что у него украли одежду. Он направляется к Грибоедову — так называется дом, в котором расположен МАССОЛИТ, им якобы владела тетка Грибоедова. Заседание из-за отсутствия Берлиоза не состоялось. Литераторы спустились в ресторан Арчибальда Арчибальдовича в виде пиратского брига. Узнали, что Берлиоз погиб, но продолжили есть и гулять. К утру пришел Бездомный в кальсонах, с иконкой и свечой, вызвал переполох, сказав, что Берлиоза убил иностранец с фамилией на «В». Его спеленали и увезли в психбольницу, где ему ставят диагноз: шизофрения. Иван рассказывает врачу, что произошло, и пытается выпрыгнуть в окно, его усыпляют и определяют в отдельную палату. Степа Лиходеев, директор театра Варьете и сосед покойного Берлиоза по коммуналке, просыпается в своей квартире № 50 дома № 302-бис по Садовой в состоянии похмелья. Видит неизвестного, который дает ему выпить и говорит, что он, профессор черной магии Воланд, подписал с ним контракт на проведение гастролей. Степа видит на двери Берлиоза печать. Еще два года назад в квартире стали пропадать люди, поэтому Степа не удивился, только подумал: за что его могли взять? Позвонил финдиректору театра Римскому, выяснил, что афиши к гастролям уже делают. В зеркале он видит странного гражданина в пенсне и кота. Воланд говорит, что это его свита, которая требует места, а Степа — лишний в этой квартире. Из зеркала вышел рыжий Азазелло и предложил выкинуть Степу из Москвы, кот рявкнул: «Брысь», и Степа очнулся на набережной в Ялте.
В то же время Иван очнулся, исследует палату, его расспрашивает профессор Стравинский, убеждает его в том, что можно написать заявление в милицию, а самому пока остаться здесь, в покое.
Председатель жилтоварищества дома № 302-бис Никанор Босой принял кучу заявлений и звонков от претендентов на освободившуюся комнату Берлиоза. Он пытался сбежать от просителей, пошел в квартиру № 50. В ней он обнаружил неизвестного ему Коровьева, уже знакомого нам регента, сидящего за столом покойного Берлиоза. Ко- ровьев сказал Босому, что Степа писал ему письмо с просьбой поселить иностранца на время гастролей. Письмо Босой обнаруживает в портфеле, Коровьев дает ему взятку — пять тысяч новеньких рублей и парочку контрамарок. Только на ступеньках Босой задумался: как же попал в квартиру иностранец, если на дверях была печать? Но решает не думать об этом. Воланду не понравился Никанор, он просит Коровьева, чтобы он его больше не беспокоил. Коровьев звонит куда надо и говорит, что у Босого доллары в вентиляции, в уборной. Босой прячет деньги там, и тут же к нему приходят по наводке, достают из тайника вместо рублей доллары, арестовывают и увозят.
В театре Варьете финдиректор Римский и администратор Варенуха ищут директора Лиходеева. Варенуха прячется от контрамарочников, говоря по телефону, что его нет. Готовятся к сеансу черной магии с ее полным разоблачением. Мага никто не видел. Приносят телеграмму из Ялты, милиция запрашивает, где директор, потому что к ним явился полураздетый человек и назвался Лиходеевым. Через несколько телеграмм они понимают, что в Ялте действительно Степа, но не знают, как он там оказался. Римский отсылает Варенуху со всеми телеграммами в органы, но по пути ему звонят и гнусавым голосом велят никуда телеграммы не носить. На улице он забегает в летнюю уборную, и там его избивает толстяк с кошачьей физиономией, а тот, с гнусавым голосом, выдирает портфель из его рук. Оба волокут его в квартиру Степы, где нагая девица дарит ему вампирский поцелуй.
В Варьете начинается представление. Римский не понимает, почему пропал Варенуха, за что его взяли. Телефоны в здании не работают. Приезжает Воланд. Конферансье Жорж Бенгальский объявляет номер. Воланд выходит, садится в кресло и смотрит на публику, обсуждая с Фаготом-Коровьевым, что москвичи сильно изменились, их испортил квартирный вопрос. Бенгальский интерпретирует его слова публике как выражение одобрения. Но Коровьев говорит, что он соврал. Воланда интересует, изменились ли люди внутренне. Коровьев с котом показывают карточные фокусы. Карты в руках публики превращаются в червонцы. Фагот стреляет вверх, и из-под купола падают деньги. После этого Бенгальский снова вмешивается, говоря, что сейчас этот фокус разоблачат, и деньги исчезнут. Фагот опять уличает его во вранье, спрашивает у зала, что бы сделать с конферансье. Ему кричат: оторвать голову. Кот Бегемот срывает голову Бенгальскому, тот обещает больше не молоть чушь, зрители просят простить его, голова возвращается на место, Жоржа прогоняют со сцены. Он ловит что-то в воздухе, прося отдать его голову. Его увозят к Стравинскому.
Фагот предлагает открыть на сцене дамский магазин, где можно бесплатно сменить свою одежду на новую, по парижской моде. После первой посетительницы публика хлынула на сцену и оделась по-новому. После этого Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель акустической комиссии московских театров, просит разоблачения фокусов. Фагот разоблачает самого Семплеярова: вчера вместо заседания комиссии он был у любовницы, Милицы Поко- батько. Его жена и родственница обрушивают на него свой гнев, Бегемот велит оркестру урезать марш, свита тает в воздухе.
Иван Бездомный пытается написать заявление, но ничего не получается, все противоречит здравому смыслу. Он беседует сам с собой и вдруг замечает мужчину на балконе, знакомится с ним. Гость стащил у Прасковьи Федоровны ключи и пользуется возможностью прогуляться по балкону, убегать ему некуда. Узнав, что Иван — поэт, гость просит его больше не писать, хоть и не читал его. Иван признает, что его стихи чудовищны. Иван рассказывает гостю об иностранце и Пилате. Гость говорит ему, что он тоже писал о Пилате, и объясняет, что Иван встретился с сатаной. Он его потряс, и Иван свихнулся, все это так необыкновенно, что даже Стравинский не поверил. Гость жалеет, что не он встретился с Боландом, потому что он в лечебнице тоже из-за Пилата. Он написал о нем роман, но не говорит своего имени, называя себя мастером. Историк по образованию, он работал в музее, занимался переводами; выиграв в лотерею сто тысяч, купил книг и нанял две комнаты у застройщика в переулке близ Арбата. Бросил службу и стал сочинять роман о Пилате. Однажды на прогулке мастер встретил женщину с желтыми цветами. Они полюбили друг друга, это она назвала его маете- ром и сшила ему шапочку с буквой «М», которая до сих пор с ним. Маргарита стала его тайной женой. Она была замужем, но приходила ежедневно, перечитывала роман и сулила мастеру славу. Но оконченный роман не взяли в печать, редактор отказал ему. Другой редактор напечатал большой отрывок, который жестоко раскритиковали критики Латунский и Ариман, литератор Мстислав Лаврович. Настали безрадостные дни. Неожиданно у мастера появился друг, который не понравился Маргарите, — Алоизий Могарыч. Он четко объяснил, почему та или иная глава не проходит. Статьи все продолжали появляться, в них чувствовалась фальшь и ярость. Потом мастер стал бояться, Маргарита тоже изменилась. Спрут страха овладел им настолько, что он пытался сжечь роман, Маргарита успела спасти часть. Мастер сказал ей, что он ненавидит свой роман, что он болен. Маргарита обещала завтра прийти к нему насовсем, в ту же ночь его арестовали. Когда мастера выпустили, его жилье оказалось занято, он попал сюда, письмо из сумасшедшего дома ей он писать не будет. Мастер неизлечим, не верит Стравинскому. Светает, он уходит к себе.
Римский у себя в кабинете слышит милицейскую трель и в окно видит, как на дамах пропадает одежда с сеанса магии. Хочет позвонить, но в телефоне слышит приказ не звонить никуда. В театре тишина, запахло сыростью, и вошел Варенуха. Говорит, что Степа сидел в трактире и слал оттуда телеграммы с пометкой «Ялта». Сейчас он в вытрезвителе. Римский думает, что Варенуха перевирает, но не знает, зачем. Он замечает изменения в коллеге: тот прячется от лампы, не отбрасывает тени. Варенуха понимает, что раскрыт, запирает дверь, в окно хочет залезть голая вампирша. Вовремя раздается крик петуха, Варенуха и девица улетают. Римский едет вон из города.
Спит Босой, которого привезли к Стравинскому оттуда, где выясняли, откуда у него валюта. Его сочли непригодным к разговорам: он ловил в комнате черта и молился. Ему снится акция по сдаче валюты и Савва Куролесов, читающий «Скупого рыцаря».
Левий Матвей прибегает к месту казни, он хотел убить Иешуа ножом, чтобы он избежал долгих мучений на кресте, но опоздал. Наконец арестантам дают пить и протыкают сердце копьем по приказу игемона. Левий снимает тела казненных и уносит тело Иешуа.
Утром в Варьете выясняется, что пропала вся администрация. Даже фамилию мага никто не мог вспомнить, в квартире Степы никого не было. Деньги у всех превратились в бутылочные наклейки. Председатель зрелищной комиссии исчез из своего костюма после визита Бегемота, в филиале комиссии все служащие, повинуясь Фаготу, стали петь «Славное море священный Байкал» и не могут остановиться. Всех их забирают в лечебницу.
Дяде Берлиоза, Поплавскому, приходит телеграмма о его гибели, написанная от первого лица. Максимилиан Андреевич из Киева едет в Москву, намереваясь поселиться в квартире. Свита прогоняет его. Вслед приходит Андрей Фокич, буфетчик из Варьете, жалуется, что с ним расплатились фантиками, Воланд ему выговорил за осетрину второй свежести и поменял деньги, Коровьев же сказал, что через девять месяцев буфетчик Андрей Фокич умрет от рака печени и его деньги под полом пропадут. Буфетчик бежит к врачу и просит остановить рак.








Маргарита бездетна и несчастлива, она ждет мастера и плачет. Но в это утро чувствует, что все изменится. Она идет гулять в Александровский сад, по дороге слышит, что у какого-то покойника украли голову. Видит похороны, за гробом все идут с загадочными лицами, она думает, кого хоронят, и слышит рядом ответ Азазелло: хоронят Берлиоза и думают, куда делась его голова. По просьбе Маргариты он указывает на критика Латунского, называя ее по име- ни-отчеству. Говорит, что его послали пригласить ее в гости к иностранцу. Она обзывает его уличным сводником и уходит, но он останавливает ее цитатой из книги мастера. Он говорит ей, что мастер жив и там она может узнать о нем. Дает ей крем и говорит, что надо намазаться, а потом он ей позвонит. Отвлекает ее и исчезает. Вечером, как указано, Маргарита Николаевна мажется кремом: морщины разгладились, волосы завились, тело порозовело и потеряло вес. Она чувствует себя свободной и пишет прощальную записку мужу. Домработница Наташа удивляется своей хозяйке, та говорит ей, что это все крем, дарит ей вещи на память. Маргарита слышит шаги соседа, Николая Ивановича, садится голая на окно и разговаривает с ним, потерявшимся от смущения. Звонит Аза- зелло, пора вылетать. В спальню влетает половая щетка, Маргарита садится на нее, кричит «Невидима и свободна!» и улетает. Сначала, до совету Азазелло, летает над городом, чтобы привыкнуть, потом ей надо лететь на реку. В городе она заглядывает в окна, потом видит Дом Драматурга и Литератора. Найдя фамилию Латунского в списке жильцов, она завизжала и направилась к нему. Критика дома не было. Маргарита влетела через окно и устроила у него погром и потоп. Улетая, она разбила стекла в окнах. На третьем этаже в кровати она увидела испуганного четырехлетнего мальчика, успокоила его, рассказав сказку о тете, у которой не было детей и счастья, и она долго плакала, а потом стала злой. Мальчик уснул. Маргарита насладилась полетом как следует. Ее нагнала Наташа верхом на борове, в которого после крема превратился Николай Иванович. Наташа просит замолвить за нее слово, чтобы оставили в ведьмах. Подлетев к реке, Маргарита спустилась к воде, перенеслась на другой берег. В честь Маргариты играли марш, кто-то козлоногий поднес ей шампанское, сказал, что Наташа отправилась в Москву, предупредить о ее прибытии. Обратно ее отправили на буланой машине с черным грачом за рулем. Он остановился на кладбище, и оттуда с Азазелло они прилетели в дом на Садовой. Дом окружают дежурные. Квартира в темноте приобретает огромные размеры, в передней — бесконечная лестница. Азазелло передает гостью Коровьеву, который говорит, что мессир Воланд дает ежегодный весенний бал полнолуния, но на балу нужна хозяйка, она должна быть Маргаритой и местной уроженкой. Из ста двадцати одной Маргариты ни одна не подошла, просит ее стать хозяйкой бала. Она соглашается, Коровьев говорит ей, что в ней течет кровь одной из французских королев XVI в. Вводит ее в комнату, где Воланду в грязной ночной рубашке вампирша Гелла смазывает мазью больное колено. Воланд приветствует ее. Коровьев подсказывает, как говорить с мессиром. Кот не хочет вылезать из-под кровати, якобы ищет там шахматного коня, а затем появляется с позолоченными усами, белым галстуком-бантом и дамским биноклем на шее. Воланд представляет свою свиту, играет с Бегемотом в живые шахматы. Маргарита предлагает помочь Воланду, мажет ему ногу, рассматривает глобус, на котором видно все происходящее в мире. Она видит погибших мать и ребенка, Воланд говорит, что работа Абадонны безукоризненна, но он не встает на чью-либо сторону, как думает Маргарита. Абадонна является к Воланду, который хочет показать его Маргарите. Это худой человек в темных очках, он производит на гостью сильное впечатление. Снимать очки ему нельзя. Приближается полночь. Маргариту моют, надевают на нее туфли из лепестков розы и цепь с медальоном-черным пуделем. После этого Коровьев и Бегемот обращаются к ней с подчеркнутой почтительностью. Коровьев дает ей советы, кот дает сигнал к началу бала. Играет оркестр под управлением Штрауса, Маргарита по подсказке Коровьева приветствует короля вальсов. Маргарита облетает все залы, а потом становится на высокую площадку, к которой ведеФ лестница. Там она должна встречать гостей, давать целовать мужчинам руку, а женщинам — колено, и, если будет трудно, можно положить руку на аметистовую колонку. Из огромного камина являются гости, Коровьев рассказывает о них — алхимиках, отравителях, убийцах, висельниках. Она должна быть со всеми приветлива, но никому не отдавать предпочтения. Маргарита уже двигается и улыбается механически, тут Коровьев рассказывает ей о Фриде, задушившей своего ребенка платком, который ей теперь каждое утро кладут на стол. Этот платок она сжигает, топит, но находит его каждое утро снова. Ребенка от хозяина кафе, где она работала, Фрида убила потому, что его было нечем кормить. Фриде она говорит больше, чем остальным, Коровьев волнуется, что получится затор, Маргарита советует Фриде напиться и ни о чем не думать. Коровьев и Бегемот оттирают ее в толпу. Народ идет стеной, ноги Маргариты подгибаются, она готова заплакать, колено распухло, Наташа периодически обтирает его чем-то. Гости приняты, но надо облететь залы, уделить внимание всем гостям. Последний выход в бальный зал. Появляется Воланд в окружении Абадонны, в той же сорочке. Азазелло приносит ему блюдо с отрезанной головой Берлиоза, в которой еще теплится жизнь. Воланд обращается к нему: все сбылось, и его слова о том, что после отрезания головы жизнь прекращается, неверны, но есть и теория, что каждому будет дано по вере его, и Берлиоз превращается в чашу в виде черепа. Появляется еще один гость, на этот раз из мира живых — барон Майгель, служащий зрелищной комиссии, наушник и шпион, попросился к нему в качестве гида, чтобы подслушать и подсмотреть все, что можно. Абадонна становится напротив Майгеля, снимает свои очки, и Азазелло убивает его. Чашу подставляют под струю крови, и Воланд пригубляет из чаши, дает ее Маргарите, говоря, что кровь давно ушла в землю и на том месте, где она пролилась, растут виноградные гроздья. Маргарита пьет, слышит крики петухов, все гости распадаются в прах, квартира становится обычной, только видна полоска света в комнате, куда идет Маргарита. Там все как до бала, Воланд спрашивает, очень ли ее измучили, Бегемот наливает ей спирт. Все говорят, что бал прошел потрясающе. Маргарита садится за стол, ест, удивляется, что грохот бала не был слышен другим. Азазелло демонстрирует ей свою меткость, стреляя в карты через подушку. Бегемот устраивает потасовку с Геллой. Ближе к утру Маргарита чувствует, что ей пора уходить, нагота уже стесняет ее, она прощается, чувствуя себя обманутой, но просить ни о чем не хочет, лучше утопиться в реке. Говорит, что веселилась на балу и готова еще подставлять свое колено, если бы он продолжался. Воланд останавливает ее и говорит, что ее испытывали; никогда не надо ни о чем просить, особенно у тех, кто сильнее, сами предложат и сами все дадут. Спрашивает, что она хочет, готов выполнить одну вещь. Маргарита вдруг просит, чтобы Фриде перестали подавать платок. Поясняет, что легкомысленно дала ей надежду и не будет иметь из-за этого покоя всю жизнь. Воланд говорит, что это сделает не он, а она сама. Маргарита зовет Фриду и говорит ей о прощении. Воланд спрашивает, что она хочет для себя. Она просит вернуть ей сейчас же ее любовника, мастера. Тут же появляется мастер, думает, что у него галлюцинации. Ему дают выпить, он приходит в себя, узнав Маргариту и поняв, перед кем сидит. Воланд хочет прочесть его рукопись о Пилате, утверждая, что рукописи не горят, и роман появляется. Маргарита просит вернуть их в подвал в переулке на Арбате, Воланд обещает попробовать, Азазелло материализует в комнате Могары- ча, который занял комнаты, Маргарита царапает его ногтями, по приказу Азазелло Алоизия выносит из окна. Коровьев уничтожает историю болезни мастера и запись в домовой книге застройщика о Могарыче, отдает мастеру его документы, а Маргарите — ее сокровища, память о мастере: фото, обгоревшую тетрадь, розу и сберкнижку с деньгами мастера. Воланд говорит, что надо разобраться с ее свитой — домработницей и боровом. Наташа просит оставить ее ведьмой, Воланд соглашается. Николаю Ивановичу по его просьбе пишут справку для милиции и жены, что он провел ночь на балу у сатаны. Варенуха просит отпустить его обратно, он не может быть вампиром. Азазелло делает ему внушение, что нельзя лгать и хамить по телефону. Мастер на вопрос Воланда о том, что он будет делать, отвечает, что его ничто не интересует, кроме Маргариты. Воланд обещает ему, что роман еще принесет сюрпризы. Дарит Маргарите золотую подкову, усыпанную алмазами. По дороге к автомобилю Маргарита случайно обронила подкову, которую нашла Аннушка-Чума, разлившая масло. Она уже долго подглядывала, как гости покидали квартиру № 50, и сразу прибрала к рукам сокровище. Азазелло вернулся, припугнул ее и вернул подкову Маргарите. Через час они уже были в своем подвале. Мастер спал, а Маргарита перечитывала целую рукопись, возвращенную Волан дом. Прокуратор Понтий Пилат лежит, на полу разлито вино: слуга растерялся под его взглядом, и прокуратор, рассердившись, что он не смотрит ему в глаза, разбил кувшин и прогнал его. Шел дождь и ураган. Прокуратор ждал гостя. Он пришел, и Пилат пригласил его выпить вина. Они выпили, поели. Гость, отвечая на вопросы прокуратора, сказал, что настроение в Ершалаиме сейчас удовлетворительное, Вар-равван теперь безопасен, он сам удостоверился, что казненные умерли, напиток им дали, но Иешуа отказался его выпить, поблагодарил и сказал, что не винит за то, что у него отняли жизнь. Пилат просит похоронить тела втайне, интересуется, сколько получил за предательство этот старик Иуда из Кириафа. Собеседник говорит, что он получит деньги только сегодня, и он — красивый молодой человек, а не старик, у него есть только одна страсть — к деньгам. Прокуратор говорит, что у него есть сведения, что Иуду зарежут этой ночью, а деньги вернут первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!». Гость говорит, что у него таких сведений нет. Пилат просит гостя заняться охраной Иуды, говоря, что надеется на его исполнительность. Гость командует тайной стражей Пилата. Прокуратор вспоминает, что должен ему — при въезде в город занял мелочи, бросить нищим. Вручает кожаный мешок, называет гостя Афранием, говорит, что ждет его доклада и велит разбудить себя в любой час. Афраний уходит, наступают сумерки. Прокуратор пытается понять причину своих душевных мучений, зовет собаку. Банга прибегает и преданно ложится у ног хозяина. За город уезжают повозки тайной стражи, Афраний выходит позже и идет в город. На греческой улице он находит Низу, в ее доме проводит не больше пяти минут и уходит. Низа в спешке переодевается, говорит служанке, что идет к Энанте. Она встречается на улице с Иудой, обгоняет его, он спешит за ней, говорит, что хотел зайти к ней. Низа отвечает, что идет за город в Гефсиманский сад, слушать соловьев, он просится с ней. Низа говорит, чтобы он пришел позже к гроту. Он приходит, зовет Низу, но выходит мужчина, второй преграждает ему путь, спрашивая, сколько он сейчас получил. Иуда думает, что они хотят денег, говорит, что получил тридцать тетрадрахм, предлагает их. Первый мужчина убивает его. Кошель упаковывают с запиской, убийцы уходят. Третий выезжает из сада и по реке едет к южным воротам Ершалаима. Это Афраний. Пилат после долгой бессонницы спит на балконе, ждет его. Он стонет во сне: снится, что он идет по лунной дороге с Бангой и бродячим философом Иешуа, говорит с ним, что не мог погубить из-за него карьеру, Иешуа отвечает, что нет большего порока, чем трусость, и они теперь всегда будут вместе, Пилат просит помянуть его, плачет и смеётся во сне. Проснувшись, он вспомнил, что казнь была. Пришел Афраний, просит отдать его под суд: он не сумел уберечь Иуду. Показывает кошель с тридцатью тетрадрахмами, говорит, что предположительно убили Иуду рядом с Ершалаимом, в Гефсимании, где он хотел спрятать деньги, тайная стража потеряла его след на базаре. Злоумышленники подкинули кошель через забор во дворец Каифы. Кайфа сказал, что деньги никому во дворце не выдавали. Пилат говорит, что не считает нужным отдавать Афрания под суд: он сделал все, что мог. Пилат спрашивает, не покончил ли Иуда с собой сам, готов спорить, что такие слухи скоро поползут по городу. Афраний докладывает ему, что казненные погребены, а Матвей унес тело и ждал в пещере тьмы, его обнаружили и объяснили, что тело будет погребено, разрешили ему участвовать в погребении. Пилат говорит, что имеет дело с человеком, который не делает ошибок. Хочет увидеть Jle- вия Матвея — Афраний привел его. Пилат одаривает его перстнем за хорошую службу. Левий Матвей голоден, устал, Пилат предлагает ему сесть, но Матвей садится на пол, а не в кресло, чтобы не запачкать его. Он просит нож, который нужно вернуть хозяину. Пилат говорит ему, что нож вернут в лавку, просит показать хартию, где записаны слова Иешуа. Матвей думает, что у него хотят отнять ее, но Пилат просит только показать. Там он видит уже знакомые слова о трусости. Предлагает Матвею службу в своей библиотеке, но тот отказывается, говоря, что Пилату будет нелегко смотреть ему в лицо после казни. Пилат говорит, что он не усвоил уроки Иешуа, иначе обязательно бы взял у него что-нибудь, что Матвей жесток, а Иешуа жестоким не был. Спрашивает, куда тот пойдет. Матвей признается, что зарежет одного человека. Пилат говорит, что Иуду уже зарезали, и это сделал он. Спрашивает, возьмет ли он теперь у него что-нибудь. Левий Матвей просит кусочек чистого пергамента. После его ухода прокуратор спит и не стонет. Маргарита дочитала новообретенный роман до конца, наступило утро. Мастер спал, и она тоже заснула без волнения. В Москве идет следствие по делу Воланда. Допросили Семплеярова, побывали в квартире № 50, но никого там не нашли, хотя следы чужих были. Воланда не могли найти среди зарегистрированных иностранцев, никто не видел его документов, председатель зрелищной комиссии вернулся в свой костюм, и выяснилось, что о Воланде он ничего не знал. Все видели мага, но найти его нельзя. Зато нашли пропавшего Римского — в Ленинграде, в «Астории», прячущегося в платяном шкафу. Лиходеев, как оказалось, вылетел из Ялты в Москву. Поющих служащих излечил профессор Стравинский, только Варенуху не смогли найти. Зато в лечебнице обнаружили Босого и Бенгальского. К Бездомному пришел следователь, но Иван отвечал равнодушно. После разговора с ним следователь понял, что все события начались с происшествия на Патриарших. Поймать никого не могли, проходили даже с сетью по квартире. Не понимали, куда из нее мог деться барон Майгель. Прибывшего Лиходеева по его просьбе заключили в камеру, и вскоре нашли Варенуху, пропадавшего двое суток неизвестно где. Варенуха сказал, что напился и где-то валялся, потом разрыдался и тоже попросился в бронированную камеру, как и позже Римский. Допросили и Аннушку, и Николая Ивановича, после этого установили, что пропали Наташа и Маргарита. В субботу квартира опять подала признаки жизни. Там открывали окна, пели, появлялся кот. Их поехали арестовывать, но ничего, кроме остатков теплого еще завтрака, не нашли. В гостиной сидел кот с примусом, его пробовали поймать сетью, он стал стрелять из браунинга. Сеть путалась, кота ранили, он выпил бензина из примуса и вновь ожил, залез на люстру. Никто при потасовке не пострадал. В квартире послышались голоса. Воланд возмущался тем, что ему мешают, Азазелло сказал, что им пора. Кот выбил стекла в окне и плеснул в квартиру бензином. Он вспыхнул сам по себе. Огонь обнаружил труп Майгеля, но вытащить его уже было нельзя. Воланд и свита среди дыма взлетели в небо. Примерно через пятнадцать минут Коровьев и Бегемот пришли в Торгсин, разоблачили джентльмена в сиреневом, прикинувшегося иностранцем. Бегемот съел мандарины с прилавка и пару селедок из бочки. Свистят милицию. Коровьев произносит патетическую речь, что рабочему человеку без валюты не дают мандарин за три копейки. Фиолетового гражданина разоблачают, и заканчивается все пожаром. Потом, представившись Панаевым и Скабичевским, парочка приходит к Грибоедову, Арчибальд Арчибальдович узнает их и лично обслуживает. Потом идет «приглядеть за филейчиками» и сообщает по телефону о гостях. Приходят трое с револьверами, но гости тают в воздухе. Воланд и Азазелло на каменной террасе одного из старейших московских зданий смотрят на город, видят, как горит Грибоедов. К Воланду приходит Левий Матвей, не здороваясь, потому что не желает ему здравствовать. Но Воланд говорит, что если бы не было зла, то добро тоже не существовало бы. Матвей просит от имени Иешуа, который прочел роман о Пилате, чтобы Воланд взял с собой мастера и ту, которая страдала и любила его, и наградил их покоем. Воланд спрашивает, что же они не берут его к себе, в свет. Матвей отвечает: мастер не заслужил света, он заслужил покой. Воланд приказывает Азазелло лететь к ним и все устроить. Приходят Коровьев и Бегемот со спасенной из пожара семгой и халатом. Воланд говорит, что сейчас придет последняя гроза, и они тронутся в путь. Тьма накрывает город, начинается гроза. Мастер и Маргарита обсуждают произошедшее с ними. Кто-то стучится, спрашивает Алоизия, Маргарита говорит, что его вчера арестовали, гость исчезает. Маргарита говорит, что все будет хорошо, черт позаботится о них. Азазелло приходит к мастеру и Маргарите с вином, от которого они падают замертво, мастер успевает еще сказать: «Отравитель». Азазелло покидает их, чтобы увидеть, как в своем доме падает, хватаясь за сердце, Маргарита Николаевна, и возвращается, дает Маргарите то же вино, оживляет ее и мастера. Говорит им, что надо проститься с подвалом, мастер предполагает, что их убили, как это умно и вовремя. Азазелло отвечает: разве, чтобы чувствовать себя живым, надо сидеть в подвале в больничных кальсонах? Маргарита просит мастера взять с собой роман, он говорит, что помнит его. Они сжигают свое жилье, садятся на коней. Мастер прощается с городом, с Иваном, который обещает не писать стихов, мастер предлагает написать ему продолжение своего романа. Знакомит его с Маргаритой, которая целует его в лоб и говорит, что все будет как надо. После их отъезда Иван слышит беспокойство в палате мастера, и Прасковья Федоровна говорит ему, что сосед умер. Иван говорит: в Москве умерла еще женщина. На Воробьевых горах Воланд, Коровьев и Бегемот ждут Азазелло с мастером и Маргаритой. Воланд говорит прибывшим, чтобы они попрощались с городом навсегда. Бегемот просит разрешить ему свистнуть на прощанье, грустная Маргарита просит разрешить ему повеселить их. Бегемот с Коровьевым соревнуются в свисте, сгибая и вырывая деревья. После прощания всадники поднимаются вверх и скачут, меняя свой облик. Коровьев-Фагот превращается в темно-фиолетового рыцаря с мрачным лицом. Воланд говорит Маргарите, что он неудачно пошутил, говоря о свете и тьме, поэтому ему пришлось прошутить дольше, чем он предполагал. Бегемот оказался худеньким юношей, демоном-пажом. Азазелло лишился клыка и кривоглазия, оба глаза были одинаково холодные, это был демон-убийца. Видит Маргарита, как изменился мастер, — волосы собрались в косу, он улыбался луне, как хорошей знакомой. Воланд тоже летел в своем настоящем обличье. Ночь разоблачила все обманы. Воланд останавливает коня на каменистой безрадостной плоской вершине, где на площадке сидит Понтий Пилат и рядом с ним лежит Банга. Воланд говорит мастеру, что роман его прочитан, но не окончен, ему хотелось показать его героя, который две тысячи лет сидит на площадке и спит, только в полнолуние его и собаку терзает бессонница, потому что тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Пилат говорит, что и при луне ему нет покоя, а когда спит, он видит одно и то же: лунную дорогу и Иешуа, с которым не договорил, но не может пойти по этой дороге и охотно бы поменялся участью с Левием Матвеем. Мастер может закончить роман одной фразой. Он кричит: «Свободен! Он ждет тебя!» Пилат видит лунную дорогу и бежит по ней вслед за своим верным псом. Мастер спрашивает: ему тоже идти за Пилатом? Воланд отвечает, что не надо гнаться по следам того, что окончено, Иешуа и Пилата надо оста вить вдвоем. А для мастера Иешуа просил другого будущего, обещает, что мастер будет гулять с Маргаритой под вишнями, слушать Шуберта, писать при свечах гусиным пером, указывает ему дорогу в их вечный дом. Они прощаются, Маргарита говорит мастеру, что вечером к нему придут те, кого он любит, он будет засыпать в своем колпаке с улыбкой на губах, а беречь его сон будет она. Мастера кто-то отпускал на свободу, как только что он отпустил Пилата. В Москве же долго ходили невероятные слухи, но культурные люди придерживались версии, что действовала шайка гипнотизеров и ничего на самом деле не происходило. Было всего две жертвы — Берлиоз и Майгель. Воланд, видимо, потом бежал за границу. Всюду стали истреблять черных котов, их доставляли в милицию, равно как и людей с фамилиями, похожими на фамилии Воланд и Коровьев. Следствие решило, что Маргариту, Наташу и мастера похитили. Постепенно все забылось. Бенгальский поправился и вышел на службу, но публика издевалась над ним, и он ушел из Варьете. Варенуха стал всегда разговаривать по телефону любезно и не врал, что его нет. Лиходеев не вернулся в театр, переехал в Ростов, работает заведующим гастрономом, стал молчалив и сторонится женщин. Римский уволился, так и не найдя в себе сил принести даже заявление — его привезла жена. Он поступил работать в театр детских кукол. В должности директора Варьете теперь Алоизий Могарыч. Он очнулся после визита к Воланду под Вяткой и приехал уже после пожара. Как человек предприимчивый, он сразу нашел комнату и должность. Буфетчик Андрей Фокич действительно умер от рака печени через девять месяцев. Сотрудник института философии и истории Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год в весеннее полнолуние сидит под липами на Патриарших прудах и смотрит на луну. Он знает, что стал жертвой преступных гипнотизеров, но не может совладать с весенним полнолунием, разговаривает сам с собой, курит и смотрит на турникет. Потом идет в переулки Арбата, смотрит за решетку на готический особняк, в котором видит еще одну жертву полнолуния. Там сидит и вздыхает по Наташе Николай Иванович, называя себя дураком. Иван возвращается домой, где жена сторожит его беспокойный сон, где он видит казнь Гестаса. После снятия приступа у тяжело больного его жена засыпает, и Ивану снится, как Пилат и Иешуа беседуют на лунной дороге, и Иешуа говорит, утешая Пилата, что казни не было. Потом лунный путь превращается в реку, и к нему приходят мастер и Маргарита. Мастер говорит, что этим и кончилось, а Маргарита целует его в лоб, и Иван засыпает со счастливым лицом. Его никто больше не тревожит до следующего полнолуния — ни убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат. * * * Произведение построено на чередовании библейских картин из жизни современной автору Москвы. Роман был задуман как «евангелие от дьявола». Воланд испытывает людей, и каждый получает то, что заслуживает. Кроме библейской темы, в романе присутствуют темы любви, вечной муки за преступления, отношения к религии, судьбы творческой личности в трагический век.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе