👍Краткое содержание – «ПАРАДОКС» Короленко
Краткое содержание > Короленко > ПАРАДОКС
ПАРАДОКС - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам ПАРАДОКС

Рассказ начинается с картины беззаботного веселого детства. Главному герою рассказа было всего десять лет, его брату и того меньше — около восьми. Беспечным детям нет нужды грустить, каждый день приносит им огромную радость. Они сами выдумывали себе развлечения, игры. Так, например, однажды братья ловили рыбу в огромной бадье, разумеется, понимая, что «событие это выходит за пределы возможного». Вспоминая об этом времени, автор говорит, что в тот момент они не рассуждали трезво. Просто «сидели на заборе, над бадьей, под колыхавшимся и шептавшим зеленым шатром, в соседстве с чудесной каретой среди зеленоватых теней, в атмосфере полусна и полусказки...». «Мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни...»
Однажды, когда дети сидят, созерцая неподвижные поплавки, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи, раздается резкий голос лакея Павла. «Панычи, панычи, э-эй! Идить бо до покою!» — призывает он их идти в комнаты. Озадаченные этим несвоевременным призывом, дети оторвались от своих занятий. Павел оглядел свидетельства «рыбной ловли» с таким выражением лица, что стало ясно, насколько глупым он считает это дело, дал несколько соответствующих советов (удилище надо делать из орешника) и наказал мальчикам идти к отцу. «Таковы были обстоятельства, предшествующие той минуте, когда нашему юному вниманию предложен был афоризм о назначении жизни и о том, для чего в сущности создан человек».
На крыльце своего дома мальчики видят множество людей. Также там стояла телега, а в ней... В ней находился человек. Это был Ян Кшиштоф Залуский, калека. У него от рождения нет рук, лицо бледное с подвижными острыми чертами, глаза большие, проницательные, голова больших размеров, а туловище совсем маленькое. Широкая, с сильной проседью борода совсем закрывала грудь и живот. Ноги были длинными настолько, что не умещались в тележке, и тонкими.
Вместе с ним был сопровождающий, который назвал этого человека «феноменом». Они «работали» в паре, здоровый человек возил калеку, демонстрируя его за деньги. На такое представление попадают и братья. Они видят, как сопровождающий, обращаясь к присутствующим, представил феномена, а затем сдернул с него куртку. Ужасное зрелище открытого уродства потрясло мальчишек. Представление в самом разгаре, и оказывается, что у феномена прекрасно работает голова. За доставленное развлечение люди подают странной парочке деньги. Калека с иронией выманивает деньги из публики, говоря, что он один — кормилец всей семьи. Но когда один человек, доктор, с явной неохотой бросает ему серебряную монету, тот поднимает ее с обещанием отдать первому встречному нищему.
«Номера» в исполнении феномена следуют один за другим. Люди наблюдали, как калека с помощью ног расчесывал гребенкой бороду, крестился, снимал картуз и кланялся. Потом он предсказывал прошлое, настоящее и будущее. Увидев в толпе маленьких братьев, он заставил их подойти к нему и ногами написал на белом листке ровную красивую строчку: «Человек создан для счастья, как птица для полета».
Эту фразу Залуский, соглашаясь с мнением отца мальчишек, называет афоризмом и парадоксом. Впоследствии к ней добавляется вторая часть, и конечный вариант выглядит уже так: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Возвращаясь с «представления», феномен встречает нищего старика с девочкой и отдает им серебряную монету, как и обещал. Затем он разговаривает со своим сопровождающим, с цинизмом высмеивая его умственные способности и объясняя свой поступок с милостыней и написанным афоризмом так: «Надо себе позволить иногда... притом же ничего не потеряли... Ты видишь, и приятные афоризмы иногда дают сбор. У тебя две руки, но твоя голова ничего не стоит, бедный Матвей!. Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него... У людей бывают и головы и руки. Только мне забыли приклеить руки, а тебе по ошибке поставили на плечи пустую тыкву... Это неприятно для нас, однако не изменяет общего правила»
Мальчишки еще раз случайно встретились с феноменом, и он повторил им свой афоризм-парадокс. После этого их детство уже не было таким беззаботным, поскольку они познали первое противоречие жизни, и нет-нет, да и вспоминали теперь феномена и его глаза, «то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью...».

Проблема смысла жизни
Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья, на этот раз сформулировал некий вывод на примере героя: «Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление».
Проблема смысла жизни давно интересует человека. Вопросы, касающиеся данной проблематики, пожалуй, сводятся к единственному: для чего и во имя чего живет человек? В своем очерке «Парадокс» автор размышляет об этой проблеме.














На фоне беззаботного детства, где есть место таким развлечениям, как «рыбалка», где дети практически не ощущают границы между реальным и придуманным, кажется странным присутствие такого существа, как «феномен». Как может появиться он в мире, в котором пока нет места уродству, несчастьям и горестям? Мальчикам тяжело смотреть на несчастного калеку, лишенного от рождения обеих рук, этот безрукий шляхтич Ян Залуский производит на мальчишек самое тягостное впечатление. Они поражены и испуганы видом несчастного, прикованного к коляске. Однако он — так же имеет право на жизнь, как и они.
Еще более странен афоризм Залуского: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Что хочет сказать этой во многом противоречивой фразой несчастный, обиженный судьбой при самом рождении? Этот афоризм — парадокс в устах феномена. Не потому ли калека рассуждает о счастье, что хочет показать нормальным, ничем не обделенным людям их неоспоримые преимущества, пристыдить их за упаднические мысли и настроения?
Встреча с феноменом перевернула сознание детей, хотя и оказалась тяжелым испытанием для них. То, что во сне им начали сниться его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью, означает, что встреча не прошла для них даром. «Острой занозой» вонзилась она в детские сердца и умы. Может, родителям стоило во что бы то ни стало не допускать такого противоречия до своих детей? Или же, напротив, оно сыграло исключительно положительную роль в формировании их личностей?
Рассказ Короленко — это своего рода рассуждение о назначении человека и смысле его жизни. Первое столкновение детства с невзгодами взрослой жизни во многом символично. «Детьми» иногда могут выступать и вполне сформированные и великовозрастные люди, которым жизнь безрукого калеки покажется жалкой и бессмысленной. Будут ли они правы?
Феномен с трудом зарабатывает себе на жизнь. Кормит своих здоровых родственников. Он может быть циничным и великодушным. Жизнь его не имеет ничего общего с жизнью нормальных людей. Наверное, он не способен на героические подвиги, но, встретив нищего, отдает ему серебряную монету, не требуя восхищения своим поступком. Для мальчиков, придумывающих игры и с упоением погружающихся в царство иллюзий, он стал причиной изменившихся представлений о жизни. Причиной взросления.
Отныне им предстоит решить вопрос о том, является ли его жизнь бессмысленной или нет. Феномен не случайно дарит им свой афоризм о счастье. Сам он никогда не познает полета. Поэтому и говорит, что человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него.
В его устах понятие «счастье» становится абстрактным, но сколько здоровых людей делают его абстрактным без причин? Пусть счастье недостижимо для феномена, он верит, что другие смогут его достигнуть. И в этом и заключается главное противоречие жизни: человек, который может по-настоящему оценить счастье, никогда не сможет его достигнуть.
Авторские представления о счастье разнообразны. Счастье может заключаться и в иллюзорном мире детских игр, в котором пребывают дети в самом начале произведения, и в гармонии между человеком и его внутренним миром. Этой гармонии нет и быть не может у феномена, с рождения обделенного судьбой. Но именно ему понятно, что человек создан для счастья. Он не унывает, хотя это странно и непонятно.
В чем же смысл человеческой жизни, согласно представлениям автора? Наверное, в том, чтобы любой ценой преодолевать жизненные препятствия, уготовленные судьбой. В том, чтобы стремиться к счастью, как птица должна стремиться к полету. В том, чтобы находить в себе силы взглянуть в лицо трудностям и невзгодам и, переосмыслив их, не растеряться. В том, чтобы, несмотря на существующие отклонения от прекрасного существования, продолжать строить дорогу жизни так, чтобы она вела к счастью.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе