Краткое содержание > Короленко > СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ
СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ

Петя родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Уже в первый момент после его рождения мать чувствует неладное, спрашивает у ничего не понимающей бабки, почему ребенок так ужасно плачет. «Быть может, сердце матери почувствовало, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым».
Установив его слепоту, мать пыталась окружить младенца излишней опекой. Она начала баловать его, но тут вмешался ее брат Максим. Его личность очень примечательна. Лет за десять до описываемых событий он считался главным забиякой, его боялись и ненавидели. «На любезности панов он отвечал дерзостями, а мужикам спускал своеволие и грубости, на которые самый смирный из “шляхтичей” непременно бы отвечал оплеухами... Наконец, к великой радости всех благомыслящих людей, дядя Максим за что-то сильно осердился на австрийцев и уехал в Италию: там он примкнул к такому же забияке и еретику — Гарибальди, который, как с ужасом передавали паны помещики, побратался с чертом и в грош не ставит самого папу».
На войне дядя Максим потерял ногу. Левая рука у него была повреждена. «В то время, когда в деревенском домике появилось и стало расти новое существо, в коротко остриженных волосах дяди Максима уже пробивалась серебристая проседь». Вернувшись, он стал задаваться вопросом: стоит ли ему, жалкому инвалиду, жить, есть ли в эТом смысл? Но в то время, когда он взвешивал все «за» и «против», на свет по- » явился тот, кому судьба уготовила быть инвалидом с детства.
При каждом взгляде на ребенка сердце матери сжималось от боли. «Маленькое существо стало центром семьи, бессознательным деспотом, с малейшей прихотью которого сообразовывалось все в доме».
Осознав это, дядя Максим потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий», которая убивает все шансы на более полную жизнь. К счастью, мать была умна и выслушала своего брата очень внимательно. Через некоторое время «мальчик свободно и быстро ползал по комнатам, настораживая слух навстречу всякому звуку и, с какой-то необычною в других детях живостью, ощупывал всякий предмет, попадавший в руки».
Он научился узнавать людей. По мере взросления все чаще стал уединяться и думать о чем-то. «Дядя Максим угадал: тонкая и богатая нервная организация мальчика брала свое и восприимчивостью к ощущениям осязания и слуха как бы стремилась восстановить до известной степени полноту своих восприятий».
Петрусю было три года, когда началась весна и мир озарился новыми звуками. Они вызвали в мальчике непонятную тревогу. Когда наступило лето, Петю вывели на берег ближней реки. Невероятная гамма звуков природы подействовала на него так, что, побыв немного в этом невидимом великолепии, он лишился чувств.
Дядю Максима встревожила такая реакция. В последнее время он занялся изучением психологии, педагогики и физиологии и с особым интересом относился ко всему, что было связано с взрослением. Он понял, что должен развить присущие племяннику задатки так, чтобы он смог бороться. «Бороться можно не только копьем и саблей. Быть может, несправедливо обиженный судьбою подымет со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром проживу на свете, изувеченный старый солдат...»
В дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом Пети, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность. В конце концов он вселил в племянника уверенность в том, что духовное прозрение возможно. Все чаще мальчик спрашивает, как выглядят вещи и существа, звуки которых он слышит. Ему было почти пять лет, когда он услышал звуки свирели. Холоп Иохим играл в конюшне. С тех пор мальчик стал наведываться туда. Мать поняла, что Петрусика захватила музыка.
Через три недели привезли пианино. Учительница, немка, стала обучать мальчика музыке. Однако ее надежда завлечь его тонкой игрой не оправдалась, он по- прежнему тянулся к Иохиму и его свирели. В конце концов музыкантша смирилась. Но прошло время, и пианино, которое раньше казалось Пете «сердито-крикливым», было «реабилитировано» им же.
Музыкальные эксперименты продолжались. Между тем дядя Максим не забывал и о другой стороне воспитания. Мальчик больше не подвергался губительной опеке, везде, где только можно, он был предоставлен лишь себе. И вот он уже скачет на лошадке, поражая окружающих. День его был заполнен. Потом начались специальные уроки, которые ему очень нравились.
Однажды, когда Петя играл у реки, к нему подошла девочка. Она не знала, что он слепой, и потому общалась с ним, как с равным. Ей очень понравилась его игра. Однако мальчик не захотел общаться, так как растерялся. И когда, занервничав, вдруг стал прогонять девочку, появился Иохим и начал стыдить его. На следующий день Петя вновь встретил девочку, они поговорили, и он, желая узнать, как она выглядит, начал ощупывать ее лицо. Девочка заплакала, а мальчик впервые испытал унижение калеки. Однако с девочкой он начал общаться. Ее звали Эвелина, и через какое-то время она и Петя были очень дружны.
Однажды, когда Петя уже стал юношей, к ним в дом приехали гости. Помимо пожилого Стравученко, там были и молодые люди. Их приезд взволновал Петрусика. «Теперь ему казалось уже тесно в его заколдованном круге. Его тяготила спокойная тишь усадьбы, ленивый шепот и шорох старого сада, однообразие юного душевного сна». Во второй приезд гостей он чувствует себя лишним в этом мире здоровых и энергичных людей. Это чувство, наверное, могло бы окончательно окрепнуть, однако именно в это время между Петей и Эвелиной происходит откровенный разговор, и они решают пожениться.














Когда они вместе вернулись к гостям, все почувствовали какую-то перемену, произошедшую в них, а Петя сел за фортепьяно и заиграл так, что даже дядя Максим, равнодушный доселе к музыке, заслушался. Гости пришли в оживление и настаивали, что Петру нужно непременно завершить свое музыкальное образование. Осенью семья отправилась в имение Ставученко. В местном монастыре, на колокольне, они встретили слепого звонаря, который был до удивления похож на Петра. Эта встреча обескуражила всю семью: слепые говорили, как товарищи по несчастью.
Зимой дядя Максим стал учить Петра понимать цвета и выражать это с помощью звуков. Однажды в городе им встречаются слепые нищие, которые просят милостыню. Дядя Максим жестко демонстрирует племяннику, что когда-то тот имел глупость им завидовать. После этой встречи Петя заболел, а выздоровев, понял, что не имеет права не уныние и согласился поехать в Киев брать уроки у известного пианиста. По дороге им встречаются слепые странники, которые направляются в Почаев молиться. Петр сходится с ними, тоже начинает ходить вымаливать исцеление у Почаевской Богоматери. Эта духовная составляющая жизни преобразила его. В конце концов он и дядя Максим возвращаются в имение, чтобы через год поехать в Киев.
Петр женился на Эвелине, у них родился зрячий ребенок. От счастья слепому вдруг показалось, что нет и не было никакого недуга, что он видит мир и свою семью.
Финальная сцена повести: Петя, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.
«И старый солдат все ниже опускал голову. Вот он и сделал свое дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой...»

 Роль человека в формировании своей судьбы
«Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету». Так обозначил автор в предисловии к шестому изданию своей повести акцент своего произведения. Впоследствии он развил эту мысль, заметив: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен, но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света».
В начале произведения есть некий подзаголовок — «этюд». Этот термин говорит о том, что произведение представляет собой некий эксперимент. В литературной форме автор повествует о проблемах нездорового человека, большое внимание уделяет его нравственным страданиям и смене настроений.
Эта повесть — редкое произведение по силе оптимизма. Автор попытался дать убедительный пример жизнестойкости. Однако он не раз подчеркивал, что несломленная судьба была всецело предопределена не обстоятельствами, а людьми.
Примечательна фигура дяди Максима. Человек- якорь, на котором держалась судьба племянника, сделал все, чтобы оградить слепого от ненужной опеки. Линия взаимоотношений именно этих людей была введена автором не случайно. Оба с недостатками, один с приобретенными, другой с врожденными. Каждый мучился мыслью о ненужности своего существования. Возможно, Короленко хотел сказать, что зачастую человек с отклонениями живет непонятым. Здоровые люди ежечасно добавляют ему невзгод, так как не имеют понятия о том, что он чувствует, не только физически, но и нравственно.
Эта повесть одновременно и поэтична, и правдива в деталях. Последнее не раз было замечено в медицинских кругах. Чудесным образом Короленко удалось дать такое описание болезни, которое вызвало дискуссии в профессиональной среде. Светила медицинской науки спорили насчет того, стоит ли считать описание истории болезни достоверным. Из этого следует вывод, что Короленко удалось ярко выделить не только литературную сторону своего произведения. В то же время сам автор однажды заметил, что закрыть от себя дразнящую тайну недостижимого светящегося мира можно, как можно стать довольным без полноты существования. Но вот счастливым, наверное, от этого не стать.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе