Краткое содержание > Горький > НА ДНЕ ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
НА ДНЕ ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам НА ДНЕ ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ

Пьеса была задумана Горьким еще весной 1900 г., в конце года он приступил к работе над ней, но вскоре она была прервана. И лишь в пору жизни в Крыму (конец 1901-го — весна 1902 г.) он вновь возвратился к ней. К июлю 1902 г. пьеса была закончена. В основе пьесы лежат два параллельных действия. Первое — социально-бытовое, второе — философское. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. Действие разворачивается в ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет). Здесь снимают квартиры «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена 
Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 года), Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб. В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). У каждого из действующих лиц свой характер, свое мировоззрение. Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Основное времяпрепровождение обитателей ночлежки — пьянки.
В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть... жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел... Я те скажу — вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!» Лука обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Она настолько измучилась за всю свою нелегкую жизнь, настолько утомилась от тяжелой болезни, что мечтает только об одном — об отдыхе. Именно это и обещает Лука ей, когда она окажется на небесах. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Только города, в котором находится такая больница, не называет. Ваське и Наташе, влюбленным друг в друга, советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука просто исчезает, оставив обнадеженных людей наедине с суровой действительностью. Так, Актер свято поверил в слова Луки о лечебнице для алкоголиков: «Искать город... лечиться... Понимаешь — есть лечебница для организмов... для пьяниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища... все — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и... снова буду... Я на пути к возрожденью...» Но, оставшись без моральной поддержки старика, Актер не выдерживает правды жизни и оканчивает дни свои самоубийством. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх... Испортил песню... дурак!»
Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна тяжело больна и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».
Василиса — женщина властная и жестокая. Она влюблена в Ваську, который не отвечает ей взаимностью. Василиса знает, что Пепел любит ее сестру Наташу, ревнует его, за что Наташа часто бывает бита. Однажды она заходит к Пеплу в комнату и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой. За это она согласна не только не мешать счастью Васьки и Наташи, но и помочь им. Пепел не верит сладким речам Василисы и отказывает ей в просьбе. Но случай распоряжается по-другому. Защищая свою любимую от побоев сестры и ее мужа (Василиса вылила на нее кипяток из самовара), Васька бьет Костылева и случайно убивает его. Василиса, воспользовавшись возможностью отомстить бывшему любовнику за холодность, старается засадить его в тюрьму. Пепел не остается в долгу, пообещав рассказать на следствии, что это она его подговорила на убийство мужа. Ваську арестовывают. Наташа слышит перебранку Пепла с Василисой, принимает все за чистую монету и считает, что Васька был в сговоре с сестрой. Она разочаровывается в любимом человеке. В последнем действии обитатели ночлежки узнают, что, пролечившись в больнице от ожогов, Наташа выписалась из нее и без вести пропала.














Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в само себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые...». Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям: «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я — знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!» Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут...» — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто.
Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Причем особой жалости достойны люди обездоленные: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают...» Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. Но это не значит, что Лука умеет только врать. Лука видит, чего стоит каждый из обитателей ночлежки, и плохому человеку не побоится сказать правды: «Есть — люди, а есть — иные — и человеки... Вот ты, примерно... Ежели тебе сам Господь Бог скажет: «Михайло! будь человеком!..» Все равно — никакого толку не будет... как ты есть — так и останешься.. .» Если же не лгать доброму человеку, он не выдержит «правды» и погибнет. Так, Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница: «Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...»
Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки: «Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет!
Вы — тупы, как кирпичи... Я — понимаю старика... да! Он врал... но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему...» Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания — в нем одном. Другого смысла (например, христианского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

В пьесе «На дне» Горький как бы подытожил свои многолетние наблюдения за жизнью «бывших людей». Это произведение продолжает ранние рассказы Горького. Здесь наносится беспощадный удар по существующему социальному устройству, где возможно само существование людей «дна» и которое поэтому необходимо разрушить ради свободы и счастья человека.





Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе