Краткое содержание > Набоков > МАШЕНЬКА НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ
МАШЕНЬКА НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам МАШЕНЬКА НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ

Роман был написан в 1926г. в Берлине, где жил Набоков, эмигрировавший из России. Это произведение, написанное еще под псевдонимом В. Сирин, принесло писателю первую известность. В эмиграции Набоков раскрылся как прозаик.

Лев Глебович Ганин, живущий в русском пансионе в Берлине, знакомится в лифте с Алексеем Ивановичем Алферовым. Алферов считает, что эта встреча символическая, символ — в ожиданье. Он через шесть дней ждет жену из России, которую не видел четыре года. Ее зовут Мария. Ганин через несколько дней уезжает из Берлина, и Алферов хочет снять его комнату, когда она освободится. Лифт сам по себе заработал, и пассажиры доехали на этаж.
Пансион неприятный, все в нем желто-черное, грязная ванна, номера комнат обозначены листками из календаря, Алферов живет в комнате «1 апреля», Ганин — 2-е. Хозяйка — вдова немецкого коммерсанта Лидия Дорн, остальные жильцы — старый российский поэт Антон Сергеевич Подтягин, барышня Клара, балетные танцовщики Колин и Горноцветов. Дорн, овдовев, наняла пустую квартиру и превратила в пансион, разместив по комнатам свою обстановку. Ганин прожил в нем три месяца, но все откладывал. Он стал вял, угрюм, не спал, он работал, накопил денег, чтобы выехать из Берлина, но не знал, как порвать с подругой Людмилой. Он не мог заставить себя признаться ей, что не любит и все в ней противно. Он из тех, кто умеет добиваться, но неспособен к бегству.
За обедом поэт Подтягин говорит, что ему дали визу, но Алферов вдруг советует ему остаться, ему здесь очень нравится, здесь «не российский кавардак». Он думает о жене, постоянно говорит о ней. Ганин думает, что она, верно, шустрая, такому грех не изменять. Алферов утверждает, что с Россией кончено, его не хотят слушать.
После обеда Ганин думает о Людмиле, вспоминает, как начались отношения, идет с ней и Кларой в кинематограф, а после не может уснуть, стучится к поющему Алферову, говорит, что тот ему мешает спать. Сосед в подштанниках приглашает его к себе, просит прощения. Опять говорит о жене, которая измучилась «в этой проклятой России», спрашивает, почему Ганин не женат, показывает фотографии сестры и жены. Ганин внезапно уходит. Он узнал в жене соседа свою первую любовь, Машеньку.
На следующий день он прошел к Людмиле и сказал, что любит другую женщину, им надо проститься. Не услышав ответ, вышел и, почувствовав свободу, предался воспоминаниям девятилетней давности. В шестнадцать лет он выздоравливал после тифа, а спустя месяц встретил Машу. Он вспоминает комнату, в которой выздоравливал, чувствует себя богом, воскрешающим погибший мир для Машеньки.
Ганин видит, как Алферов уходит, и хочет забрать фото Машеньки у него, но случайно его видит Клара, решив, что Ганин его обворовал.
У Подтягина Ганин знакомится с уходящим Куницыным, однокашником Антона Сергеевича. Подтягин говорит, что Куницын его презирает. Ганин шел к Подтягину, потому что именно он мог понять его волненье. Они говорят о девушках, о первой любви. Ганин говорит, что у него начался чудеснейший роман, он очень счастлив.
Уходит, вспоминает Машу, ее каштановую косу в черном банте, нечаянные встречи и слышит, как за стеной напевает Алферов, думая о субботе.








Утром ему приносят письмо от Людмилы, которая пишет, что хочет его счастья. Подтягина не выпускают из Германии, хотя Франция готова его принять. У него опять был сердечный припадок. Ганин предлагает свою помощь, он хорошо знает немецкий. Он краснеет, когда Алферов говорит о Машеньке, он кажется ему противным, но утешает мысль, что именно он был ее первым мужчиной. Подтягин думает, что Ганин влюблен в Клару. День Ганина стал пуст после разрыва с Людмилой, но ушла тоска бездействия. Его роман с Машенькой был долгим, память возвращается к нему так, как будто не было несоответствия между прошлым и настоящим. Он встретил и заговорил с ней в парке, вспоминает ее лицо, как катал ее на лодке, дома ничего не знали. Они встречались ежедневно, он сказал, что любит ее, они много целовались. Думает, как же он жил столько без воспоминаний о ней? Засыпает на нераскрытой постели, просыпается внезапно, на него рухнул Подтягин, у которого опять припадок. Помогает ему. Утром Ганин покупает ему лекарство, Алферову приходит телеграмма от жены: она приедет утром в субботу. Сосед тут же спрашивает Ганина об отъезде, нарушая его мечты. Он выходит на улицу. Запахи заставляют его вспомнить Россию, Машеньку, их свидания, последнюю встречу перед учебным годом, которая была особенно нежной, но их увидел сын сторожа, Ганин дрался с ним. Этот последний день — как разлука с Машенькой и Россией в будущем, пробное испытание. После они встретились в Петербурге, уже слегка чужие, но началась новая эпоха любви. Ходили часами, вспоминали о лете, потом Машу увезли в Москву. Летом она была на другой даче, Ганин приехал к ней на велосипеде, по пути лопнула шина, но Маша дождалась. В этот вечер она позволила ему все, но ему было неловко, и он, уезжая, знал, что больше к ней не приедет. Увиделся с ней в следующее лето на перроне Варшавского вокзала, что-то чужое было в ней. Расставшись, он подумал, что никогда не разлюбит ее. Больше он ее не видел. В четверг Людмила прислала к нему Клару, передать, что считает свинством то, что он не ответил на письмо, и желает ему с его немочкой счастья. Ганин говорит, что он уезжает и все прекратится. В пятницу пансион празднует несколько событий: Ганин уезжает, Подтягин уедет, приезжает жена к Алферову, Кларе исполняется двадцать шесть лет. Подтягин и Ганин идут в полицейское управление, потом в консульство, все решается быстро и благополучно. Ганин признается поэту, что живет не под своей фамилией. Подтягин случайно теряет паспорт, с ним припадок, он думает, что судьба умереть здесь. Ганин доводит его до дома и начинает укладывать вещи. Мечтает, что завтра приедет Машенька и он увезет ее. Перечитывает пять писем, оставшихся от нее, где она пишет, что нельзя забыть любовь. Через двенадцать часов она приезжает. Входит Алферов, который думает, что Ганин уже уехал. Хочет переставить мебель. Это весело делает Ганин. Вечеринка не удалась, все грустят, кроме Алферова и Ганина. Ганин говорит, что завтра жизнь меняется и его не будет с ними, велит наливать Алферову почаще. Он не знает, писала ли ему Машенька потом: он воевал в Крыму, потом были Севастополь, Стамбул. Россию он покинул шесть лет назад. Завтра его юность, его Россия приезжает. Она не могла измениться. Подтягина, с которым опять припадок, уносят в комнату. Алферов, пьяный, признается Ганину, что изменил своей чистой жене. Ганин ведет его спать, а будильник ставит не на половину восьмого, как просит сосед, а на одиннадцать. Приняв душ, он прощается с Подтягиным и Кларой, выходит в сквер. До приезда Машеньки остается час. Ганин чувствует с беспощадной ясностью, что его роман с Машенькой кончился навсегда. Он длился эти четыре дня, самые счастливые в его жизни, и Ганин исчерпал свои воспоминания до конца, а образ Машеньки остался с умирающим поэтом Подтягиным, чьи стихи она писала в письме. И кроме этого образа, другой Машеньки не может быть. Он дождался поезда, взял чемоданы и уехал на такси в другой конец города, на другой вокзал. За четверть своего состояния он купил билет на юго-запад Германии и стал думать, как переберется через границу и поедет во Францию. Когда поезд трогается, он забывается во сне. * * * Тема утраченной России была главной для всех эмигрантов, но Россия Набокова не похожа на Россию других эмигрантов — это образ его утраченного детства. Такова она и для его героя Ганина. Герой, мечтающий, что вместе с Машенькой к нему вернется и Россия, внезапно понимает, что ни прежней Машеньки, ни прежней России больше не будет. Чтобы сохранить светлые воспоминания, он уезжает, не встретившись со своей первой любовью.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе