Краткое содержание > Горький > НА ДНЕ ДРУГОЙ ПЕРЕССКАЗ
НА ДНЕ ДРУГОЙ ПЕРЕССКАЗ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам НА ДНЕ ДРУГОЙ ПЕРЕССКАЗ

Посвящаю Константину Петровичу Пятницкому 
КАРТИНЫ. ЧЕТЫРЕ АКТА 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Барон, 33 года.
Сатин, Актер — приблизительно одного возраста: лет Под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой Зоб, Татарин — крючники.
Несколько босяков без имен и речей.
АКТ ПЕРВЫЙ
Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой, каменной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. Перед наковальней — сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, Надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня — хозяйничает. Барон жует черный хлеб, и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на парах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.
Начало весны. Утро.
Клещ и Барон предрекают Квашне, что она выйдет замуж за Абрама Медведева. Квашня заявляет, что она — свободная женщина, сама себе хозяйка — никогда сама себя в крепость не отдаст. Умирающая Анна просит их не ругаться — дайте хоть умереть спокойно. Квашня предлагает ей пельмешков и уходит с Бароном на базар.
Клещ, Сатин, Актер и Настя ругаются из-за того, кому подметать пол — очередь Актера, но он заявляет, что его организм отравлен алкоголем, и ему вредно дышать пылью.
Сатин к месту и не к месту вставляет длинные сложные слова — ему нравятся непонятные редкие слова — когда-то он служил на телеграфе, считал себя образованным человеком.
Бубнов заявляет, что он был скорняком, меха раскрашивал, у него руки были желтые по локоть, думал, не отмоет, а теперь руки просто грязные и все. Выходит, снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется.
Актер говорит, что образование — чепуха, главное талант, а талант — это вера в себя.
Анне душно, она просит отворить дверь в сени, но муж на нее не обращает внимания, и Актер выводит ее в сени.
Входит Костылев, ругается, что Клещ занимает много места, и грозится накинуть полтинничек. Потом Костылев идет к двери Пепла, Васька требует у него денег за часы, а Сатин с Актером посмеиваются, что Костылев жену свою ищет, спрашивают Пепла, почему тот не пришибет Костылева и не станет их новым хозяином. Они выпрашивают у него деньги на выпивку, и Пепел дает им двугривенный. Клещ замечает, что ворам деньги легко достаются, поэтому они с ними легко расстаются. Клещ — рабочий человек, он мечтает вылезти из такой жизни, а Пепел ему отвечает, что никто здесь его не хуже. Клещ упрекает его, что они живут без чести, без совести. Бубнов поддерживает Пепла, что совесть нужна только богатым. Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому не выгодно иметь-то ее...
Входит Наташа и вводит нового постояльца — странника Луку и говорит Клещу, что его жена у них в кухне, просит быть с ней поласковей, ведь ей уже недолго осталось.
Наташа уходит, а Пепел говорит, что очень ее жалеет, Василиса — баба лютая.














Пепел издевается над Бароном, а Лука говорит, что всех людей уважает — ни одна блоха не плоха. Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь. Умнее становятся люди, все занятнее, хоть живут хуже, хотят — все лучше, упрямые.
Приходит Алешка, выпивши, с гармонией в руках, начитает разглагольствовать. Является Василиса и выгоняет его, обвиняя его в том, что он болтал про нее, что надоела она Ваське, и он бросить ее хочет, а Наташу взять себе. Называет Луку проходимцем. Услышав, что сестра была здесь и говорила с Пеплом, злится, срывает злость на постояльцах, требуя, чтобы было подметено, и уходит.
Опять начинается спор, кому мести пол, и Лука идет за метлой. Приходят Медведев, Бубнов и Квашня, возобновляется разговор о замужестве. Квашня говорит, что когда ее муж умер, она счастью своему никак поверить не могла — муж ее восемь лет бил. Лука приводит совсем ослабевшую Анну. Анна говорит ему, что он похож на ее батюшку — такой же ласковый и мягкий. Слышен шум драки — дерутся сестры.
АКТ ВТОРОЙ
Вечер. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов играет в шашки с Медведевым. Лука сидит у постели Анны. Анна говорит, что всю жизнь видела только обиды и побои, не помнит, когда сыта была. Она спрашивает, неужели и на том свете мука будет, и Лука утешает ее, говоря, что ничего не будет, только покой.
Тем временем играющие в карты поймали Барона на жульничестве. Актер хочет прочитать Луке любимое стихотворение, но вдруг понимает, что забыл его — пропил он душу, погиб. Лука говорит ему, что от пьянства лечат, главное, воздержаться, взять себя в руки. Человек все может, лишь бы захотел. И эти слова будто пробуждают душу Актера.
Васька справляется у Медведева о Наташе, и тот называет его вором. Пепел говорит, что на воровство его подбили Мишка Костылев с женой, они же помогли краденое припрятать. Медведев не понимает, за что Васька злится на него — ведь он Пеплу ничего худого не сделал. А Лука говорит, что если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил.
Васька говорит Луке, что его путь обозначен — еще в детстве его звали вор, воров сын, а Лука советует ему ехать в Сибирь, там нужны сила и разум. Пепел спрашивает старика, есть ли бог, и Лука отвечает: «Коли веришь — есть, не веришь — нет. Во что веришь, то и есть».
Приходит Василиса, Лука притворяется, что выходит, а сам прячется и слушает их разговор. Василиса пытается подбить Пепла убить Костылева, тогда она разрешит ему жениться на Наташе. Но Васька догадывается о ее хитром плане избавиться и от мужа, и от любовника. Входит Костылев. Васька бросается на него, но его останавливает возня Луки, доносящаяся с печи. Лука советует ему забирать девушку, которая ему нравится, и уходить прочь.
В этот момент они замечают, что Анна умерла — отмаялась. Входят другие обитатели ночлежки, говорят, что надо вынести Анну. Наташа говорит: «Хорошо, что она умерла, а жалко. Зачем жил человек?» Ей обидно, что никто не жалеет Анну. Лука отвечает ей — куда нам мертвых жалеть, живых не жалеем, сами себя пожалеть не можем, где тут.
Появляется Актер — он вспомнил любимое стихотворение, он окрылен думой о лечебнице.
АКТ ТРЕТИЙ
Пустырь за ночлежкой. На пустыре груды досок, брусьев. Недавно стаял снег. На бревне сидят Наташа, Настя, Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у стены. В окне виден Бубнов. Настя певуче рассказывает о своей несчастной любви, а Барон смеется, он знает, что все это из книжки. Настя обижается, Лука говорит ей: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь, значит — была она! А он из зависти смеется».
Барон говорит, что Настя душу себе подкрасить хочет, а старик говорит — не мешайте ей, пускай плачет-забавляется, чем это им вредно? Добрым надо быть, жалеть людей надо. Вовремя человека пожалеть — хорошо бывает. Служил Лука сторожем на даче. Однажды зимой заметил он воров, лезущих в окно, осердился, наказал их, а они хлеба попросили, и пожалел он их. Так втроем дачу до весны и сторожили. Они беглые были, не пожалей Лука их, они, может быть, убили его или еще кого, а потом снова тюрьма. Тюрьма добру не научит, а человек может добру научить.
Бубнов заявляет, что не умеет врать — лучше говорить правду. Клещ вскакивает и кричит, где правда, работы нет, силы нет, Пристанища нет. Он ненавидит и эту правду, и утешения старика.
Лука рассказывает историю о том, что не всегда правдой душу можно вылечить. Верил один человек в праведную землю, все мечтал туда попасть, а ученый сказал ему, что нет такой земли. Не стерпел человек, пошел и повесился.
Пепел зовет Наташу идти с ним. Он чувствует, надо жить иначе, так, чтобы самому себя уважать. Он потому сызмальства вор, что по-другому никто и не называл его. Лука говорит Наташе, что Васька — парень хороший, только ему надо чаще об этом напоминать. Но Наташа никому не верит, и идти ей некуда. Появляются Костылев с женой, Василиса грозится — устрою я тебе свадебку.
Входят Сатин и Актер пьяные, и Лука просит Сатина не сбивать с толку Актера. А Сатин отвечает, что его самого с толку тюрьма сбила, куда он попал из-за того, что в запальчивости убил подлеца.
Из квартиры Костылевых доносятся крики, звон посуды. Видя, что сделали с Наташей, Пепел ударяет Костылева, тот падает замертво. Василиса начинает голосить, а Наташа кричит, что они заодно.
АКТ ЧЕТВЕРТЫЙ
Василиса и Васька в тюрьме, и все гадают, кто вывернется, а Наташа вышла из больницы и пропала.
Старик ушел, а обитатели ночлежки обсуждают его. Хороший был старичок. Как мякиш для беззубых. Как пластырь от нарывов. Он жалостливый был — у вас вот жалости нет. Старик закон в душе имел. Настя заявляет, что уйдет она от них — опротивели ей все. И Актер мечтает уйти. А Клещ говорит, поманил их старик куда-то, а дорогу не сказал. Старик — шарлатан, правды не любил.
Сатин гневно взвивается, что они ничего не понимают. Старик врал из жалости к ним. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. Кто слаб душой, кто живет чужими соками — тем ложь нужна. Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека. А для чего живут люди - для лучшего, поэтому всякого человека уважать надо, ведь неизвестно, может, он и есть этот лучший.
Человек может верить и не верить. Человек свободен, потому что за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек — вот правда. Что такое человек? Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, остальное — дело его рук и мозга. Человек — это звучит гордо. Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо. Не в сытости дело. Человек рождается для лучшего.
Вдруг Актер просит Татарина помолиться за него, наливает себе водки, выпивает и выбегает.
В это время входят Медведев и Бубнов, выпивши, Бубнов всех угощает. Все пьют, поют и приплясывают.
Дверь открывается, стоя на пороге, Барон кричит, что на пустыре Актер удавился.
Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.
«Эх... испортил песню... дур-рак!» — негромко говорит Сатин. 





Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе