Краткое содержание > Горький > СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Странствуя по России, Горький в 1891 г. дошел до Южной Бессарабии и берегов Дуная. Работал там под Аккерманом на Днестровском лимане. Впечатления этого периода отразились в рассказе «Старуха Изергиль» (1898).
*	* *
Повествование ведется от первого лица. Автор, работая под Аккерманом, вечером, после дневного сбора винограда, присел отдохнуть под тенью виноградных лоз. Молодежь ушла на берег моря, откуда доносились красивые молдавские песни. «Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». Рядом осталась только древняя старуха Изергиль. «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Она спросила, почему автор не пошел вместе с остальными. На ответ «Не хочу» заметила: «Стариками родитесь вы, русские». После чего Изергиль предается воспоминаниям из собственной жизни, рассказывает древние легенды, доказывая, что жить нужно полной жизнью.
Вдали проплывали облака. Одно из них шло ниже и быстрее других, отбрасывая на землю тень «темнее и гуще» остальных. «— Смотри, вон идет Ларра!» — сказала Изергиль и поведала историю о нем. Многие тысячи лет назад далеко за морем, в долине реки жило «могучее племя людей». «Однажды, во время пира,* одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба». Только через двадцать лет ей удалось вернуться в отчий дом. Она рассказала, что все эти годы была женой орла. Когда пришла к нему старость, орел поднялся высоко в небо и бросился вниз. С женщиной пришел сын, прекрасный
двадцатилетнии юноша, гордый, как его отец, но все-таки человек. Он настолько любил свободу и гордился собственным происхождением, что смотрел на остальных свысока. Люди сказали: «Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет». И он пошел к красивой девушке, которая пристально смотрела на него. Подошел и обнял, а она, испугавшись гнева отца, оттолкнула юношу. Тогда он ударил ее, а когда та упала, встал ногою на грудь и надавил так, что девушка умерла. Люди связали сына орла и долго не могли придумать наказания, достойного его. Тогда они спросили, почему он так поступил. «Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекает себя». Наказание было придумано — изгнание. Гром на небе подтвердил правильность этого приговора. Юноша, получивший имя Лappa, рассмеялся, услышав о таком легком наказании, и, гордый, ушел. Не один десяток лет прошел. «Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел... Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу». Но он не был орлом, как его отец, а был человеком. И однажды, не выдержав одиночества, он вышел к людям в надежде, что его убьют. Но люди поняли это и не стали убивать Ларру. Он попробовал убить себя сам, но нож отскакивал от его груди, а земля уходила вглубь, когда он пытался о нее биться. С тех пор веками Ларра скитается по земле, тоскуя от одиночества, не в силах умереть. Время высушило его и превратило в тень. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему... Вот как был поражен человек за гордость!»
Затем Изергиль вспомнила о своей молодости. Она ткала ковры с восхода до заката, а по ночам бегала на свидания. «Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.» Жила она с матерью под Фальчи, на берегу Бырлада, когда в пятнадцать лет впервые влюбилась в рыбака с Прута. Он проплывал мимо дома Изергиль на лодке и попросил вина и кушанья. «Я дала ему вина и вареной свинины... А через четыре дня дала уже всю себя». Но вскоре Изергиль стало скучно с рыбаком: «только поет да целуется, ничего больше!» И полюбила девушка гуцула (вора) из шайки, что ходили по тем местам. Рыбак тоже пристал к гуцулам и сначала все уговаривал Изергиль вернуться к нему, а потом привык и завел другую. Но пришло время, и поймали гуцула с рыбаком, повели на казнь. Рыбак плакал, а гуцул трубку курил, и не было страха в его глазах. А затем полюбила Изергиль турка одного и некоторое время жила в гареме. Увидела она его впервые на рынке в Букуреши. Немолодой уже, степенный и важный, он ей сразу понравился. Девушка улыбнулась ему, а вечером ее схватили и привезли к нему. Но скучно оказалось в гареме: «целый день едят, спят и болтают глупые речи». Сбежала Изергиль с сыном турка, шестнадцатилетним мальчиком, черным и гибким. Но то ли тоска по дому, то ли страстная любовь вошедшей в сок женщины погубила его. Мальчик стал сохнуть  
и таял, как свечка. Потом в Болгарии женщина одна ударила ее ножом в грудь то ли за мужа своего, то ли за жениха. Изергиль лечилась в женском монастыре. Там встретила монаха, который тайно бегал к одной монахине. С ним и сбежала в Польшу. Но он был подлый, сказал однажды обидное слово, и Изергиль его бросила.








В Польше ей потребовалось где-то жить, и она пошла к жиду, который купил ее, чтобы торговать ею. Там и полюбила одного пана, который ходил к ней. Лицо его было все в шрамах. Он любил подвиги: «а когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно» . Но был убит во время бунта. Знала Изергиль и одного шляхтича. Тогда она уже была немолода, а он хорош собою и молод. К тому времени у жида она больше не служила, откупилась от него. Шляхтича Изергиль любила, а он, встречаясь с ней, «смеялся». Когда шляхтич попал в плен, Изергиль отправилась вызволять его, убила охранника и помогла бежать. В ответ же на ее поступок шляхтич стал кривить душой, говоря, что в благодарность будет любить ее. Хотя сам не любил. Оттолкнула его Изергиль и ушла одна. Тогда она вернулась в Галицию да с тех пор там и осталась. Когда Изергиль закончила свой рассказ, стемнело, и по полю стали вспыхивать то там, то тут голубые огоньки. Старуха сказала, что это кусочки пламенного сердца Дан- ко, и стала рассказывать легенду о нем. «Было на свете сердце, которое вспыхнуло огнем...» Жило в старину племя сильных и свободных людей. Но пришли трудные времена, иные племена завоевали их земли, оттеснив их в дремучие леса. Кругом лежали болота, а деревья росли настолько густо, что солнечный свет почти не проникал сквозь их ветви. А если лучи и проходили сквозь них, то освещенные болота источали смрад, который губил людей. И отчаялись люди, и в сердцах их поселился страх. И перестали они быть веселыми и смелыми. Они уже согласны были прийти к завоевателям и продаться им в рабство. Но был среди них юноша Данко, который не мог смириться с создавшимся положением. Он сказал: «Не своротить камня с пути думою... Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец!» И пошли за ним люди. Но путь был долгий и трудный. Вновь отчаяние стало поселяться в сердцах людей. Тогда взроптали они, обвинили в своих бедах Данко и захотели его убить. Но Данко любил свободу, а еще он любил людей. Он очень хотел помочь им. Настолько Данко этого желал, что сердце его воспылало. Вырвал тогда Данко из груди свое сердце, которое осветило мрачный лес, и крикнул: «Идем!» Завороженные чудом люди пошли, и теперь если кто и умирал от усталости, другие не роптали, а шли с верою за своим вожатым. Так Данко вывел племя из леса. А когда деревья остались позади, упал бездыханный. Обрадованные люди не сразу заметили, что Данко умер. Только один осторожный человек обратил на это внимание и на всякий случай наступил на пламенное сердце ногой, раздавив его на мелкие кусочки. С тех пор в поле при наступлении темноты люди видят осколки горячего сердца Данко. После этого рассказа старуха уснула, а с нею и автор произведения. * * * Рассказ Горького «Старуха Изергиль» утверждает красоту и величие подвига во имя людей. Через всю свою жизнь эта женщина пронесла чувство человеческого достоинства. Не сломили его ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. Ее жизнь является примером любви к свободе, красоте, высоким нравственным ценностям. Своим произведением Горький говорит современникам: нужно не только хранить память о героических делах людей прошлого , но и самим бороться за свободу, счастье, воплощая чаяния героев прошлого в жизнь.





Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе