Краткое содержание > Маяковский > ХОРОШО
ХОРОШО - краткое содержание


ХОРОШО
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ
Краткое изложение и пересказ произведения по главам ХОРОШО



Октябрьская поэма I Во вступлении автор утверждает, что прошли былинные времена и жанры «эпосов» и «эпопей» кончились. Автор утверждает новый «телеграфный» стиль: «Телеграммой лети, строфа! / Воспаленной губой припади и попей / Из реки по имени — «Факт». Цель автора — создать книгу, которая бы вызывала у счастливого свидетеля событий прилив сил и энтузиазма. Автор обращается к воспоминаниям о февральской революции, когда чаяния народа не осуществились, «народа свобода., заря., и зря» — война не была окончена, землю народу не дали, а вместо этого «на шее кучей Гучковы, Черти, министры Родзянки . », а власти, которая по-прежнему «к богатым рыло воротит», народ не хочет подчиняться, и ее нужно свергнуть. Партии занимаются болтовней, а большевики набрали «гроши, и силы, и голоса» — идет по деревням слух, «что есть за мужиков какие-то большаки». 3 Какой-то присяжный поверенный «раскинулся» во дворце, построенном Растрелли, он опьянен своей славой «пьяней, чем сорокаградусной». «Глаза у него бонапарты /и цвета защитного френч», «дамы и дети-пузанчики / кидают цветы и розанчики», когда Керенский проезжает по Невскому. Он сам себя назначает «то военным, то юстиции, / то еще каким-нибудь министром». Узнав о беспорядках, Керенский приказывает отправить карательный отряд, Ленина и большевиков велит арестовать и выловить. Он хочет договориться с Корниловым, английским королем Георгом. Портрет Керенского рисуют и Бродский, и Репин. 4 В пародийно-гротескнои форме (пародируется беседа Татьяны Лариной с няней из «Евгения Онегина») Маяковский описывает разговор, в котором участвуют «мадам Кускова» и «усатый нянь» — П.Н Милюков. Пожаловавшись «няню» на духоту и тоску. Кускова просит посидеть с нею и поговорить о старине, высказывает свое мнение о кандидате на престол Российский. Милюков обещает, что даст народу «свобод и конституций», беспокоится о ее здоровье. Кускова признается, что не больна: «Я., знаешь, няня... влюблена... / В Керенского ..» — «В какого? В Сашку. » Это известие радует Милюкова: «При Николае и при Саше / мы сохраним доходы наши». 5 Адъютант и штабс-капитан Попов («увешанные аксельбантами до пупов») спорят о власти. Попов — не сторонник монархии «с коронами, с орлами», однако для социализма, считает он, «нужен базис», поэтому вначале нужно ввести демократию, потом — парламент, потому что «культура нужна, а мы — Азия-с». Прибавляет, что тех, кто ездит в пломбированном вагоне, надо повесить (Ленин, по его мнению, — смутьян). Адъютант утверждает, что Россия больна. Разговор переходит на казачество, «бесштанного Левку» — генерала Каледина. В это же время из подвалов «в конце у Лиговки» «поднимались другие слова»; товарищ «из партийной бюры» раздает патроны, маузеры, винтовки — большевики готовятся взять власть. Они полны решимости завтра выступать: «Ну, не сдобровать им! / Быть Керенскому биту и ободрану!» 6 По октябрьскому Петрограду едут «авто и трамваи, под мостом по Неве плывут кронштадтцы» В ужасе бегут «бывшие», восставшие берут Зимний в кольцо В Смольном «Ильич гримированный мечет шажки, / да перед картой Антонов с Подвойским / втыкают в места атак флажки». Восставшие берут Зимний Дворец. «А Керенский — спрятался, попробуй вымань его!» Звучит залп «Авроры».. «Вбегает юнкер: «Драться глупо» / Тринадцать визгов- — Сдаваться! Сдаваться! / — А в двери—бушлаты, шинели, тулупы...» «И в эту тишину, вкатившийся всласть бас, окрепший, над реями рея: / «Которые тут временные? Слазь! / Кончилось ваше время!» В Смольном вместо «будет» поют «Это есть наш последний...» Снова картина вечернего Петрограда, ездят авто и трамваи, но «уже при социализме» 7 Картина ночного Петрограда, темень, опустевшие набережные, лишь стоит «видением кита туша Авророва». Костры. У одного из них автор встречается с Александром Блоком; на вопрос, что он думает о происходящем, Блок смотрит вокруг и говорит: «Очень хорошо» Автор саркастически замечает: «Кругом тонула Россия Блока... / Незнакомки, дымки севера / шли на дно, как идут обломки / и жестянки консервов». Победивший народ идет «за хлебом, за миром, за вОлей» «Бери у буржуев завод! / Бери у помещиков поле!» «Чем хуже моя Нина?! / барыни сами! / Тащи в хату пианино, / граммофон с часами!» Эту буйную революционную массу «от мысли до курка. / и постройку, и пожара дым / прибирала партия к рукам, / направляла, строила в ряды» 8 Зима, лютый холод, коммунисты колют дрова на трудовом субботнике, они грузят «В наши вагоны, на нашем пути, / наши грузили дрова». И хоть можно уйти часа в два, но они уйдут позже: «Нашим товарищам наши дрова / нужны: товарищи мерзнут». Глава заканчивается прозаической фразой: «Социализм — свободный труд / свободно собравшихся людей» 9 Автор подтрунивает над капиталистами: они не могут понять, что такое социалистическая республика и «какие такие фрукты-апельсины / растут в большевистском вашем раю?» Они недоумевают: «За что вы идете, если велят — «воюй»?» Кивают на обилие трудностей Полемизируя с ними, автор отвечает: «Слушайте, национальный трутень, — / день наш тем и хорош, что труден. / Эта песня песней будет / наших бед, побед, буден». 10 Автор рисует картину интервенции. Захватчики плывут «из Марселя, из Дувра. . к Архангельску», «с песней, с виски, / сыты по- свински...» Пользуясь возможностью, капиталисты грабят, «чужими руками жар гребя...» С севера надвигается адмирал Колчак, на Перекопе в Крыму «Врангель засел». Беседуя во время обеда, полковники хвастают своими победами над большевиками; один говорит, что как- то раз «десяток чудовищ большевистских» убил и девушку спас («как денди») Большевистская республика в кольце: Москва — остров, и мы на островке. / Мы — голодные, мы — нищие, / с Лениным в башке и с наганом в руке». И Автор повествует о своей жизни в домах Стахеева, где теперь размещается ВСНХ. Холод и голод, «зимой в печурку-пчелку / суют тома шекспирьи». Автор наблюдает за всем происходящим в своем доме, словно в лодке, где он «проплыл три тыщи дней». 12 Учреждение. Возле него ходят спекулянты, «обнимут, зацелуют, убьют за руп», «топают валенками» секретарши, стоят лесорубы за хлебными карточками, но недовольства никто не высказывает, понимая, что главное — отбить белых. Проходит «незаменимый работник» — «идет за пайком — / Правление выдало / урюк и повидло». Нелегко живется ученым, которым «фосфор нужен», «масло на блюдце» «Но, как назло, / есть революция, / а нету масла». Людям, полезным для революции, Луначарский выдает «сахар... жирок... дров .. березовых... посуше поленья... / и шубу широкого / потребленья» 13 В холодном помещении — автор, Лиля Брик и ее муж Ося, а также собака Щеник. Одевшись, автор едет на Ярославский — «забрал забор разломанный», привез домой на санках, растопил печь Вспоминает о том, что ему много пришлось блуждать в теплых странах «Но только в этой зиме / понятной стала мне теплота/Любовей, дружб и семей. /Лишь лежа в такую вот гололедь, / зубами вместе поляскав — / поймешь: нельзя на людей жалеть / ни одеяло, ни ласку» Автор приходит к выводу о том, что землю, «с которою вместе мерз, / вовек разлюбить нельзя». 14 Автор рассказывает о суровых, голодных временах, когда «Не домой. не на суп, /а к любимой в гости/две морковинки несу / за зеленый хвостик. / Я много дарил конфект да букетов / но больше всех дорогих даров / я помню морковь драгоценную эту/и пол-полена березовых дров». Поэт вспоминает, как ел конину, как делился с младшей сестрой Олей «щепоткой отсыревшей» соли. Сосед за стеной говорит жене, чтобы она пошла и продала пиджак, а автору вспоминается: «за тучей берегом / лежит Америка. Лежала, лакала / кофе, какао», но, как и прежде, автор утверждает' «Я землю эту люблю... Землю, с которой вдвоем голодал, — /нельзя никогда забыть». 15 Пути занесло снегом, локомотивы стоят, люди лопатами расчищают заносы, пять человек обморозились, но локомотив пошел вперед. Ходят среди обывателей слухи, что «Деникин подходит к самой, к тульской. / к пороховой сердцевине». Красные догоняют Мамонтова, вступают в сражение. Автору вспоминается покушение Каплан на Ленина, ответный «красный террор»: «Ветер сдирает списки расстрелянных, / рвет, закручивает и пускает в трубу. / Лапа класса лежит на хищнике — /Лубянская лапа Чека» «Миллионный класс вставал за Ильича», испуганные обыватели «хоронились... за кухни, за пеленки». Поэт говорит, что видал много мест, «где инжир с айвой / росли без труда у рта моего... / Но землю, которую завоевал / и полуживую вынянчил, / где с пулей встань, с винтовкой ложись, / где каплей льешься с массами, — / с такою землею пойдешь на жизнь, / на труд, на праздник и на смерть!» 16 Бегство Врангеля из Крыма, крики, ругань. Спасаются бегством солдаты Добровольческой армии («добровольцы»), «чистая публика и солдатня». Все приличия забыты: «бьет мужчина даму в морду, / солдат полковника сбивает с мостков». Бегут за границу «вчерашние русские», чтобы «доить коров в Аргентине... / мереть по ямам африканским». Бегут и интервенты, в Крым входят красные части с песней: «И с нами Ворошилов, / первый красный офицер». Война окончена, все вспоминают — «недопахано, недожато у кого», страна встает на мирные рельсы: «Я с теми, кто вышел строить и месть / в сплошной лихорадке буден. / Отечество славлю которое есть, / но трижды — которое будет / Я планов наших люблю громадье, / размаха шаги саженьи. / Я радуюсь маршу, которым идем / в работу и в сраженья». Поэт описывает превращение нищей аграрной России в индустриальную державу, говорит о том, как «поворачиваются к тракторам / крестьян заскорузлые сердца». «И я, как весну человечества, / рожденную в трудах и в бою, / пою мое отечество, / республику мою!» 18 Автор утверждает, что «девять октябрей и маев» закалили его (поэма создавалась к десятой годовщине октябрьских событий). О тех далеких событиях свидетельствуют новые памятники, мавзолей Ленина. Автор чтит память тех, кто отдал жизнь за революцию — Красина и других. Иностранные государства теперь признают успехи строительства нового общества в СССР: «Ваша подросток-страна / с каждой весной ослепительней, / крепнет, сильна и стройна...» От имени героев минувших лет поэт задает вопросы: «Достроит коммуну из света и стали / республики вашей сегодняшний житель?» Не затягивает ли людей «всевластная тина», «чиновность в мозгах паутину не свила?» «Скажите — цела? Скажите — едина? / Готова ли к бою партийная сила?» 19 Поэт рисует бодрую оптимистическую картину: «И жизнь хороша, / и жить хорошо! / А в нашей буче, боевой и кипучей, /и того лучше. / Вьется улица-змея. / Дома вдоль змеи. / Улица — моя, / Дома — мои... / Моя фамилия в поэтической рубрике. / Радуюсь я — это мой труд / вливается в труд моей республики». Автор охватывает своей сопричастностью все происходящее, чувствует себя полновластным хозяином своей страны, поэтому наделяет эпитетом «мой» и депутатов, и чиновников, спешащих на заседание («Сидите, не совейте / в моем Моссовете...»), и милицию («моя милиция / меня бережет»), и военнослужащих, всегда готовых встать на защиту своей Родины. «Жизнь прекрасна и удивительна. / Лет до ста расти / нам без старости. / Год от года расти / нашей бодрости. / Славьте молот и стих, / землю молодости!»



Похожие краткие содержания


ХОРОШО
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ

Еще из раздела Владимир Владимирович Маяковский


НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ
ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ
БАНЯ

Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе