👍Краткое содержание – «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (ОТРЫВКИ)» Литература древнерусская
Краткое содержание > Литература древнерусская > ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (ОТРЫВКИ)
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (ОТРЫВКИ) - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (ОТРЫВКИ)

О создании славянской азбуки летопись рассказывает следующее. Русские князья попросили царя Михаила прислать им учителей, которые «могли бы рассказать о книжных словах и смысле их». И прислал тогда князь им «искусных философов» Кирилла (Константина) и Мефодия. Составили эти братья славянскую азбуку, перевели Апостол и Евангелие. «И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем на своем языке».
Повествуется в летописи и о походе Олега на Царь- град. Князь Олег повел свою дружину на Царьград, а греки затворили город. Велел тогда Олег своим людям поставить корабли на колеса. С попутным ветром подняли на них паруса и направились на город посуху. Греки испугались и обещали Олегу богатую дань, вынесли ему пищу и вино. Но князь отказался от угощения, догадавшись, что вино отравлено. Так были побеждены греки, с которых Олег собрал богатую дань. Предание о смерти Олега говорит, что волхв предсказал князю, что тот умрет от своего коня. Когда же конь умер, Олег усомнился в правильности пророчества и пожелал увидеть кости верного друга. Но из черепа выползла змея и укусила князя.
О князе Игоре летописец пишет с осуждением. Жажда большего богатства привела князя к тому, что он лишний раз решил собрать дань с древлян. За это он был убит. Древляне так объяснили свои действия: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его».
Княгиня Ольга отомстила за смерть мужа. Когда древляне прислали посла к княгине с просьбой стать женой их князя Малы, она приказала бросить их в яму и закопать живьем. В следующий раз Ольга послала за послами к древлянам, истопила для них баню, а когда те вошли в нее, приказала поджечь. В третий раз предупредила она, что едет к древлянам, чтобы стать женой их князя. Древляне накрыли богатый стол, а когда все напились, люди Ольги «иссекли их пять тысяч». И еще раз отомстила княгиня за убитого мужа. Осадила Ольга столицу древлян и потребовала дань малую — с каждого двора по два голубя и воробью. Когда же принесли к ней птиц, приказала княгиня привязать к каждой трут и, подпалив его, выпустить. Птицы полетели к своим гнездам и голубятням, и загорелся каждый двор в городе. Потушить пожар не было никакой возможности.
В «Повести...» говорится о крещении Руси. Князь Владимир, выбирая веру для русичей, принимает посланцев различных вер, но отклоняет их предложения. Затем он посылает послов в разные страны, исповедующие эти религии. Более всего послам понравилась служба, которая проводилась в Царьграде: «Нет на земле такого зрелища, и красоты такой не знаем...». Так Владимир выбрал веру христианскую.














В летописи есть место и преданиям о народе. Таковыми являются «Сказание о юноше-кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе». На Русь напали печенеги, и на реке Трубеже встали по одну сторону русичи, а по другую — враги. И не решались ни те, ни другие первыми реку перейти. Тогда предложил князь Владимир выбрать с каждой стороны по одному воину. «Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года», — сказал князь. Со стороны печенегов выбрали огромного молодца, с которым ни один русич драться не решался. Тогда один старик рассказывает Владимиру о своем младшем сыне, на вид неказистом, но сильном. Это Никита Кожемяка. Посылают за ним, и он без труда одолевает врага.
В «Сказании о белгородском киселе» рассказывается, как печенеги осадили Белгород. Со временем жителям города нечего стало есть, и они готовы были уже сдаться, но один старик посоветовал перехитрить врага. Попросил он людей собрать «хоть по горсти овса, пшеницы и отрубей». Из этого сварили кисель и вылили в вырытый колодец. Печенегам же сказали, будто земля их кормит («имеем мы пищу от земли»), а оттого перестоять белгородцев невозможно. Печенеги поверили и сняли осаду.
В «Повести...» осуждаются княжеские междоусобицы. С неодобрением рассказывается о князьях Святополке и Давыде, которые ослепили князя Василька. Еще накануне они крест целовали, что не допустят междоусобиц. Но дьявол нашептывает Давыду «лживые слова»: Василий сговорился с Владимиром Моно- махом против него и Святополка. Давыд убеждает в этом Святополка, они посылают за Васильком, а когда тот приезжает, ослепляют его.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе