Краткое содержание > Булгаков > МАСТЕР И МАРГАРИТА НОВЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕСКАЗА
МАСТЕР И МАРГАРИТА НОВЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕСКАЗА - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам МАСТЕР И МАРГАРИТА НОВЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕСКАЗА

Начинается роман с описания Патриарших прудов, возле которых прогуливаются два литератора. Старший, Михаил Александрович Берлиоз, учит младшего, Ивана Бездомного, как настоящий атеист должен писать о Христе. Рассказ Берлиоза неожиданно прерывает незнакомый иностранец. Его замечания кажутся странными, и оба литератора подозревают в нем либо шпиона, либо сумасшедшего. Незнакомец рассказывает им историю, при которой он якобы сам присутствовал и которая произошла в весенний месяц ниссан в Древней Иудее.
К прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят арестованного Иешуа Га-Ноцри, которого обвиняют в том, что он произносил крамольные речи на базарной площади Ершалаима. Пилат крайне удивлен тем, что арестованный всех, даже своих врагов, называет добрыми людьми. Иешуа оправдывается, заявляет, что большую часть того, за что его арестовали, он никогда не говорил, что это все выдумывает Левий Матвей, который считает себя «учеником» Иешуа, записывает его «проповеди» и распространяет среди горожан. Прокуратора мучают головные боли. Иешуа помогает ему и снимает головную боль. Прокуратор пытается спасти Иешуа от расправы, но тот не умеет лгать и давать ложные показания. Пилату ничего не остается делать — он дает приказ заточить Иешуа в темницу и соглашается на казнь, хотя внутренний голос подсказывает ему, что это главная ошибка всей его жизни.
Прервав рассказ, незнакомец называет свое имя — Во- ланд, а также свою профессию — маг. На возражения Берлиоза о том, что бога нет и что человек сам властелин своей судьбы, Воланд заявляет, что Берлиоз не знает даже того, что с ним произойдет всего через пять минут, — он умрет, так как ему «отрежет голову комсомолка». Ивану же «маг» обещает, что он попадет в сумасшедший дом. Берлиоз, окончательно уверившись, что перед ним шпион, спешит к телефону — позвонить «куда надо», но поскальзывается на рельсах (на которых Аннушка разбила бутылку подсолнечного масла) и падает под трамвай. Трамваем ему отрезает голову, а за рулем трамвая сидит вагоновожатая-комсомолка.
Бездомный, увидев, что произошло с Берлиозом, начинает погоню за странным незнакомцем, к которому присоединяется его свита: кот, умеющий ходить на задних лапах и платить за проезд в трамвае, и мерзкого вида «регент» в клетчатых брюках. Попытки Ивана остановить «свиту» не приводят ни к чему. В пылу погони он попадает в какой-то дом и, взяв там бумажную иконку и свечу, выходит к Москве-реке. Иван не в себе, он чувствует, будто находится во сне. Полагая, что имеет дело с нечистой силой, Иван раздевается и ныряет в воду (своего рода обряд крещения). Выбравшись на берег, Бездомный обнаруживает, что одежда исчезла. Завернувшись в простыню, со свечой и иконкой в руках, он идет к дому литераторов — «Грибоедову».
«Дом Грибоедова» известен всей Москве, так как здесь не только располагается МАССОЛИТ (Московская ассоциация литераторов), но и ресторан, где лицам, имеющим удостоверение писателя, можно поесть дешево и вкусно. МАССОЛИТ занимается распределением всяческих благ: гонораров, командировочных, дач, «творческих» путевок на юг в санатории. В «Грибоедове» правление в полном составе ждет Берлиоза, так как нужно решать вопрос о распределении дач. В 12 часов ночи приходит известие о смерти председателя. Затем перед изумленным правлением появляется Иван Бездомный со свечой, завернутый в белую простыню. Его слова об иностранце, «убившем Мишу Берлиоза», воспринимаются как бред сумасшедшего. Ивана пытаются успокоить, он буянит, 
устраивает драку, чем окончательно убеждает присутствующих в своем безумии. Поэту Рюхину поручено препроводить Ивана в психиатрическую клинику доктора Стравинского. По дороге Иван обвиняет Рюхина в том, что он неискрен в своих произведениях, что он конъюнктурщик и бездарь с «кулацкой психологией».
Ивана с диагнозом «шизофрения» оставляют в клинике, а Рюхин возвращается в «Грибоедов», где напивается, так как в глубине души понимает, что Иван сказал о нем правду.
Директор Варьете Степа Лиходеев просыпается в квартире № 50 дома № 302-бис по Садовой улице, известной странными исчезновениями прежних хозяев, с ужасной головной болью после вчерашней попойки. Внезапно перед ним возникает незнакомец в черном берете и уверяет, что он известный артист, с которым Степа заключил контракт на серию выступлений в Варьете. Степа не помнит этого, но вынужден верить контракту, на котором стоит его собственная подпись. Завтрак с иностранцем и приятная беседа вдруг обрываются тем, что незнакомец заявляет, будто ему тесно в квартире в обществе Лиходеева, и Степа в мгновение ока оказывается на берегу моря в Ялте.
Один из свиты Воланда, Коровьев (он же «регент»), отправляется к председателю жилтоварищества дома № 302-бис по Садовой Никанору Ивановичу Босому и предлагает сдать квартиру № 50 богатому иностранцу. Босой, пораженный предложенной суммой, соглашается, а деньги прячет за трубу в уборной. Коровьев, позвонив «куда надо» и назвавшись Квасцовым из квартиры № 11, сообщает о том, что председатель жилтоварищества незаконно хранит дома валюту. Через несколько минут трясущегося Никанора Ивановича увозят люди в штатском, которые и впрямь вместо рублей обнаруживают у него дома валюту. С удовольствием рассказывающий об аресте председателя Квасцов вскорости также исчезает неведомо куда.
В Варьете тем временем Степу Лиходеева ждут администратор Варенуха и финдиректор Римский. Неожиданно почтальон приносит телеграмму-молнию от Степы из Ялты. Начинается обмен телеграммами и телефонными звонками. Римский и Варенуха уверены, что Ялта — это какая-то чудовищная мистификация, розыгрыш, что Степа напился пьян и шлет телеграммы из хулиганства. В конце концов, собрав все телеграммы, Варенуха отправляется в органы. По дороге на
него нападают двое из свиты Воланда — Азазелло и Гелла. Они жестоко избивают Варенуху, а затем убивают.
Иван Бездомный находится в клинике Стравинского. Несколько раз он пытается написать заявление в милицию. Однако события, о которых он рассказывает, кажутся настолько невероятными, что Иван с досадой оставляет это занятие. Ему приходится смириться со своим положением душевнобольного. Однажды легкая решетка балконной двери, ведущей в палату Ивана, поднимается — и перед ним появляется другой пациент больницы — человек в шапочке, на которой золотом вышита буква «М». Он рассказывает свою историю. Однажды он выиграл в лотерее приличную сумму денег, бросил утомительную службу и занялся писательским трудом. Мастер (так назвал себя человек) создает роман о Понтии Пилате. Написать роман ему помогает женщина, его тайная возлюбленная, с которой он случайно познакомился на улице Москвы. Отправив роман в издательство, Мастер получает ответ, что напечатать роман невозможно. Тем не менее в газетах начинают в большом количестве появляться статьи, направленные против его творения. Затравленный критиками, Мастер впадает в депрессию. Он исчезает из счастливой квартиры, в которой писал свой роман и в которой встречался со своей возлюбленной. Через некоторое время он снова появляется в своей опустевшей квартире, сжигает роман и через весь город сам приходит в клинику Стравинского. Узнав, что Иван — поэт, но поэт (по признанию самого же Ивана) плохой, Мастер берет с него слово, что тот больше не будет писать стихов, и удаляется по балкону к себе.
На сеанс «черной магии» (с последующим разоблачением) в Варьете собирается полный зал народу. Появляется Воланд, усаживается в кресло посреди сцены и устраивает представление: из-под купола в зал сыплются денежные купюры. Изумление и веселье наполняет театр. Все хватают деньги и прячут по карманам. Когда конферансье Бенгальский объявляет, что это только фокус и Воланд сейчас уничтожит деньги, публике его речь не нравится, кто-то даже говорит, что Бенгальскому голову за такие слова надо оторвать. Кот (по кличке «Бегемот») тут же приводит этот приговор в исполнение. Голова Бенгальского моргает выпученными глазами, а из обезглавленного тела фонтанами хлещет кровь. На просьбы публики простить Бенгальского Воланд произносит: «...они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...». Голову надевают на Бенгальского, тот в полусумасшедшем состоянии уходит за кулисы, а представление продолжается. Кот открывает на сцене дамский магазин, где старые платья и обувь обменивают на новые — модные, парижские. Нахватав дармовых вещей, довольные зрители выходят из Варьете на улицу. И тут деньги начинают превращаться в этикетки от бутылок, пчел и прочие бесполезные предметы, а дамские наряды исчезают. Дамы мечутся голые по улицам, мужчины пытаются их прикрыть — в целом получился неслыханный, небывалый скандал.
Римский тем временем набирается смелости и решает сообщить в органы обо всем происшедшем (и, в частности, об исчезновении Варенухи, так как уже ночь, а он до сих пор не вернулся). Внезапно перед ним появляется Варенуха. Он ведет себя странно: рассказывает о бесчинствах Степы Лиходеева в подмосковном трактире, накручивает одну ложь на другую. Случайно Римский обнаруживает, что Варенуха не отбрасывает тени, а в окно лезет страшная рыжая ведьма (Гелла). Однако Римскому удается спастись, так как в последний момент кричит петух, предвещая рассвет, и ставший вампиром Варенуха и рыжая ведьма исчезают. Поседев от ужаса, Римский мчится на вокзал и уезжает в Ленинград.
Председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой (также попавший в сумасшедший дом) видит сон: он в большом театральном зале, где идет выступление «валютчиков». Исполняются отрывки из «Скупого рыцаря» Пушкина. Артист, ведущий программу, убеждает сидящих прямо на полу людей сдавать имеющуюся у них валюту. Никанор Иванович кричит: «Нету! Нету у меня!.. Пусть Пушкин им сдает валюту!» Прасковья Федоровна, фельдшерица в клинике Стравинского, впрыскивает ему успокаивающее.
Ивану Бездомному снится продолжение истории о Понтии Пилате, которую им с Берлиозом рассказывал на Патриарших «черный маг». На Лысой Горе легионеры под предводительством Марка Крысобоя казнят Иешуа. Никто не пытается остановить казнь, лишь один Левий Матвей, украв нож в хлебной лавке, хочет убить своего учителя, чтобы избавить от мучений. Но ему не удается даже приблизиться к осужденному. На столбах, под палящими лучами солнца, распяты преступники.
Постепенно они сходят с ума. В это время на город надвигается тьма. Казнь приказано прекратить и добить осужденных. Под проливным дождем Левий взбирается на Лысую Гору и забирает тело Иешуа, чтобы похоронить.
В Варьете и в его окрестностях продолжаются чудеса. Последний человек, оставшийся из администрации, бухгалтер Василий Степанович Ласточкин, безуспешно пытается сдать выручку за злополучный концерт. Но в такси у него отказываются брать червонец: после сеанса червонцы повсеместно превращались в разноцветные бумажки, пчел и пр. В канцелярии Зрелищной комиссии вместо председателя за столом сидит пустой пиджак и ловко подписывает документы. Рыдающая секретарша рассказывает, что перед этим приходил какой- то «наглый», «с кошачьей мордой», от которого председатель пытался отговориться обилием дел. Когда же кот возразил, что «нету у вас никаких дел», председатель крикнул: «Вывести его вон, черти б меня взяли!». Мнимый кот тут же исчез, «прихватив с собой и Прохора Петровича». В филиале Зрелищной комиссии тоже не все в порядке: все слаженно и красиво, хотя и против своей воли, поют песню «Славное море, священный Байкал». Оказалось, что заведующий филиалом, одержимый манией организации всякого рода кружков, приволок какого- то типа в клетчатых брюках, назвавшегося Коровьевым, чтобы тот организовал хоровой коллектив. Когда спели первый куплет, Клетчатый извинился: «Я на минутку!» и исчез. С тех пор пение остановить никто не может. В конце концов весь филиал на трех грузовиках отправляют в клинику Стравинского. Наконец открывают кассу, бухгалтер начинает сдавать деньги и видит, что выручка от концерта оказалась валютой. Василия Степановича немедленно арестовывают.
Киевский дядя Берлиоза Максимилиан Андреевич Поплавский получает телеграмму: «Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз». Из телеграммы Поплавский понял лишь одно — в Москве освободилась жилплощадь. Он тут же решает этим воспользоваться. Однако, приехав в столицу, Поплавский встречает квартире № 50 отнюдь не ласковый прием. «Возвращайся немедленно в Киев, и ни о каких квартирах в Москве не мечтай», — говорит ему Азазелло и спускает с лестницы. В это же время в квартиру поднимается маленький тщедушный человечек — буфетчик из злополучного Варьете, некто Соков. Он просит заменить ему бумажки настоящими деньгами, так как у него из-за сеанса «мага» образовалась большая недостача. Но его ждет ужасное потрясение: странные жильцы не только знают, сколько рублей хранится на счете Сокова, но и сообщают, что через девять месяцев он умрет от рака печени. В ужасе Соков бежит прочь, мчится к профессору медицины, но даже самое тщательное обследование ни к чему не приводит — признаков болезни еще нет.
Вторая часть романа начинается с того момента, когда Мастер исчезает из дома. Маргарита твердо решает, что без Мастера жизнь ее не имеет смысла. Она возвращается к мужу (с которым не успевает переговорить о том, что любит Мастера), живет тоской и воспоминаниями. В один из дней она идет по московским улицам и видит похоронную процессию. Какой-то рыжий, странного вида человек (Азазелло) развязно сообщает ей, что хоронят Берлиоза, а голову у покойника кто- то стащил прямо из гроба. Азазелло между делом показывает Маргарите литераторов, в том числе Латунского и Лавровича (организаторов травли Мастера). Потом говорит, что вечером она должна прийти к одному знатному иностранцу. Маргарита в негодовании, но Азазелло тихо произносит начальные строки романа Мастера о Понтии Пилате": «Тьма, пришедшая со Средиземного моря...» Маргарита соглашается на все условия, лишь бы узнать что-нибудь о своем возлюбленном. Азазелло дает ей золотую баночку с кремом, велит намазаться им и ждать телефонного звонка.
Крем оказывает чудесное действие — Маргарита превращается в юную и прекрасную ведьму. Наташа, ее домработница, в восторге от перемены, произошедшей с хозяйкой. Маргарита улетает из дома через окно на метле. Став невидимой, она летит на Арбат и устраивает страшный погром в квартире критика Латунского, погубившего Мастера. За городом ее догоняет домработница Наташа (она тоже натерлась кремом), сидящая верхом на соседе Николае Ивановиче, которого крем превратил в борова (Наташа шутки ради мазнула пристававшего к ней соседа кремом по носу). Она и Маргарита отправляются на бал сатаны.
Наконец Маргарита оказывается в квартире № 50 дома по Садовой. Мессир и Бегемот играют в шахматы (Бегемот при этом жульничает). Воланд открывает Маргарите тайну ее превращений — она должна стать королевой весеннего бала полнолуния. Квартира № 50 превращается в огромный дворец с анфиладами комнат, бассейнами шампанского и оркестром под управлением самого маэстро Штрауса. Начинают прибывать гости: через каминную трубу влетают полуистлевшие гробы, они открываются, и прах, ударившись об пол, принимает очертания живых людей — преступников, насильников, убийц, пиратов и прочих злодеев прошлых времен. Все они выражают свое восхищение и почтение королеве бала и в знак преклонения целуют колено Маргариты. Гости идут нескончаемой чередой, Маргарита смертельно устала, но продолжает достойно выполнять свои обязанности. Из всех гостей ей особенно запоминается Фрида, наказание которой состоит в том, что каждое утро у нее в комнате появляется носовой платок — напоминание о страшном преступлении, совершенном ею: когда-то она убила своего незаконнорожденного сына, засунув ему платок в рот, а тело потом зарыла в лесу. Она умоляет королеву избавить ее от этой муки. Бал в разгаре. На блюде вносят отрезанную и украденную из гроба голову Берлиоза. Голова оживает, и Воланд наглядно демонстрирует Берлиозу, что тот был не прав в своих атеистических воззрениях. Затем он добавляет, что «каждому будет дано по его вере» и что, соответственно, Берлиоз после смерти превратится в прах (как он сам говорил). Голова превращается в череп, оформленный в виде чаши. В этот момент появляется барон Майгель, служащий зрелищной комиссии, «наушник и доносчик». Прослышав о «сеансе» в Варьете, Майгель является в квартиру № 50, чтобы перекупить контракт с Воландом и подзаработать на этом. Происходит ритуальная казнь барона. Из его тела фонтаном бьет кровь, которой наполняют бывший череп Берлиоза. Воланд пьет из чаши, затем подает череп Маргарите. Та пьет, но... это оказывается не кровь, а прекрасное вино. Бал заканчивается, Маргарита снова попадает в квартиру № 50 дома по Садовой.
Воланд благодарит Маргариту за помощь и просит высказать ее сокровенное желание. Маргарита хочет сказать о своем желании соединиться с мастером, но, вспомнив о Фриде, просит, чтобы ей больше не подавали ужасный платок. Желание мигом исполняется, Воланд одобрительно относится к поступку «гордой женщины», говорит, что никогда не следует ни у кого ничего просить, «особенно у тех, кто сильнее вас», «сами придут и все дадут». Он настаивает, чтобы Маргарита попросила что-нибудь и для себя. Тогда она просит, чтобы ей вернули Мастера. Он тут же оказывается рядом. Маргарита хочет вернуться туда, где они так счастливы были когда-то. Воланд тут же расправляется с соседом и бывшим «другом» Мастера Алоизием Могарычем (оказывается, это он написал донос на Мастера, чтобы переехать в его комнату), уничтожает историю болезни Мастера, возвращает рукопись романа (на изумленное возражение Мастера, что он рукопись сжег, Воланд отвечает: «Рукописи не горят»). Тут вбегает бывшая домработница Маргариты Наташа и просит, чтобы ее навсегда оставили ведьмой, что сразу же исполняют. Николай Иванович (боров) умоляет вернуть его домой к супруге со справкой о причинах отсутствия. Устраивают и это. Воланд дарит Маргарите на счастье золотую подкову, усыпанную бриллиантами. Припавшая к замочной скважине соседка Аннушка (та самая, что разлила масло на погибель атеисту-Берлиозу) видит на лестнице странную компанию, а затем находит оброненную Маргаритой подкову. Она тут же хватает ее и прячет за пазуху. Однако перед ней появляется Азазелло. В ответ на попытки Аннушки отнекиваться и говорить, что она ничего не видела и не знает, Азазелло принимается ее душить, и Аннушка тут же возвращает подкову.
Герои садятся в машину, которую ведет грач в клеенчатой кепке, и покидают Садовую. Дома, в уютной комнате Мастера, где они когда-то были так счастливы, Маргарита разворачивает листы знакомой рукописи и вновь перечитывает строки романа.
Прокуратор Иудеи тяжело переживает казнь Иешуа. К нему входит начальник тайной службы Афраний. Пилат дает понять, что Иуда, выдавший Иешуа властям, должен быть наказан. Приказание выполнено. Иуда, молодой человек, любящий женщин и деньги, идет на тайное свидание с красавицей Ни- зой. Но в саду его ждут убийцы. Иуда зарезан, деньги — тридцать тетрадрахм — подброшены к дому первосвященника. Пилат приказывает доставить к нему Левия Матвея. Бывший сборщик податей оказывается перед прокуратором. Пилат читает записи Левия и вздрагивает, увидев в последней строчке слова о том, что нет «большего порока», чем «трусость». В этой фразе Пилат видит упрек самому себе в том, что у него не хватило мужества пойти наперекор подлому времени, людской темноте и своекорыстию первосвященников и спасти Иешуа. Прокуратор рассказывает Левию, что это он повелел убить Иуду. Тогда Матвей соглашается снова взять пергамент и записать все, что он понял из слов своего наставника-Иешуа.








В это время в Москву из Ялты возвращается Степа Лиходеев, в ленинградской «Астории» находят Римского. Допрашивают всех, кто оказался свидетелем проделок нечистой силы. Но большинство свидетелей трясется от страха и умоляет поместить их в бронированную камеру. Наконец, в квартиру № 50 отправляется отряд ГПУ арестовывать странных жильцов. Начинается захват квартиры. Кот, раскачиваясь на люстре, стреляет из двух пистолетов, люди в штатском палят из своих отнюдь не игрушечных стволов, но никакого вреда это никому не причиняет. Кот Бегемот с помощью примуса поджигает квартиру и вылетает в окно. После этого Коровьев и кот начинают свое разрушительное путешествие по Москве. Они громят и поджигают валютный магазин и грибоедовский ресторан, вместе с которым сгорает и весь дом Грибоедова. В закатный час на крышу одного из самых красивых зданий в Москве, где разговаривают Воланд и Азазелло, является Левий Матвей. Он сообщает, что роман мастера прочитал Он (т. е. бог). И хотя Мастер не заслуживал света, он заслужил покой. Воланд берется устроить судьбу Мастера и Маргариты. Азазелло потчует влюбленных вином (тем самым, которое пил Понтий Пилат), и они тут же падают мертвыми. В эту же секунду умирают мрачная женщина в одном из особняков Москвы, а также Мастер, сосед Ивана Бездомного в клинике Стравинского. Азазелло приводит Мастера и Маргариту в чувство, поджигает жилище Мастера, и вместе со свитой Волан- да герои переносятся в другое пространство. Во время полета свита Воланда преображается: кот оборачивается юношей- пажом, лучшим шутом в мире, Коровьев — темно-фиоле- товым рыцарем с мрачным лицом, а Азазелло — демоном- убийцей. Герои видят прокуратора Иудеи, который две тысячи лет казнит себя за трусость. Мастер кричит ему: «Свободен!» — и Понтий Пилат устремляется вперед по лунной дорожке. Мастера и Маргариту ждет уютный тихий домик, старый верный слуга и виноградные гроздья за окном. В эпилоге автор подводит итоги. За прошедшие три дня переловили всех котов, арестовали всех граждан с фамилиями, похожими на «Воланд» и «Коровьев». Стравинский с трудом привел в чувство тех, кто оказался в его клинике. Варенуха стал чрезвычайно вежливым и тактичным человеком, директором Варьете. Ему в помощники определили Алоизия Могарыча, который успел опомниться от визита Воланда и вернуться в Москву. Степу Лиходеева назначили директором гастрономического магазина. Соков умер в клинике от рака печени и т. д. Прошло несколько лет. Каждый год в день праздничного весеннего полнолуния на Патриарших появляется сотрудник Института и философии, профессор Иван Николаевич Поны- рев (Иван Бездомный). Там же бродит Николай Иванович (сосед Наташи, бывший боров), который корит себя за то, что в свое время не улетел вместе с ней. Иван Николаевич возвращается домой больным, утром просыпается в бреду, с криком. Жена знает это и заранее готовит для него шприце морфием. Он засыпает, и ему снится одно и то же: безносый палач (Марк Крысобой), закалывающий копьем сошедшего с ума Гестаса (разбойника, распятого вместе с Иешуа), и дорожка лунного света, по которой поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем (Пилат). Рядом с ним идет молодой человек в разорванном хитоне (Левий Матвей) и они спорят о чем-то интересном. Все это тонет в разливающемся, как река, лунном свете. От луны отделяются два человека — Мастер и Маргарита — и ласково говорят с Иваном, а потом уходят к луне. Итак, прежде всего следует отметить, что роман «Мастер и Маргарита» — произведение многослойное. В нем присутствует несколько планов, в том числе и временных. С одной стороны, автор описывает современную ему действительность 1930-х годов, но с другой — выходит на совершенно иную эпоху: первые века христианства, древняя Иудея, правление прокуратора Понтия Пилата. На сравнении этих эпох, установлении прямых и косвенных аналогий выстраивается художественное пространство романа, обогащается его идейное содержание. Кроме того, в романе ярко выписан пласт авантюрно-фантастический — в первую очередь к нему относятся сцены, в которых действуют Бегемот, Коровьев и другие члены шайки «черного мага». Атмосфера 1930-х годов — страха, репрессий, гонений — наиболее ярко отобразилась в судьбе Мастера. Ярчайший пример — сцена возвращения Мастера, ставшего жертвой доноса Алоизия Могарыча, домой. Отсутствовавший в своей квартирке три месяца, он приходит к светящимся окнам подвальчика, где играет патефон. Приходит «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами» (пуговицы срезали при аресте) и с нежеланием писать и жить. Об атмосфере 1930-х годов напоминают и обстоятельства убийства Иуды наемниками Афрания, а также смерть барона Майгеля, убитого Азазелло на великом балу у сатаны. Оба эти убийства лишний раз удостоверяют не раз подтверждавшийся во времена Ягоды и Ежова закон: слуги зла будут уничтожены самим злом. Как уже отмечалось, Булгаков называл себя «мистическим писателем», однако эта мистика в романе вовсе не выступала апологией «таинственного». Воланд и его свита совершали чудеса лишь с одной целью: через них в роман входит сатира. Воланд со своими подручными потешается над пороками людей, наказывает жадность, вранье, сластолюбие всех этих Варенух, Семплеяровых и Лиходеевых. Если говорить словами Гете («Фауст»), то дьявол в его произведении характеризует себя как «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Именно в соответствии с этой гетевской максимой и действуют герои Булгакова. Одной из главных мишеней Воланда и его сподвижников становится самодовольство рассудка, в особенности рассудка атеистического, сметающего с пути заодно с верой в бога всю область загадочного и таинственного. Описывая все «приключения», «шутки» и «мистификации» Азазелло, Коровьева и Бегемота, автор смеется над людской уверенностью, что все формы жизни можно расчислить и спланировать, а процветание и счастье людей ничего не стоит устроить — достаточно захотеть. Сохраняя приверженность идее Великой Эволюции, Булгаков показывает свое сомнение, что равномерный и однонаправленный прогресс можно обеспечить «кавалеристским наскоком». Его мистика направлена против рационализма. Развивая тему, намеченную еще в повестях 1920-х годов, он осмеивает самодовольство рассудка, уверенного в том, что, освободившись от суеверий, он создаст точный чертеж будущего, рациональное устройство человеческих отношений и гармонию в душе самого человека. Характернейшим примером здесь может служить образ Берлиоза, который, расставшись с верой в бога, не верит даже в то, что им способен помешать, поставить подножку в самый неожиданный момент «его величество случай». Однако мистика быта для Булгакова — лишь отблеск того, что можно назвать мистикой исторического процесса: то есть неожиданность, непредсказуемость его хода и результатов. Важнейшие события в истории, по Булгакову, созревают незаметно и осуществляются как бы вне воли людей, хотя люди уверены, что способны распорядиться всем самолично. В результате несчастный Берлиоз (точно знавший, что будет делать вечером на заседании Массолита) всего через несколько минут гибнет под колесами трамвая. Так же, как и Берлиоз, Понтий Пилат становится «жертвой истории». На себя и людей он производит впечатление человека могущественного. Но проницательность Иешуа поражает прокуратора не меньше, чем странные речи Воланда поражают Берлиоза и Ивана Бездомного. Самодовольство римского наместника, его право распоряжаться жизнью и смертью других людей тем самым поставлено под сомнение («согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»). Несмотря на то что Пилат решает судьбу Иешуа, тот — свободен, а он, Пилат, с этого момента пленник, заложник собственной совести. И этот двухтысячелетний плен — наказание временному и мнимому могуществу. Несмотря на то что Булгаков не был религиозен (в традиционном церковном смысле), самодовольный атеизм «воинствующих безбожников» вызывает у него отпор. Он видит в нем все ту же непросвещенность, душевную темноту, помноженную на социальную агрессию. В противоположность чудесам И мистике в главах о современной Москве, сцены в Ершалаиме абсолютно реальны. И это еще один способ показать, что действительность не ограничивается лишь той ее областью, что позволяет нам видеть рассудок. В романе это реализуется еще и тем, что у истории Иешуа Га-Ноцри несколько рассказчиков (лишь в самом начальном варианте романа она имела одного рассказчика — дьявола). Первую часть истории рассказывает Воланд, затем он продолжается как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке, а завершающую часть (о смерти Иуды и погребении) Маргарита читает по спасенным тетрадям Мастера. Одним из парадоксов романа является то, что, наделав дел в Москве, шайка Воланда в то же время возвращает к жизни порядочность, честность и жестоко наказывает зло и неправду, служа тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей. Воланд наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт (в начале книги, дурача Берлиоза, он утверждает, что прибыл в Москву для изучения рукописей Герберта Аврилакского). В итоге он не находит особых различий между людьми, жившими в древнем Ершалаиме и современными москвичами. Они так же любят деньги, также непостоянны, «правда, отмечает мессир, квартирный вопрос их испортил». И тем не менее, над жалкими страстями, хитростью и жадностью, суетой МАССОЛИТА, кабинетов Акустической комиссии и апартаментов председателя домкома Булгаков возносит живое романтическое чувство. Он утверждает веру среди безверия, дело среди безделия, любовь среди ненависти, искусство в мире тщеславия. «Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, — говорит Мастеру отчаявшаяся Маргарита, — они ищут спасения у потусторонней силы». Любовь —лейтмотив, проходящий через все произведение. Образ Маргариты (да и само ее имя) заставляет нас еще раз обратиться к бессмертной истории Фауста, воспетой Гете. Булгаковская Маргарита в перевернутом виде отражает историю «Фауста». Фауст продавал душу дьяволу ради страсти к познанию и предавал любовь Маргариты. В романе же Булгакова Маргарита готова на сделку с Воландом и становится ведьмой ради любви и верности Мастеру. Словно обращаясь к тем, кто ослабел душой и усомнился в могуществе любви, Булгаков внушает надежду и призывает: «За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!» Другим важным мотивом произведения является мысль о преображении, перевоплощении. На низшей ступени — это преображение внешнее, перемена облика (это сродни искусству использовать грим и театральный костюм). Известен афоризм писателя: «Кино — это погоня, театр — это переодевание». Так переодеваются герои «Зойкиной квартиры» («Ателье! Ателье!»), и среди них одевшийся «под красного» Аметистов. Настоящий маскарад присутствует и в «Беге»: Чарнота переодет Барабанчиковой, архиепископ Африкан — химиком Махровым, Люська в Париже возникает в обличье француженки Фрежоль и т. д. Подобного рода «сценичность» присутствует и в «Мастере и Маргарите». Тем не менее она приобретает некоторые специфические черты. В первую очередь это происходит благодаря тому, что преображение «внешнее» противопоставляется преображению «внутреннему». Так, история со знаменитой сценой массового переодевания в Варьете может иметь двоякий смысл. Преображение внешнее не затрагивает суть человека, его внутреннюю структуру. Именно поэтому, очутившись на улице, все оказываются голыми — «заграничные» одежды, прикрывающие духовную и умственную нищету, исчезают и человек оказывается таким, «каков он есть» — в неприглядном, «голом» виде. В противовес этому в сцене, когда Воланд и его спутники покидают Москву, мы видим «внешнее» преображение совершенно иного толка. Коровьев предстает перед читателем в облике фиолетового рыцаря, Азазелло — в стали доспехов, а Бегемот оборачивается юношей-пажом. Таким образом, эта способность к переодеванию, смене внешнего облика вырастает в идею внутреннего преображения, который проходят главные герои Булгакова. Так, свой путь душевного обновления проходит в романе Иван Бездомный. В результате вместе с прошлой биографией он теряет и свое искусственное и временное имя («Бездомный» — литературный псевдоним Ивана Николаевича Понырева, что было вполне в духе того времени: например, Демьян Бедный, Михаил Голодный, Скиталец, Александр Безыменский и т. п.). Под воздействием встречи с Воландом, его рассказа, а также смерти Берлиоза он после тщетной погони за Воландовой шайкой оказывается на берегу Москвы- реки и как бы совершает крещение в ее водах. Рационалист и атеист погибает, а на свет появляется новый человек. С бумажной иконкой, приколотой на груди, и в нижнем белье он приходит в ресторан МАССОЛИТА, который в романе изображается своеобразным подобием вавилонского вертепа — с буйством плоти, игрой тщеславия и яростным весельем (джаз, завывающий на все лады «Апилуйя!»). В своем новом облике, среди «обычных» людей, Иван выглядит сумасшедшим. Попав в больницу для душевнобольных и окончательно расставшись со своим прошлым социальным статусом, он тем не менее встает на путь, ведущий к выздоровлению, так как лишь здесь понимает, что писать скверные антирелигиозные агитки — грех перед истиной и поэзией. Потеряв рассудок, Иван как бы обретает его, прозрев духовно. Сумасшедшими являются люди, живущие жизнью МАССОЛИТА и тщетой коммунальных дрязг, а вовсе не пациент клиники Стравинского. Надо заметить, что подобная тема в русской литературе не нова — ее поднимали еще Герцен в повести «Доктор Крупов» и Чехов в «Палате № 6» — поэтому в подобной критике социальных недугов Булгаков является продолжателем традиций русской литературы. По Булгакову, одно из существеннейших проявлений душевного выздоровления — это отказ от претензии на всезнание и всепонимание. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникнет перед нами в облике скромного ученого, словно вместе с фамилией изменилось и все его духовное существо. Перевоплощение произойдет и с Мастером, и с Маргаритой. Прозрение Мастера, воплотившееся в его романе (который прочел «Он»), послужит тем мостком, по которому он, оплеванный критиками, не признанный публикой, отчаявшийся, пройдет в иную жизнь. И хотя он не заслужил света, он все же обретает «покой». «Покой» в маленьком домике с садом, где тихо звучит музыка Шуберта, вместе с Мастером обретает и его подруга. Тем, чем для Мастера стал его роман, для Маргариты становится бал у сатаны. Преображение начинается в тот момент, когда она совершает выбор: пожертвовать всем ради того, чтобы хоть что-нибудь узнать о любимом. Ее превращение в ведьму под воздействием волшебного крема Азазелло, полет над Арбатом, вершимое ею «возмездие» (разгром квартиры погубившего Мастера критика Латунского), роль королевы на балу у сатаны — лишь следствие этого выбора, принятого решения. «Покой», тишина, мир — ключевые понятия для Булгакова. Война, драка, крики, погоня за славой и материальными благами — их антиподы.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе