Краткое содержание > Гёте > ФАУСТ НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ФАУСТ НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ - краткое содержание


НЕДОРОСЛЬ - НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГОРЕ ОТ УМА - НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ - НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Краткое изложение и пересказ произведения по главам ФАУСТ НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ



Гете закончил свою философскую трагедию «Фауст» в 1831 году, за полгода до своей смерти. Главные герои трагедии: Генрих Фауст — ученый, Маргарита (Гретхен) — бедная девушка, Марта — соседка Маргариты, Мефистофель — дьявол, Елена — героиня древнегреческих мифов, жена Фауста. * * * Трагедия начинается с посвящения, пролога в театре и пролога на небесах. Пролог на небесах — это гимн, который поют архангелы, гимн, воспевающий бескрайность и величие Вселенной, непрерывность движения в природе. С ними спорит дьявол — Мефистофель, которому «нечего сказать о солнце и мирах», он видит «лишь одни мученья человека», жалеет человека: «Бедняга человек!» Бог предлагает Мефистофелю посетить ученого Фауста, который постоянно находится в исканиях, и убедиться в том, что «...чистая душа в своем исканье смутном сознаньем истины полна!» Первая сцена первой части трагедии знакомит читателя с комнатой Фауста. Фауст — ученый, магистр, доктор, юрист и философ. Мрачная комната с готическими сводами, уходящими высоко вверх. Вместо живой природы героя окружают тлен и хлам, «скелеты животных и кости мертвецов». Свой кабинет Фауст сравнивает с «глухой каменной норой», в которую солнечный свет едва проникает сквозь тусклые цветные стекла. Книги изъедены червями и покрыты пылью. Науки, которые изучал Фауст, не приблизили его ни к познанию истины человеческого бытия, ни к пониманию смысла жизни на земле. Он не боится привидений, но и не знает радостей жизни. Постоянно находясь в поиске истины, Фауст решил обратиться к нечистой силе, к магии. Он листает книгу, в которой видит знак Макрокосма — знак воплощения Вселенной, мироздания, далее — знак Духа Земли. Закрыв книгу, Фауст таинственно произносит заклинание, после чего вспыхивает красное пламя, в котором является Дух. Ученый утверждает, что он равен Духу, и тот исчезает. В это время к ученому приходит его помощник Вагнер. Фауст относится к нему с презрением: «...Ничтожный червь сухой науки!» Фауст слышит хор ангелов, которые поют хвалебные песни Христу. Вторая сцена трагедии проходит у городских ворот. По городу гуляют подмастерья, служанки, студенты, горожане, нищие, солдаты, крестьяне, а также Фауст и Вагнер. Горожане празднуют Христово воскресенье. Фауст обращает внимание на черного пса, бродящего по траве. Фауст возвращается домой, в свой кабинет, вместе с черным пуделем. Ученый вновь терзается в поисках истины, он обращается к Евангелию и читает: «Вначале было Слово». Но тут же спорит сам с собой: «Я слово не могу так высоко ценить... Я напишу, что мысль — всему начало... вначале было Дело». На его глазах пудель начинает расти, а в коридоре злорадствуют духи: «Он попался!» Фауст читает заклинания четырем стихиям: Саламандре — символу огня, Сильфиде — воздуху, Ундине — воде и Домовому — земле. В это время в кабинете Фауста вместо пуделя появляется Мефистофель — дьявол. Ученый просит назвать его свое имя, на что Мефистофель отвечает: «Часть вечной силы я, всегда желавший зла, творивший лишь благое... Я отрицаю все — ив этом суть моя». Дьявол желает покинуть дом ученого, но не может, всему виной — пентаграмма, висящая над порогом. Пентаграмма способна защитить дом от злых духов, однако Фауст неправильно ее начертил, и теперь Мефистофель не может покинуть дом. Ученый жалуется дьяволу на свою скучную жизнь, он жаждет смерти. Мефистофель предлагает Фаусту свои услуги, он готов быть его покорным слугой. Они спорят. Мефистофель утверждает ничтожество и тленность, слабость и бессмысленность человека. Фауст и дьявол заключают пари. Мефистофель попытается сделать так, чтобы человеку захотелось остановить мгновение. Тем самым он докажет, что человек не отличается от животного. Фауст утверждает, что никогда не скажет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» А если и скажет, то наказанием ему за это будет смерть. Далее Мефистофель начинает спор с Фаустом о человеке, о смысле его существования. Дьявол требует с ученого расписку о споре, написанную кровью. Фауст выполняет требование Мефистофеля. Мефистофель переодевается в одежду ученого и принимает ученика. Ученик желает познать науки, но при этом не забывать об отдыхе и развлечениях. Мефистофель дает ученику урок логики, а потом советует заняться метафизикой. Юриспруденция ученика не прельщает, он то решает остановиться на богословии, то вдруг вспоминает о медицине. Мефистофелю надоедает глупый ученик. Тот, в свою очередь, спешит покинуть дом магистра и просит его написать что-нибудь в альбом. Мефистофель пишет на латинском языке фразу, которой, по библейской легенде, змей соблазнял Еву в раю: «Будете, как Бог, знать добро и зло». Но ученик не понимает этих слов. Мефистофель предлагает Фаусту отправиться в путь, чтобы тот убедился в ничтожестве человека. Становясь его спутником, он стремится сбить ученого с намеченного пути, вселить в него сомнение. Дьявол увлекает за собой магистра в винный погреб, где пьянствуют горожане. Мефистофель предлагает им свое вино. Горожане пьют дьявольское вино, которое вспыхивает в них огнем, и дерутся друг с другом. Мефистофель и Фауст исчезают. Следующий пункт путешествия магистра и злого духа — кухня ведьмы. Мефистофель дразнит ученого, говоря, что существует средство стать моложе. Фауст желает немедленно узнать это средство. Дьявол говорит, что оно простое: уединение, крестьянский труд. Но магистр не привык к тяжелой физической работе. В кухне ведьмы висит решето. По немецкому народному поверью, подвешенное на гвозде, оно начинает само вращаться, если к нему подведут вора. А в это время Фауст смотрится в зеркало и видит в нем прекрасный*женский образ. Для себя он понял, что средство омоложения — это любовь. Мефистофель заигрывает со слугами ведьмы — мартышками, охраняющими котел. Когда котел остался без присмотра, в нем возникло пламя, а из него — ведьма. Мефистофель просит у нее омолаживающий напиток для Фауста. Ведьма наливает питье в бокал. Фауст подносит его к губам, вылетает легкое пламя. Напиток оказывается любовным зельем. Магистр просит зеркало, чтобы вновь увидеть прекрасный образ. Сатана говорит в сторону: «Да, этим зельем я тебя поддену. Любую бабу примешь за Елену!» После визита к ведьме на улице Фауст видит девушку Маргариту. С первого взгляда он влюбляется в нее и просит Мефистофеля добыть ее любыми способами. Сатана отказывается, ведь она невинна и свободна от грехов. Он над ней не властен. Но Фауст настаивает, его одолевают греховные мысли. Мефистофель предлагает ученому посетить дом Маргариты. Вечером того же дня сатана и ученый оказываются в комнате девушке. Она сидит перед зеркалом, заплетает косу и вспоминает господина (Фауста), который утром обратил на нее внимание. Маргарита уходит к соседке, Фауст и Мефистофель оказываются в ее комнате одни. Опрятность и чистота покоев Маргариты изгоняет дурные мысли из головы Фауста. Мефистофель возвращается за своим спутником и оставляет в шкафу девушки ларчик. Маргарита возвращается к себе в комнату, отпирает шкаф и видит ларчик. В нем чудный убор, цепочка, серьги. Девушка наряжается и любуется собой в зеркале. Фауст прогуливается по улице в раздумье. Мефистофель сообщает ему, что Гретхен, так теперь зовут Маргариту, показала ларчик своей матери. Мать, заподозрив неладное, советует дочери отнести украшения священнику. Тот принимает украшения в дар. Мефистофель видит, как «...браслеты, кольца, брошки загреб он, как грибы в лукошке...». Ученик, пьяницы горожане, поп — список опустившихся людей растет. Сатана убежден, что человек ничтожен. Фауст тем временем страдает от любви к Гретхен, он требует от Мефистофеля новый подарок для девушки. Маргарита идет к своей соседке Марте. У той умер муж. Она оплакивает его и собирается получить свидетельство о его смерти. Гретхен рассказывает соседке о том, что у нее в шкафу вновь появился ларчик с украшениями. Марта советует девушке не показывать ларец матери и надевать украшения тайком. В это время слышится стук в дверь. Марта открывает. Это Мефистофель, он называет Маргариту барышней. Маргарита удивлена, поскольку она девушка простая и никто ранее к ней так не обращался. Девушка рассказывает Мефистофелю, не догадываясь, что этот господин — сатана, о том, что украшения — цепочка и брошка, которые она держит в руке, — не ее. Однако сатана настаивает на своем, он утверждает, что осанка и взгляд у девушки, как у знатной дамы. Он просит разрешения остаться в доме Марты. Мефистофель рассказывает Марте, где и как умер ее муж, он просит вдову отслужить панихиду. Но Марта отказывается, ведь ее муж не оставил ни одной монетки на свою панихиду. Маргарита сообщает сатане, что она будет молиться за мужа Марты. В который раз Мефистофель убеждается в ничтожестве человека: лицемерие и жадность Марты — выше горя и смерти близкого человека. Но по-прежнему Гретхен невозможно соблазнить, она остается чистым и непорочным созданием. Мефистофель решает разыграть и обмануть Марту. Он сочиняет, что муж ее потратил все свои сбережения на одну красавицу, которая искренне его полюбила и была предана ему до гроба. Марта негодует. Мефистофель собирается покинуть дом Марты: «Удрать теперь: у ней такая прыть, что даже черта рада подцепить». Дьявол пытается узнать у Гретхен, кем занято ее сердце. Но девушка смущается вопросом, не отвечает и уходит прочь. Пронырливая вдовушка просит сатану добыть для нее свидетельство о смерти мужа. Мефистофель ставит условие: свидетельство она получит, если Марта приведет к нему Маргариту. Дьявол сообщает Фаусту, что сегодня в саду Марта будет вместе с Гретхен и он отдаст вдове свидетельство. Фауст предлагает своему спутнику отправляться в путь за свидетельством. Мефистофель смеется над ним: «Свидетельство и так, без справок, подмахнем». Ученый корит сатану за обман. Но сам он завтра собирается в сад, чтобы клясться в любви Гретхен. Это ли не обман? Фауст уверяет Мефистофеля, что искренне полюбил девушку. Его сердце полно «вечной верности, вечной любви и страсти бесконечной ». Следующая сцена происходи, в саду, куда пришли Марта, Мефистофель, Маргарита и Фауст. Фауст и Маргарита беседуют. Невинность и скромность девушки восхищают ученого. Марта пытается соблазнить Мефистофеля и женить его на себе. Маргарита срывает астру, отрывает лепестки, гадает: любит или не любит ее Фауст. Последний лепесток — любит. Маргарита радостно жмет ему руку и убегает, Фауст следует за ней. Они оказываются в беседке, обнимаются и целуются. Мефистофель следует за ними и напоминает Маргарите, что ей пора домой. Маргарита уходит. Она счастлива, что такой умнейший и почтеннейший господин влюбился в нее. Девушка искренне удивлена: «И что во мне находит он?» Фауст уходит в лес, в пещеру. Мефистофель следует за ним. Страсть и любовь бушуют в сердце ученого. Боясь греха, Фауст решает больше не встречаться с Маргаритой. Но Мефистофель продолжает соблазнять магистра, он советует идти и утешить бедную девушку. В саду Марты Фауст соблазняет Маргариту. Ей надо возвращаться домой, но она боится своей матери. Фауст дает Гретхен снотворные капли. Но капли отравлены Мефистофелем. У колодца стоят с кувшинами Гретхен и ее подруга Лиз- хен. Лизхен рассказывает Маргарите о Варваре. Варвара носит под сердцем незаконного ребенка. По законам церкви она будет казнена за свой грех. Гретхен по дороге домой думает о Варваре. Прежде она осуждала поступки других, сейчас же сама грешна. Она сама носит под сердцем ребенка. Маргарита идет в храм, чтобы помолиться Богаматери и просить у нее прощения. Фауст и Мефистофель перед домом Гретхен. Мефистофель поет серенады под гитару. Вместо девушки к нему выходит ее брат — Валентин. Затевается драка, и Мефистофель рукою Фауста убивает юношу. Гретхен оплакивает две смерти: брата и матери. Ведь она своими руками, не ведая, что делает, отравила свою мать снотворными каплями. Наступает Вальпургиева ночь. По средневековым поверьям, этой ночью ведыуГы собираются на шабаш. Фауст и Мефистофель тоже здесь. Ученый не ведает о горе Гретхен, сатана умалчивает об этом. Фауст танцует в пляске ведьм с красавицей. Ему мерещится прелестный образ Маргариты. Мефистофель просит о ней забыть. Когда Фауст узнает о муках Маргариты, он корит Сатану за сокрытие правды. Магистр терзается, он сожалеет, что оставил Гретхен в одиночестве со своим горем. Он рвется в тюрьму, где заточена Маргарита, которая ожидает приговора за свое грехопадение. Фауст пытается освободить Гретхен, но она сомневается в его любви. Магистр торопит девушку, просит идти за ним, его любовь не угасла. Но Маргарита остается. Мефистофель уводит Фауста из тюрьмы. Гретхен казнят. Во второй части Фауст томится, его сны беспокойны. Он оказывается в прошлом, в Древней Греции. Женится на Елене — героине древнегреческого мифа о Троянской войне, воплощении античного идеала красоты. Фауста окружают герои античных мифов: Эвр- восточный ветер, стигийские жители — жители подземного мира, Форкис — морской старец, Форкииада — дочь Фор- киса, Пифонисса — прорицательница, Персифона — владычица подземного царства, Линцей — аргонавт, отличающийся необыкновенной зоркостью, Фавн — бог лесов, полей и пасущихся стад, Антей — великан, Икар — сын художника, архитектора и изобретателя Дедала, Асфодель — мифическая адская лилия, Молох — бог солнца, огня и войны. Фауст преобразует природу: осушает часть моря, на отвоеванной у моря земле строится новый город. В конце трагедии Фауст — глубокий старец, ему положена награда за то, что он: «берег с морем померил». К Фаусту приходят четыре седые женщины: Порок, Грех, Нужда и Забота. Кто сможет проникнуть сквозь запертые двери к старому магистру? Фауст прожил долгую жизнь, добивался желаемого, отвергал ненужное. Теперь он желает приблизить к себе духов. Забота дует на Фауста, и тот слепнет. Ослепнув, магистр чувствует, что его кончина близка. Он торопится совершить еще одно задуманное дело — осушить землю. Но не успевает и умирает. Мефистофель желает, чтобы душа Фауста попала в ад, но ангелы уносят бессмертную душу в рай. * * * Мефистофель проиграл пари: ему не удалось доказать ничтожество человека. Маргарита остается по-прежнему чистым и невинным человеком. Ее любовь к Фаусту — искреннее и преданное чувство. Фауст по-настоящему полюбил девушку. Всю свою оставшуюся жизнь он мучится от чувства собственной вины за ее погубленную жизнь. Бог наказывает его раскаянием, а раскаяние и муки совести — самое тяжелое наказание.



Похожие краткие содержания


НЕДОРОСЛЬ - НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГОРЕ ОТ УМА - НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ - НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Еще из раздела Иоганн Вольфганг фон Гёте


ГЁЦ ФОН БЕРЛИХИНГЕН С ЖЕЛЕЗНОЮ РУКОЮ
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ ВИЛЬГЕЛЬМА МЕЙСТЕРА, ИЛИ ОТРЕКАЮЩИЕСЯ
ГОДЫ УЧЕНИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА МЕЙСТЕРА

Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе