Краткое содержание > Горький > СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ ДРУГОЙ ПЕРЕССКАЗ
СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ ДРУГОЙ ПЕРЕССКАЗ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ ДРУГОЙ ПЕРЕССКАЗ

Эти истории рассказчик слышал в Бессарабии. Он работал с группой молдаван. Они вечером ушли к морю, а рассказчик остался в винограднике со старухой Изергиль. Молдаване шли и весело пели. Старуха спросила оставшегося, почему он не пошел со всеми. Тот объяснил это усталостью, но старуха осталась недовольна, что такой молодой и сильный чужд веселья. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что видит Ларру. Он когда-то жил на земле, а потом превратился в тень. И Изергиль рассказала сказку. Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко на востоке есть страна большой реки, очень щедрая страна. Там жило могучее племя скотоводов. Они охотились на диких животных, пели песни, играли с девушками. Однажды черноволосую и нежную девушку украл орел. О ней погоревали и забыли, но через двадцать лет она вернулась, уставшая и иссохшая. С ней был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. Женщина рассказала, что жила с орлом, была его женою и хозяйкой в гнезде. Когда орел потерял силу, он, сложив крылья, кинулся с высоты и разбился. Все смотрели на сына орла. Его глаза были холодны и горды, как у орла, а когда с ним заговорили, он отвечал очень надменно. Старейшинам он сказал, что он необыкновенный. Люди рассердились и изгнали его из племени. Он засмеялся и ушел. Однажды юноша подошел к красивой девушке и обнял ее, а она его оттолкнула. Тогда он убил ее. Все испугались, схватили и связали юношу, но не убили, посчитав это для него слишком легкой смертью. Долго думали, какой казни предать его, и решили наказать сына орла одиночеством. Внезапно с неба прогремел гром, подтвердив, что выбранное наказание самое верное. Юношу прозвали Ларрой, что значило «отверженный». Ларра лишь посмеялся над приговором и стал жить один, изредка похищая у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошло много лет. Однажды Ларра близко подошел к людям, к нему кинулись, а он стоял и не защищался. Люди поняли, что Ларра хочет умереть, и не тронули его. Тогда он сам ударил себя в грудь ножом. Нож сломался, будто натолкнулся на камень. Все поняли, что он не может умереть, и оставили его. С тех пор он ходит, ожидая смерти. Он превратился в тень, ему нет жизни, но и смерть не улыбается ему. Ему нет места среди людей.
Послышалась красивая песня. Старуха сказала, что такого пения ее собеседник никогда не мог слышать. Так поют только красавицы, которые любят жизнь. Когда она была молода, то целыми днями ткала ковры, а ночью бегала к любимому. Так продолжалось три месяца.
Рассказчик посмотрел на старуху. Ее черные глаза были по-прежнему тусклыми, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее черты: сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. Щеки выделялись черными впадинами, пряди пепельно-седых волос выбивались из-под красной тряпки, которой была обмотана ее голова. Все лицо, шея и руки были изрезаны морщинами.
Старуха рассказала, что жила вместе с матерью у самого моря в Фальми. Ей было пятнадцать, когда в их краях появился высокий, гибкий, черноусый и веселый человек. Он был рыбаком. Изергиль полюбила его, и через четыре дня они были вместе. Мать узнала обо всем и побила ее. Рыбак звал Изергиль с собой на Дунай, но она уже разлюбила его. Подруга познакомила ее с гуцулом. Он был рыжим, настроение его быстро менялось — иногда он был ласков и печален, а порой, как зверь, ревел и дрался. Когда Изергиль ушла к гуцулу, рыбак долго горевал, а потом нашел другую. Позже рыбака и гуцула повесили. Румыну, который был виноват в этом, жестоко отомстили: сожгли его хутор. Рассказчик спросил, Изергиль ли это сделала, она ответила уклончиво, но он догадался, что это она.
Изергиль рассказала, что любила турка, жила у него в гареме в Скутари целую неделю, а потом соскучилась и убежала в Болгарию с шестнадцатилетним сыном турка. Затем она с монахом ушла в Польшу, а юный турок умер от тоски по дому или от любви. Монах унижал ее, она сбросила его в реку. В Польше ей было трудно жить среди холодных и лживых людей. Изергиль попала в кабалу к жиду, который торговал ею. Тогда она любила пана с изрубленным лицом, ему порубили его, когда он защищал греков. «В жизни, знаешь ты, всегда есть место подвигам». Потом возлюбленным был мадьяр, его потом убили. Последним был шляхтич, очень красивый. Изергиль была уже старая, ей было сорок. Она жила в Кракове, в богатстве, а пан на коленях просил ее любви, когда же она ответила на его чувства, сразу бросил. Потом он бился с русскими и попал в плен. Изергиль спасла его, убив часового. Пан лгал, что за это будет любить ее вечно, но она не поверила. Уехала в Молдавию и живет здесь уже тридцать лет. Был у нее муж, но год назад умер. Живет она среди молодежи, которая любит ее сказки. А она смотрит на молодых и вспоминает свою жизнь.
Изергиль говорит, что раньше люди были чище, в них было больше силы и огня, оттого и жилось веселее и лучше. Наступает ночь. Изергиль спрашивает своего собеседника, видит ли он голубые искры в степи. Сама она их уже не видит. Это искры от горящего сердца Данко. «...В степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное». И старуха рассказала свою новую сказку.
Жили на земле в старину одни люди. Жили среди непроходимых лесов, которые окружали их таборы с трех сторон, а с четвертой была степь. Люди были веселыми, сильными и смелыми. Но однажды пришли завоеватели и прогнали их в глубь леса. Лес был старый и дремучий, от болот поднимался смертельный смрад. Люди начали гибнуть. Им надо было уходить из леса или идти назад в рабство. Люди думали, что делать, и слабели от этих дум. Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою. Но тут явился Данко и спас всех. Молодой красавец Данко уговаривал людей идти через лес. Люди поверили ему, пошли за ним сначала весело. Но с каждым днем таяли их силы и решимость. Началась гроза, люди обессилели. Им стыдно было признаться в своей слабости, и они решили, что в их бедах виноват Данко. В ответ он назвал их слабыми, и люди решили его убить. 
Данко понял, что без него люди погибнут, и его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести из леса. В очах юноши засверкали лучи могучего огня, а люди, увидев это, подумали, что он рассвирепел. Тогда они стали окружать Данко, чтобы легче было его убить. Данко стоял и думал о том, что он может сделать для людей. Вдруг он разорвал руками грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Сердце засияло и ярко осветило лес. Люди, пораженные поступком Данко, бросились за ним. Вдруг лес кончился, и люди увидели перед собой лучезарную степь. Они возрадовались, а Данко упал и умер. «Один осторожный человек, чего-то боясь, наступил на горящее сердце Данко, и оно рассыпалось в искры и угасло».
С тех пор в степи перед грозой появляются голубые огни.
Рассуждения о добре и зле в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Произведение Горького «Старуха Изергиль» пронизано романтикой и поэтикой, свойственными всему раннему творчеству писателя. Рассуждения о добре и зле приводятся автором в виде двух легенд — о Ларре и Данко. Это своего рода пример человеческих судеб с различным подходом к выбору смысла жизни.








Два полярных подхода, основанные на добре и зле. Изергиль не демонстрирует своего отношения ни к Ларре, ни к Данко, как все люди, прожившие жизнь так, как им того хотелось, она избегает давать оценки действиям окружающих. Таким образом, читатель абсолютно свободен в формировании своего отношения к каждой из историй. Почему же именно Изергиль автор делает рассказчицей этих историй? Она, безусловно, мудра, и в ее жизни отсутствуют стереотипы и желание казаться благочестивой, вместо того чтобы быть ею. Она, когда-то красивая, но утратившая былой блеск глаз и сияние прекрасного лица, не может сожалеть о том, что ее жизнь прошла скучно. Она, доказавшая, что живет чувствами, а не догмами, не раз принимала на себя роль то Данко, то Ларры. Именно Изергиль, с ее живой искренней натурой, может рассуждать о добре и зле, сохраняя чистоту этих понятий. Что является злом согласно представлениям человека, подобного старухе Изергиль, человека честного и искреннего? Безусловно, это индивидуализм, последствия которого раскрываются в легенде о Ларре. Изергиль явно считает, что, живя на земле, невозможно отвергать людей, не считаться с общечеловеческими законами. Она сама никогда не была одинока, даже в старости Изергиль продолжает жить среди молодых и общаться с ними. Ларра осужден не за свои поступки, не за то, что пытался добиться любви девушки, и не за то, что считал себя вправе поступать так, как ему того хочется. Он был осужден за то, что не замечал других людей, не считал их себе подобными, не уважал их. В творчестве многих литературных деятелей стремление к свободе является ключевой темой. Из рассказа о Ларре становится понятным, что полная свобода не является истинным счастьем. Эта мысль, выраженная Горьким в рассказе «Старуха Изергиль» и отличающаяся безусловной новизной, представляется особенно ценной. Свобода как независимость от других людей всегда оборачивается одиночеством и не приносит счастья. Имеющий все, в том числе и бессмертие, Ларра мечтал покинуть этот мир. Почему? Потому что свобода в его варианте всегда сопровождается тоской. Совсем иначе выглядит герой другой истории, рассказанной старухой Изергиль, — Данко. От его образа веет чем-то нереальным, сказочным. Данко — воплощение идеальных представлений о том, каким должен быть истинный герой. Люди, подобные этому идеалу, способны осветить беспросветную темноту человеческих судеб, помочь им выйти на светлое место, но вот обелить их темные души они не способны. Так было и в легенде: подвиг Данко был тут же забыт, а его сердце раздавлено ногой чего-то испугавшегося человека. Интересен образ толпы, который автор также раскрывает в легенде о Данко. Это сборище трусоватых и безвольных людей Отнюдь не безобидно. Ему трудно противостоять, и даже такой сильный человек, как Данко, вынужден делать это ценой собственной жизни. Толпа состоит из людей, отдельных личностей, разных по характеру, но, объединившись, они становятся единым существом. Каждый из них теряет человеческий облик, благородство души и начинает напоминать зверя. Так действует на слабых людей страх. Бескорыстное служение людям само по себе не может быть смыслом жизни, поскольку оно становится причиной окончания этой жизни. В толпе у Данко не нашлось ни одного единомышленника, ни один человек не вспомнил о нем, когда он погиб во благо их всех. Почему-то считается, что рассказом «Старуха Изергиль» Горький сказал, что смысл жизни — приносить себя в жертву. Но разве в этом случае автор не построил бы свое произведение иначе? Разве подвиг Данко не был бы оценен хотя бы избранными? А так получается, что общество состоит из бесчувственных людей, недостойных того, чтобы ради них жертвовать собственным горящим сердцем. Все-таки кажется, что смысл жизни в примерах Ларры и Данко — крайности, которым невозможно и не нужно следовать в реальной жизни. Неспроста эти истории называются сказками, тогда как повествование жизни Изергиль вполне реально. Наверное, автор имел в виду, что человек на земле не может быть исключительно положительным или отрицательным, в нем непременно присутствуют и те и другие черты, но самые главные качества, без которых невозможно уважать человека, — это искренность и умение не только брать, но и дарить



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе