Краткое содержание > Гёте > ФАУСТ ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ
ФАУСТ ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ - краткое содержание


ФАУСТ
ФАУСТ - НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
БЕСЫ - ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ
Краткое изложение и пересказ произведения по главам ФАУСТ ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ



Основному тексту предшествует «Театральное вступление». Действие происходит за кулисами театра. На подмостках три персонажа: директор театра, поэт и комический актер. Между ними происходит беседа о сути искусства и задачах театра. Директор подходит к этому вопросу практически: средства искусства должны быть направлены на привлечение в театр публики, которая принесет прибыль. Пьеса для него — плод ремесла, приемы которого просты и служат одному — произвести впечатление на публику. Поэт придерживается иной точки зрения. Для него пьеса — результат напряженной работы поэтического воображения, это акт слияния души поэта и души мира. Творчество — проявление духовной мощи человека. Поэт не желает подчиниться публике, служить ее низменным запросам и дурному вкусу Поэт презирает толпу. Комический актер считает, что бессмысленно пренебрегать современниками и творить для потомства. Он за то, чтобы творить для той публики, которая есть, ведь художник, который считается с нею, может хоть в какой- то мере поднять ее до себя. Поэт — сторонник идеального в искусстве, актер — сторонник реального. «Фауст» Гёте сочетает обе эти тенденции. Из «Театрального вступления» ясно, что именно этот поэт и создаст действующих лиц пьесы, которую нам предстоит прочитать. Небеса. Архангелы Рафаил, Гавриил и Михаил воздают хвалу богу и всему, что он создал. Рафаил воспевает картину гармонически упорядоченного мироздания, центром которого является солнце. Внимание Гавриила привлекает Земля, на которой уже нет гармонии. Михаил видит на Земле скопище катастроф и безумств. Но все они втроем завершают свою речь тем, что отдельные бури и несчастья не вступают в противоречие с гармонией в целом. Появляется Мефистофель. Он вступает в спор с Господом по поводу человека. Мефистофель презрительно отзывается о людях. Он считает, что человек по природе «скот скотом», он «свиристит, как саранча», а разум его — жалкая искра, из-за которой ему живется только хуже. Господь спорит с ним, приводя в пример Фауста. Тогда Мефистофель предлагает богу заключить с ним пари, что он сможет, если Господь даст ему полномочия, отбить у него Фауста, заставить его пресмыкаться и «жрать прах от башмака». Господь, безгранично веря в людей, дает черту свое согласие. Ночью, в тесной мрачной готической комнате Фауст предается мрачным размышлениям. Он с горечью осознает, что бездарно потратил большую часть своей жизни на изучение богословия, медицины, философии и юриспруденции, а настоящего знания не получил. Он добился всех возможных ученых званий, начал учить других, но если кого-то его ученость и может сбить с толку, то только не его самого. Фауст вынужден признать, что он «был и остался дураком», «не нажил чести и добра и не вкусил, чем жизнь остра». Все науки, которые он изучил — бесплодны, и жажда знаний не утолена. Разочарование в бесплодной и схоластической науке подталкивает Фауста к мысли — обратиться к магии, ведь только она может раскрыть тайны бытия, дать возможность понять внутреннюю связь вселенной и позволить увидеть сущее в его основе. Магия должна вдохнуть в него новые свежие силы. Фауст берет книгу Нострадамуса. Его внимание привлекает знак Макрокосма — «символ мира», пробудивший размышления о порядке и согласии мироздания. Но эти мысли тоже отдавали горечью — ведь сам Фауст находится вне вечного круговорота вселенной, в стороне от природы. И самым страстным его желанием становится стремление слиться с природой, вернуться в ее лоно, чтобы постичь ее изнутри. Фауст с досадой переворачивает страницу и видит знак земного духа. Этот знак нравится ученому больше, он не претен- дует на познание тайны гармонии вселенной, ему достаточно открыть сущности земной природы. Фауст произносит таинственное заклинание и в красноватом пламени появляется земной дух. Фауст пугается его — «Ужасный вид!» — но все равно вступает в диалог с духом. Фауст полон жажды познать природу, поэтому он чувствует родство с духом земли и даже считает себя равным ему. Однако дух развенчивает его завышенное мнение о себе. Он говорит, что Фауст «близок лишь тому кого он постигает». С этими словами дух исчезает. Фауст в расстройстве. Он считал, что если ему не под силу вступить в общение с духом вселенной, то, возможно, это получится с духом, занимающим в их иерархии более низкое положение. Но и дух земли оказался намного превосходящим его силы и возможности. Фауст понимает, насколько он мал перед лицом природы. Но его размышления прерываются появлением Вагнера, студента, заканчивающего университет. Они начинают беседовать, и из их диалога становится ясно, что Вагнер — полная противоположность Фаусту. Он полон веры в науку и считает, что все необходимые знания заключены в книгах. И единственное, что по настоящему беспокоит Вагнера — хватит ли жизни, чтобы охватить все знание целиком. Фауст жалеет Вагнера и одновременно смеется над ним. После его ухода он говорит: «Охота надрываться чудаку! Он клада ищет жадными руками и, как находке, рад, копаясь в хламе, любому дождевому червяку». Мрачные мысли вновь овладевают Фаустом. Он напрасно «возомнил себя богоравным», решил, что он светлей, чем серафим, а на самом деле оказалось, что он «червь слепой», «пасынок природы, который гниль глотает пред собой и гибнет под стопою пешехода». Мысль о самоубийстве посещает Фауста. Он достает с полки «бутыль с заветной жидкостью» и наливает в бокал отраву. Однако, в тот миг, когда он подносит бокал к губам, раздается колокольный звон и торжественное песнопение из находящегося неподалеку храма. Возвещают Христову пасху, и это останавливает Фауста. Фауст и Вагнер в праздничный день пасхи выходят за город, посмотреть на народные гуляния. Мимо них проносится вереница типичных обитателей немецкого городка. Несколько подмастерьев в поисках развлечений разбегаются в разные стороны: один ловить рыбу, другой поупражняться в стрельбе, третий, любитель разгула, зовет всех к замку в слободе, где отличное пиво, девушки и «первый сорт задиры и скандалы». Две девушки-служанки ждут встречи с парнями, чтобы поплясать. Молодые горожанки возмущены тем, что студенты предпочли им простых служанок. Почтенные бюргеры ругают бургомистра. Нищий поет жалостливую песню. Какая-то старуха обещает девушкам-горожанкам свои услуги гадалки, сводни и акушерки. Появляются бравые солдаты и веселящиеся крестьяне. Вагнер чувствует себя очень неуютно среди простонародья, «их скрипки, чехарда и кегли, и крики» невыносимы ему. В отличие от него, Фауст относится ко всему этому доброжелательно. К Фаусту подходит старик И благодарит его за то, что он не погнушался прийти к крестьянам, высоко чтящим его ученость. Так же он благодарит Фауста за помощь простому народу во время эпидемии черной моровой язвы. Когда старик уходит, Вагнер обращается к своему учителю со словами: «Вы можете быть всем этим горды. Как вы любимы деревенским людом». На что Фауст отвечал ему, что его от этих «речей охватывает стыд и за себя, и за дела отцовы». Оказывается, его отец был алхимиком и лечил людей так называемой «амальгамой», радужным налетом, остающимся в холодильном баке после помещения в него раскаленного сплава золота и серебра. И от этого лекарства люди умирали так же, как и от чумы. Вагнер, однако, не видит в этом большой беды: ведь Фауст всего лишь следовал опыту отца, как поступают все сыновья. Но это для Фауста не оправдание. Вид солнца, клонящегося к закату, рожает у Фауста мечты о том, чтобы иметь крылья и парить над землей. Вагнер же опять показывает свою ограниченность, говоря, что такие стремления ему чужды и его полет — мысленный, «по книгам, со страницы на страницу». В конце прогулки, когда доктор и ученик направляются домой, за ними увязывается черный пудель. Фауст сразу же замечает в черном пуделе нечто необычное. В кругах, которые описывает пес вокруг них, ему видится магический смысл, аи за ним змеится пламя. Но Вагнер видит во всем этом только оптический обман, он уверяет учителя, что это не дух, а простой пес, и Фауст берет его с собой. Вернувшись с пуделем домой с прогулки, Фауст пребывает в отличном настроении. Он решает перевести Новый Завет как следует на немецкий язык. Он открывает Библию на Евангелие от Иоанна и читает первый стих: «В начале было слово». И сразу же попадает в тупик. Он не знает, как перевести греческое слово «логос». Перебрав все возможные варианты — «слово», «мысль», «сила», «дело» — он останавливается на последнем. Чтение священного писания Фаустом раздражающе подействовало на черного пуделя, он начал разбухать ввысь и вширь. И сразу же в сенях начинают раздаваться голоса злых духов. Фауст понимает, что привел в свой дом какую-то нечисть. Он пытается применить свои знания по заклинанию духов, но это не помогает. Тогда он прибегает к самому сильному средству против адских сил — крестному знамению. Заклинание крестом вынуждает ставшего уже просто огромным пуделя спрятаться за печку, где он окружает себя клубами дыма. Когда дым рассеивается, из-за печи появляется Мефистофель в одежде странствующего студента. Фауст спрашивает у явившегося ему незнакомца кто он такой, как его зовут, на что получает весьма расплывчатый ответ: «Я часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла», «51 дух, всегда привыкший отрицать». Узнав, что перед ним черт, Фауст предлагает ему удалиться через дверь, окно или трубу. Однако по законам чертовщины Мефистофель может покинуть дом тем же способом, каким в него вошел, но ему мешает знак, начертанный Фаустом у входа — пентаграмма. Фауст смеется над тем, что взял в плен черта, но тот велит сопровождающим его духам петь гимн. Под это гармоническое пение Фауст засыпает, и Мефистофель покидает его дом. Проснувшись, Фауст решает, что черт ему привиделся во сне. Но Мефистофель тут же появляется вновь. Он уже не в убогой одежде бродячего школяра, на нем щегольской наряд дворянина, камзол, накидка, сбоку шпага с выгнутым эфесом. Он предлагает и Фаусту принарядиться, но того это совершенно не интересует. Жизнь слишком тяготит ученого, и он совершенно уверен, что мир не сможет порадовать его ничем, чего бы он уже не знал. Им овладело умонастроение полного отрицания, почти настолько же всеобъемлющего, как и у Мефистофеля. Он во власти мрачных мыслей и жить ему не хочется. Тогда Мефистофель предлагает Фаусту договор: Мефистофель обязуется выполнять любую прихоть, любое желание Фауста, в обмен на это ученый обязан будет сделать то же в загробной жизни, и станет добычей черта, если возвеличит отдельный миг и воскликнет: «Мгновение, повремени»! В знак заключения договора Фауст расписывается на листке каплей своей крови. На этом заканчивается сарая унылая жизнь Фауста. Перед ним раскрывается невероятная по своей притягательности возможность начать жизнь заново. После заключения договора Фауст и Мефистофель собираются в дорогу. Фауст выходит, чтобы собрать все для путешествия, а Мефистофель надевает профессоре- кую одежду и играет роль Фауста перед студентом-новичком, пришедшим познакомиться с прославленным ученым. Мефистофель разговаривает со студентом о выборе факультета, на котором тому предстоит учиться. Черт по очереди рассматривает все факультеты и издевается над ними. Философский факультет только запутывает все простые вещи, которые человек знает из повседневного опыта. Юридический факультет учит лишь крючкотворству, заставляет изучать ненужные отжившие законы, убивая на корню все живое. Все что преподают на медицинском факультете нужно по окончанию обучения выкинуть из головы, ведь карьеру сможет сделать тот врач, который производит впечатление на пациентов. Лечить же всех следует одним и тем же средством. Окончательно запутавшись, студент уходит. Фауст вернулся, и они с Мефистофелем покинули его пыльную келью и отправились в путь. Хота Фауст и предупреждал Мефистофеля заранее, что не ищет удовольствий, тот, тем не менее, приводит ученого в погребок Ауэрбаха в Лейпциге, где предается разгульному веселью компания подвыпивших гуляк. Они пьют вино и поют песни. Фауст и Мефистофель, принятые ими за приезжих господ, присоединяются к общему веселью. Фаусту с самого начала претит подобная компания, а черт чувствует себя в ней замечательно, ведь облик пьяных молодчиков подтверждает его низкое мнение о человеческой природе. Мефистофель поет веселую песенку о короле и блохе, а затем устраивает грандиозный розыгрыш. Он предлагает каждому из компании гуляк заказать себе любое вино на выбор, рейнское, шампанское, токайское. Затем, прокрутив буравом дырки прямо в столе, черт заклинанием заставляет вино течь из стола. Но черт поставил перед компанией одно условие — вина можно пить сколько захочешь, но нельзя проливать на пол ни капли. Однако в пылу веселья один из кутящих, по имени Зибель, плещет вино на пол. Оно начинает гореть адским огнем. Мефистофель тушит пламя, и они с Фаустом исчезают, оставляя гуляк в гневе и растерянности одновременно. Перед тем, как покинуть погребок, Фауст не без горечи отмечает, что подвижная и светская жизнь не соответствует ни его возрасту, ни привычкам. Но Мефистофель берется помочь ему даже в этом. Он приводит его к ведьме, которая сможет вернуть Фаусту молодость и выполнит его первое желание — сбросить с плеч три десятка лет. Кухня ведьмы, где оказываются черт и ученый, мрачное и фантастическое место. «На огне низкого очага стоит котел. В подымающемся над ним парах мелькают меняющиеся призраки. У котла мартышка-самка снимает пену и смотрит, чтобы котел не перекипел. Мартышка-самец с детенышами сидят рядом и греются. Стены и потолок кухни увешаны странными принадлежностями ведьминого обихода». Фаусту противно находиться на адской кухне. К тому же, он сам занимался и алхимией, и наукой, и магией, и поэтому разуверился в колдовстве. Тогда Мефистофель, иронизируя, предлагает Фаусту другое верное средство оздоровления — «Возделай поле, или сад, возьмись копать, или мотыжить. Замкни работы в тесный круг, найди в них удовлетворенье. Всю жизнь кормись плодами своих рук, скотине следуя в смиренье. Вставай с коровами чуть свет, потей и не стыдись навоза — тебя на восемьдесят лет омолодит метаморфоза». Но этот рецепт не подходит полному нетерпения Фаусту. И Мефистофель убеждает его, что остается только одно — колдовство. Мефистофель вступает в разговор с обезьянами, но тут по недосмотру самки котел перекипает и в пламени, которое выплескивается наружу, с диким воем спускается ведьма. Она не признает Мефистофеля и в гневе, оттого, что явились незваные гости, обрызгивает всех воспламеняющейся жидкостью. Но, признав в одном из чужаков Сатану, в ужасе отступает. Она просит проще- ния за такой негостеприимный прием, и соглашается помочь Фаусту сбросить тридцать лет, напоив его особым вином старого изготовления. «Ведьма со странными движениями проводит круг и ставит в него разные предметы. Горшки и миски начинают звенеть в музыкальном согласии. Ведьма достает большую книгу, ставит мартышек в середину круга, кладет книгу одной из них на спину, а другим дает в руки горящие факелы. Кивает Фаусту, чтобы он подошел». Мефистофель убеждает Фауста вступить в круг. Тогда ведьма напыщенно декламирует по книге заклинание и с видом священнодействия наливает питье в чашу. Когда Фауст подносит его к губам, оно загорается. Ведьма ободряет Фауста: «Пей, пей от сердца полноты, покуда чувства оживятся! Ты с дьяволом самим на «ты». Тебе ли пламени бояться»? Ведьма размыкает круг, и Фауст выходит из него. Мефистофель зовет Фауста на улицу, так как он должен пропотеть насквозь, «вся суть наливки потогонной, чтоб тело жару набралось. Прогулка действие ускорит, ты будешь снова возрожден». И на прогулке Фауст первый раз встречает Маргариту, или Гретхен, как ее еще называют. Она проходит мимо Фауста, и тот совершенно ею очарован. Он пытается заговорить с Маргаритой, остановить ее, но девушка, увернувшись, уходит. Фауст находится в невероятно взволнованном состоянии, он восхищен необычайной красотой незнакомки, и сразу же просит Мефистофеля: «Сведи меня с той девушкой». Мефистофель уверяет, что у него нет власти над девушкой, ведь она находится пол сенью божественного благословения: она только что вышла от священника, который отпустил ей грехи. Мефистофель подслушал ее исповедь и узнал, что на самом деле ей «исповедоваться нет причины, она как дети малые невинна». Однако Фауст настаивает на том, что если он «эту ненаглядную красу» нынче не унесет на руках, то он расторгнет заключенное ранее соглашение с чертом. И Мефистофелю с большим трудом удается убедить нетерпеливого влюбленного, что нужно пройти определенный ритуал ухаживания. Фауст нехотя соглашается повременить, он приказывает Мефистофелю раздобыть для Маргариты подарок. Черт обещает достать дорогой подарок, разыскав один из старых кладов около местной церкви, он так же, в порядке компенсации, глядя на охватившую Фауста страсть пообещал сегодня же отвести влюбленного в комнату Гретхен, пока она сама уйдет наведаться к соседке. После возвращения из церкви, Маргарита, сидя перед зеркалом и заплетая косу, думала о встретившемся ей сегодня незнакомце, Фаусте. Эта встреча тоже произвела на нее впечатление. По важному виду Фауста, и по тому, как смело он с ней заговорил, она решила, что он родовитый дворянин. Сделав прическу, Маргарита уходит к соседке, и в этот же миг в ее комнате появляются Мефистофель и Фауст. Фауст просит оставить его в комнате одного. После ухода Мефистофеля Фаустом овладевает чувство раска5шия. Он видит чистое и скромное жилище, дающее почувствовать всю невинность юного существа, обитающего в нем. Маргарита перестает быть для него только предметом чувственного желания. Фауст признается себе, что шел сюда только с желанием, но то, что он увидел, повлияло на его отношение к девушке. Он, только что готовый грубо домогаться ее, теперь, смущенный, бросился бы перед ней на колени. Ему становится невероятно стыдно. Появляется Мефистофель, объявляющий о скором возвращении Маргариты, и влюбленный ученый вынужден удалиться. Перед уходом Мефистофель, как и обещал, оставляет в шкафу Маргариты подарок — шкатулку, полную драгоценных украшений. В комнату входит Маргарита с лампой. Одна в своей комнате она готовится ко сну и чувствует, что с ней происходит нечто непонятное. Хотя ночь прохладная, в спальне очень душно. Ей становится немного страшно, и, чтобы разогнать страх, она напевает песенку о короле легендарной северной страны Фуллы, хранившем в знак верности своей покойной возлюбленной ее последний подарок — кубок. Затем Маргарита открывает шкаф и находит оставленную Фаустом и Мефистофелем шкатулку с украшениями. Она поражена красотой украшений. Не справившись с искушением, Маргарита примеряет драгоценности, но она не может и предположить, что все это принадлежит ей. Она отдает шкатулку матери, а та, подозревая что-то нечистое, отнесла ее попу. Следующим утром на прогулке Мефистофель в гневе рассказывает Фаусту, что их шкатулка теперь в руках у попа, тогда как бедная девушка осталась ни с чём. Мефистофель разражается обличительно речью против церкви, которой все равно, какой дар принимать — чистый, или нечистый, она все принимает без разбору На вопрос Фауста о состоянии Маргариты Мефистофель рассказывает ему, что она не встает с места и ларчик ей покоя не дает, она все гадает, от кого был подарок, ее беспокоит неизвестность. Тогда Фауст, все еще верящий в силу подарков, приказывает Мефистофелю раздобыть и подкинуть Маргарите еще каких-нибудь украшений, цепочку, или браслет, а так же начать действовать через соседку Маргариты, Марту, которая в дальнейшем сможет помочь ему встретиться с возлюбленной. И вот Мефистофель приходит в дом Марты как раз в тот момент, когда у нее в гостях находится Маргарита. Марта тоскует о том, что ее муж, моряк, «уплыл за океаны» и не вернулся, оставив ее соломенной вдовой. И Мефистофель представляется моряком. Он пришел сообщить Марте, что ее муж умер в Неаполе, оставив последние деньги пригревшей его в последние дни женщине легкого поведения. Марта даже не пытается скрыть радость от известия о смерти мужа, она огорчена лишь тем, что он ничего ей не оставил. Теперь ей нужно узаконить свое вдовство. Для этого необходимо составить документ о том, где погребен ее муж и когда, а затем отдать эти сведения в печать. Мефистофель говорит, что достаточно признания двух очевидцев для устной справки. Он договаривается с Мартой, что вечером придет со вторым очевидцем, своим другом, в дом к Марте, но только при условии, что Маргарита тоже будет присутствовать. Этот благовидный предлог нужен Мефистофелю, чтобы устроить свидание Маргариты и Фауста, который должен будет исполнить роль второго очевидца. Простившись с гостеприимной хозяйкой, Мефистофель на улице встречает Фауста и посвящает его в свой план. Фауст сначала отказывается лжесвидетельствовать, он называет этот шаг неприемлемым, но под давлением уговоров черта и, следуя зову собственной любви, соглашается. Наступил вечер. Маргарита под руку с Фаустом и Марта с Мефистофелем прогуливаются по саду. Фауст ухаживает за Маргаритой, а Мефистофель делает вид, будто увлечен Мартой. Но насколько рознятся эти пары. Лирическая беседа влюбленных впервые познающих любовь, ведь Фауст ранее не испытывал ничего подобного, и игривый разговор житейски опытных пожилых людей создают картину двух совершенно разных эмоциональных миров. Марта ловит жениха взамен скончавшегося, как она думает, мужа, а Мефистофель играет роль заядлого холостяка, чем еще больше распаляет ее желание прибрать его к рукам. Но то, что между ними происходит — всего лишь игра: ни Марта, ни Мефистофель не испытывают никаких любовных чувств. Иное дело Маргарита и Фауст. Фауст переживает никогда ранее не испытанное им восхищение прелестью девушки. Все в ней чарует его: юная красота, духовная чистота, наивность и непосредственность. Маргарита охотно рассказывает Фаусту о себе, о том, как она помогает матери вести хозяйство, о брате, который находится на военной службе, о младшей сестренке, которую она растила, пока девочка не умерла. Подробности, рассказываемые Маргаритой, умиляют Фауста. Он убеждается в том, как она заботлива, как в ней*развито чувство долга по отношению к близким людям. Маргарита признается Фаусту, что она запомнила и сразу же узнала его, что он остался в ее мыслях. А он просит прощения за слишком вольное обращение к ней при встрече. Маргарита признается, что его поведение смутило ее тогда, но она не винит его ни в чем. Девушка уже думает только о том, любит ли ее Фауст. Она в волнении гадает на ромашке, обрывая лепестки цветка: «Любит! Не любит!» И когда последний лепесток говорит ей «Любит!», Фауст пылко это подтверждает. И Маргарита, страстно желавшая этого, испытывает инстинктивное чувство страха. Она сжимает Фаусту руки, вырывается и убегает. Фауст не сразу приходит в себя, но постепенно успокаивается и идет за нею. Маргарита вбегает в беседку в саду прячется за дверь и, прижав палец к губам, смотрит через щель. Фауст входит и, охваченный страстью, целует ее. Маргарита отвечает на его поцелуй, и со всей прямотой души говорит ему о своей любви. Как раз в этот момент в дверь беседки стучит Мефистофель. Он предупреждает влюбленных, что, предосторожности ради, пора расстаться. Оставшись одна, Маргарита в который раз осознает огромную разницу между собой и Фаустом и задается вопросом, как она, простая девушка, могла привлечь его внимание. Фауст удаляется в лес и уединяется в пещере. Он погружен в собственные мысли. Ученый воздает хвалу духу земли, ведь это он дал ему возможность приблизится к тому, что составляет основу подлинной жизни, в противовес жалкому существованию книжного червя. Теперь перед ним открыт весь мир. Вся природа одухотворена для Фауста, он видит братьев во всем, в зверях, в кустарниках, в траве. Он чувствует родство со всеми стихиями природы. Ее бури и грозы не страшны ему, потому что бури бушуют и в его собственной душе. Уединение ученого нарушает Мефистофель. Фауст явно недоволен, что черт помешал его размышлениям, он с горечью говорит, что ему надоел такой прилипчивый спутник. На что Мефистофель корит его за неблагодарность. «О сын земли! Хочу спросить, что б делал ты без злого духа? Не спас ли я тебя вполне от философского угара? И не благодаря ли мне ты не сошел с земного шара?» Сразу после этого черт напоминает Фаусту, что Маргарита «в тоске, она одна, она в тебе души не чает, тобой жива, тобой полна», и обвиняет влюбленного, что он трусливо присмирел и готов умыть руки. Он говорит, что девочку терзает страх, она думает, что Фауст остыл к ней и ударился в бега. Эти слова задевают Фауста за живое. Он немедленно отправляется к Маргарите. Тем временем Маргарита сидит одна в своей комнате за прялкой и поет грустную песню. Вся ее душа изливается в пении. Она объята томлением, так как уже не может жить без Фауста, который отнюдь не выступает как соблазнитель. Их любовь и страсть взаимна. Более того, если у Фауста есть другие интересы в мире, помимо Гретхен, то у нее все сосредоточено на любви к нему. .Фауст и Маргарита встретились, как и ранее, в саду у Марты. И Маргарита завела речь о религии. Ей, глубоко набожной девушке, тяжело осознавать, что любимый не разделяет ее пламенной веры, что он не ходит в церковь. И она прямо задает ему вопрос — верит ли он в бога? Фауст понимает, его любимую терзает страх, что он может погибнуть за свое безверие и оказаться осужденным на адские муки. Не желая оскорбить чувств любимой, он сначала хочет отделаться шуткой. Он советует ей вообще не задавать подобных вопросов, особенно попам, ведь они лицемерны. Но Маргарита настаивает на своем, и тогда Фауст отвечает ей со всей серьезностью. Он говорит: «Или над нами неба нет, или земли нет под ногами, и звезд мерцающее пламя на нас не льет свой кроткий свет? Глаза в глаза тебе сейчас не я ль гляжу проникновенно, и не присутствие вселенной незримо явно возле нас? Так вот, воспрянь в ее соседстве, почувствуй на ее свету существованья полноту, и назови это потом любовью, счастьем, божеством. Нет подходящих соответствий, и нет достаточных имен, все дело в чувстве, а названье лишь дым, которым блеск сиянья без надобности затемнен». Гретхен понимает, что Фауст находится вне христианства, и возлюбленный, хотя и говорит как и священник в ее церкви, все же не разделяет ее веры. Но она готова простить ему это. Она лишь сетует на то, что ей неприятен спутник Фауста. Маргарита убеждена в том, что он плохой человек, так как «он так насмешлив и хитер, и ни во что людей не ставит». Она простодушно признается любимому, что когда они вместе, и вдруг появляется Мефистофель, то она начинает бояться, как бы он их не предал. Но Фауст и в этом успокаивает девушку. Его голова занята другими мыслями. Страсть его нетерпелива и жаждет полного удовлетворения. Он просит Маргариту согласиться на ночное свидание, но девушка боится матери, которая очень чутко спит. Тогда Фауст предлагает ей дать матери снотворного, которое сам предварительно получил от Мефистофеля. Девушка соглашается, но спрашивает, не принесет ли напиток вреда ее матери. Фауст успокаивает ее, уверяя, что капли обладают только усыпляющим действием. Днем Гретхен встречает Лизхен у колодца, и та с нескрываемым злорадством рассказывает ей о красавице Варваре, которая «себя считала краше всех и «разводила шуры-муры». Ее тайная страсть закончилась беременностью, а возлюбленный, узнав об этом, «дал стречка». Теперь девушка обязана будет «отведать епитимьи», и даже брак не спасет ее от срамоты, ведь «на свадьбе парни ей цветы сорвут со свадебной фаты, а девки перед дверыо дома насыплют отрубей с соломой». Маргарита не только проникается сочувствием к попавшей в беду, но осознает, как она была несправедлива раньше, когда сама, следуя общему мнению, присоединялась к осуждению «павших» девушек. Теперь ей ясно, что и она не лучше других. Она относит цветы к изваянию скорбящей божьей матери и молится, но уже знает, что ей не избежать позора, так как она нарушила законы морали своей среды. Ею овладевает горе и сознание вины. А весть о «грехе» Маргариты быстро распространяется по маленькому городку. Она доходит и до ее брата, солдата Валентина. Однако Валентина беспокоит не столько судьба сестры, сколько его собственная весьма сомнительная честь. Он встречает Фауста с Мефистофелем под окном Маргариты, когда черт поет ей серенаду, нападает на них и гибнет в поединке. Мефистофель лишает его колдовством способности сопротивляться, и Фауст закалывает его. На шум боя сбегаются соседи и сама Маргарита, тогда умирающий Валентин проклинает ее, предрекая ей судьбу падшей женщины, и испускает дух. Маргарита идет в собор на церковную службу. Но там она уже не находит былого успокоенья. Хор поет гимн о божьем гневе, грозящем карами грешникам. Гретхен пробует молиться, но не может. Злой дух, преследующий девушку, нашептывает ей, что раньше она приходила к алтарю невинная, перемежая мысли о боге детскими забавами. А что теперь? Когда церковный хор поет о приближении дня страшного божьего гнева, Маргарита изнемогает, сознавая, что не может быть прощена. Она не выдерживает напряжения и падает в обморок. После убийства Валентина Фауст должен был бежать из города, чтобы избежать судебного преследования. Даже Мефистофель не мог ему помочь обойти судей, так как те прибегали к имени божьему, и это обезоруживало посланца ада. Тогда черт приводит Фауста на гору Брокен в Вальпургиеву ночь, где они встречают ведьм и козлоногих чертей, предающихся распутству. Они видят дворец Маммоны, бога злата, попадают в бесовской хоровод. Фауста привлекает вид молодой ведьмы, он пускается с нею в пляс, но потом его охватывает отвращение, когда он видит, как из ее рта во время пения выскакивает розовая мышь. Он покидает соблазнительную ведьму еще и потому, что видит на краю бугра одинокую тень несчастной девушки, облик которой напомнил ему Маргариту. В душе у Фауста просыпается раскаяние. Мефистофель хочет успокоить Фауста, отвлечь его от грустных мыслей, предлагает ему посмотреть театральную постановку, но ничего не помогает. А Маргарита осталась одна, без поддержки. Брат и мать умерли (оказалось, что вместо снотворного, которое Маргарита по просьбе Фауста дала своей матери, Мефистофель подсунул влюбленным яд), любимый, убив ее брата, вынужден бежать. Мещанское общество маленького городка осудило ее как грешницу, она вынуждена была покинуть родные края, побираться, как нищенка. Потом, находясь в состоянии умопомрачения, она совершает еще одно преступление, — топит своего новорожденного ребенка. В конце концов, она попадает в тюрьму. Все это Мефистофель рассказывает Фаусту пасмурным днем, когда они вместе бредут через поле. Фауста охватывают гнев и отчаяние. Он обрушивает на Мефистофеля яростные проклятия, на что черт ему спокойно возражает: «Кто погубил ее, я или ты?» И Фауст осознает, что сближаясь с Маргаритой он сам обрек ее на вечные страдания. Но Фауст все равно не склонен действовать благоразумно. Он требует, чтобы Мефистофель доставил его в тюрьму, где заключена Маргарита. Черт напоминает ему, что он подвергает себя опасности, ведь в городе еще помнят о гибели Валентина. «Над местом убийства реют духи мщения, подстерегающие возврат убийцы». Но Фауст не думает о себе. Спасти Маргариту — вот его единственное желание. И черт соглашается ему в этом помочь. Фауст и Мефистофель мчатся на вороных конях к месту заключения Маргариты и видят зловещее кружение воронов над плахой. Несчастную приговорили к смертной казни. И вот всадники около тюрьмы. Подойдя к темнице, Фауст слышит, как Маргарита поет песню о матери, которая извела своего ребенка. Когда он открывает дверь и входит, испуганная девушка с помрачившимся рассудком принимает его за тюремщика, который должен отвести ее на казнь. Она боится приближения смертного часа и сетует на то, что ей предстоит умереть такой молодой, она вспоминает, что была красивой и сознает, что красота ее и погубила. Но все смешалось у нее в голове: что было, что будет, что есть. Она просит еще немного времени, чтобы покормить грудью дочь, забыв, что утопила ее. Затем она в исступлении бросается на колени и хочет молиться о спасении. Фауст зовет ее по имени, и она узнает звуки его голоса. Узнав любимого, Маргарита начинает вспоминать их первую встречу на улице и свидание в саду. Фауст торопит ее покинуть тюрьму, но мысли Маргариты совсем о другом, она вспоминает об их любовных ласках. В бреду она признается Фаусту, что утопила их дочь. Она желает Фаусту долгой жизни, а о себе думает уже как о мертвой. Фауст предостерегает ее, что наступает день и медлить больше нельзя, но Маргарита не понимает его. Мефистофель, стороживший снаружи, появляется поторопить побег. Но Маргарита, увидев его, пугается. Теперь она твердо знает, что он дьявол и пришел забрать ее душу. Она молит господа о спасении души. И когда Мефистофель почти силой уводит Фауста из темницы, голос свыше произносит: «Спасена!» А замирающий голос Маргариты из тюрьмы продолжает звать Фауста.



Похожие краткие содержания


ФАУСТ
ФАУСТ - НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
БЕСЫ - ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ

Еще из раздела Иоганн Вольфганг фон Гёте


ГЁЦ ФОН БЕРЛИХИНГЕН С ЖЕЛЕЗНОЮ РУКОЮ
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ ВИЛЬГЕЛЬМА МЕЙСТЕРА, ИЛИ ОТРЕКАЮЩИЕСЯ
ГОДЫ УЧЕНИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА МЕЙСТЕРА

Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе