Краткое содержание > Лермонтов > МАСКАРАД
МАСКАРАД - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам МАСКАРАД

Действующие лица:
Арбенин, Евгений Александрович.
Нина, жена его.
Князь Звездич.
Баронесса Штраль.
Казарин, Афанасий Павлович.
Шприх, Адам Петрович.
Маска.
Чиновник.
Игроки.
Гости.
Слуги и служанки.
Действие первое. Сцена первая
Князь Звездич, Казарин и Шприх за столом мечут банк и понтируют. Князь проигрывает, Шприх предлагает дать ему взаймы. Входит Арбенин, отзывает Казарина. Казарин упрекает Арбенина, что с женитьбой он забыл друзей и прежние увлечения, перестал играть. Арбенин не спорит. Подходит Шприх, его знакомят с Арбениным. Когда Шприх уходит, Арбенин говорит, что он ему очень не понравился. Казарин отвечает, что хотя внешне он непривлекателен, да человек нужный — всегда одолжить может. С честными он тоже честен, с безбожником — безбожник. Арбенин расспрашивает про других игроков. Один из них был выгнан из полка за дуэль, другой служил в Грузии. Игроки зовут Казарина. Арбенин подходит к князю Звездичу. Тот не рад встрече, говорит, что проигрался. Арбенин отвечает, что для того, чтобы выигрывать, нужно стать заядлым игроком, но тогда от него отвернутся все дорогие ему люди. Князь взволнован, не знает, что ему делать. Решает вновь сесть за стол, но Арбенин не позволяет ему и садится сам. В разгар игры Казарин и Шприх отходят. Говорят о том, что Арбенин раньше был умелым игроком. К ним присоединяются двое игроков, признавших свое поражение. Между тем Арбенин выигрывает и отдает деньги князю. Тот благодарит. Арбенин предлагает поехать на маскарад.
Действие первое. Сцена вторая
Арбенин и князь среди масок на маскараде. Арбенин говорит, что его сердце холодно, хотя повсюду старается найти развлечения. Указывая князю на женскую маску, Арбенин советует ему обратить на нее внимание и уходит. Маска вступает с князем в беседу, говорит, что знает о том, кто он.
Ты! Бесхарактерный, безнравственный,
безбожный, Самолюбивый, злой, но слабый человек;
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный. Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.
Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь; Людей без гордости и сердца презираешь,
А сам игрушка тех людей.
Дальше разговор заходит о любви. Князь говорит, что не ищет ее. Маска говорит, что есть та, которая его беззаветно любит. Князь просит показать ее. Они вместе уходят.
Тем временем Арбенину предсказывает несчастье мужская маска, после чего исчезает, оставляя его в недоумении. Подходит Шприх, спрашивает, с кем сейчас был Арбенин. Тот отшучивается, потом откровенно смеется над Шприхом, чем злит его.














Женская маска, разговаривавшая с князем, в одиночестве размышляет. На полу она замечает браслет и решает отдать его князю, чтобы по нему князь нашел ее впоследствии. Появляется князь, убеждает ее открыть лицо, но та убегает, оставляя ему браслет. Появляется Арбенин, подшучивает над князем, которому в душу запала незнакомка. Тот говорит, что отыщет ее обязательно. После маскарада Арбенин дома. Его жены нет, хотя уже второй час ночи. Он размышляет над тем, что наказан за прежние грехи: его вот так ждали чужие жены, как он теперь ждет свою.
Появляется Нина. Арбенин упрекает ее, что она вернулась так поздно. Она в ответ говорит, что, если бы он любил ее, она оставила бы свет и скрылась в деревне, но он не любит и не ревнует ее. Арбенин убеждает ее в обратном, они почти мирятся, но вот он целует ей руки и на одной не видит браслета. Арбенин в чрезвычайном возбуждении. Нина упрекает его в том, что тревога поднята из-за такого пустяка. Арбенин грозит разорвать свою и ее жизни, несмотря на то, что он любит ее. Он не потерпит измены. Со словами «Прощай, я знаю все» Арбенин гонит ее прочь. Нина уверяет, что измены не было. Арбенин ей не верит.
Действие второе. Сцена первая
Баронесса в одиночестве размышляет о судьбе женщины в современном обществе. Приезжает Нина. Баронесса замечает, что у нее заплаканные глаза. Приезжает князь. Он намекает, что на маскараде узнал присутствующих женщин. Его упрекают, говоря, что порядочные дамы не посещают такие места, но князь не верит. Приезжает чиновник, баронесса занята разговором с ним. Князь заводит разговор о браслете. Нина не понимает, куда он клонит, сердится, разговор заканчивается.
Баронесса советует князю быть деликатнее и продолжать начатое. Князь уходит. В размышлениях баронессы открывается, что это она подобрала браслет, потерянный Ниной, и подарила его князю. Она и есть маска. Но открываться не собирается.
Появляется Шприх. Баронесса поручает ему оказать ей услугу.
Действие второе. Сцена вторая
Арбенин в печали. Слуга сообщает, что какой-то человек принес Нине записку от княгини. Этот человек — Казарин. Ожидая, пока его примут, он встречает Шприха, который также пожаловал к Арбенину. Шприх сообщает Казарину, что Нина изменяет мужу. Они ведут беседу о ценности человеческих отношений. Шприх уходит, появляется Арбенин. Казарин напоминает ему о том, как весело они проводили молодые годы, говорит, что жалеет о том, что теперь Арбенин женат. Казарину удается убедить собеседника в том, что добродетель ничего не стоит.
Арбенин отправляется в дом к князю. Смотрит, как он спит, и у него появляется мысль о том, что можно убить его во сне. Однако он не делает этого.
... В образованном родился я народе;
Язык и золото — вот наш кинжал и яд!
В доме князя он встречает даму в вуали, явно спешащую на свидание. Он заставляет ее открыть лицо, заподозрив в женщине свою жену, но под вуалью прячется баронесса. Арбенин удивлен, спрашивает, как она могла заинтересоваться таким низким человеком, как князь. В разговоре упоминается письмо, Арбенин решает, что баронесса помогает его жене и князю, и уходит.
Баронесса умоляет князя разрешить нелепую ситуацию и помочь супругам восстановить отношения, объясняет ему, как получилось, что Арбенин заподозрил жену в измене. Она признается ему, что сама  
пряталась под маской и что увлечена им. Баронесса уходит, а князь находит приглашение от Арбенина. Вечером он едет к нему. За игрой Арбенин оскорбляет князя и бросает карты ему в лицо.
Действие третье. Сцена первая
В светском обществе идет разговор. Говорят, что баронесса уехала в деревню, а князь сильно проигрался и получил пощечину. Князь пытается поговорить с Ниной, возвращает ей браслет и сообщает, что уезжает на Кавказ.
Арбенин решает убить жену. На балу он всыпает ей в мороженое яд. Нина умирает.
Действие четвертое. Сцена первая
Арбенин в печали размышляет. К нему приезжает неизвестный человек. Вместе с князем они обвиняют Арбенина во многих грехах, в том числе и в убийстве жены. В разговоре открывается, что Нина умерла невиновной. Огромное горе охватывает Арбенина.

Правдивый антураж драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад»
Интрига маскарада, карточные игры — все это типичные развлечения великосветской молодежи XIX в. Они являются основными мотивами произведения, с ними неразрывно связан сюжет драмы.
В «Маскараде» Лермонтов выразил свои впечатления от реальной жизни. В тот момент, когда писатель приступал к созданию произведения, он вращался в светских кругах Петербурга, посещал балы, маскарады, бывал в театральных залах и знаменитых гостиных. Его знакомыми были преимущественно люди из высшего общества, поэтому в основу характеров героев произведения были положены черты реальных личностей. Пребывание в свете помогло автору добавить яркости и правдивости драме. В ней нет ничего выдуманного, наигранного, а декорации, на фоне которых происходят описываемые события, показаны с непревзойденной точностью. Примечательно, что Лермонтов раскрыл характеры членов великосветского общества, обстоятельно показав, что людям из высшего света присущи не только такие черты, как недалекость, равнодушие и отсутствие страстей, — черты, приписываемые светскому обществу многими авторами. Лермонтов показал своих героев разносторонними людьми, которым свойственно испытывать страсти, гореть чувствами и совершать безрассудные поступки.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе