Краткое содержание > Некрасов > КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО ДРУГОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО ДРУГОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ - краткое содержание


КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ
Краткое изложение и пересказ произведения по главам КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО ДРУГОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ



Поэма была создана в 1863—1877 годы. Уже само заглавие произведения несет на себе значительную смысловую нагрузку. Тема «народного счастья», недосягаемого и почти фантастичного, проходит через всю поэму. Некрасов уделяет значительное внимание судьбе русского крестьянства в период крепостного права и после его отмены. Картины народной жизни достоверны и правдивы; у читателя нет повода сомневаться в истинности того, о чем говорит поэт. Мужики-странники проходят через разные деревни, встречаются с разными людьми. Все судьбы, о которых они узнают, горьки и тяжелы. Только финал поэмы показывает надежды автора на то, что с появлением нового человека все может измениться. * * * Поэма начинается с того, что встречаются семь мужиков из разных деревень под говорящими названиями Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка». Мужики завели разговор о том, кому на Руси живется хорошо и счастливо. У каждого свое мнение. Кто-то считает, что счастлив помещик; кто-то считает, что счастливым можно назвать чиновника. У других иное мнение — счастливыми считают попа, купца, вельможного боярина, министра или царя. Мужики развели костер, стали спорить. Дело даже дошло до драки. Прийти к согласию им не удается. Совершенно неожиданно один мужик по имени Пахом поймал птенца. Мать птенца, маленькая пеночка, попросила отпустить его на волю. И за это подсказала, где можно найти скатерть-самобранку. Это очень полезная вещь, которая пригодится в дальней дороге. Мужики решили во что бы то ни стало узнать, кто живет на Руси весело и счастливо. Они отправились в дальнюю дорогу. Первым встретили на своем пути попа. Разумеется, мужики обратились к нему с вопросом, счастливо ли он живет. Поп рассказывает о своем житье-бытье. Он сам считает, и в этом мужики не могут с ним не согласиться, что настоящее счастье не может быть без богатства, чести, покоя. Поп говорит, что если бы у него все это было, он был бы абсолютно счастлив. Но, увы. Поп обязан в любое время дня и ночи, в любую погоду идти туда, куда его зовут, — к болеющим, к умирающим. Ему всякий раз приходится видеть людское страдание и горе, и всякий раз сердце у него болит за других. Иногда у него даже нет сил взять воздаяние за службу, потому что люди отрывают от себя последнее. Когда-то было иначе. Поп рассказывает, что богатые помещики щедро вознаграждали за венчание, крещение, отпевание. Но теперь богатые помещики далеко, а у бедных мужиков нет денег. Нет у попа и почета — мужики его не уважают, о чем свидетельствуют многие народные песни. Мужики понимают, что попа нельзя назвать счастливым человеком. После этого они отравились снова в путь, по дороге оказались на ярмарке в селе Кузьминское. Село богатое, но грязное. Здесь есть две церкви, дом с надписью «училище» (заколоченный), фельдшерская изба, гостиница. В селе очень много заведений, в которых люди предаются пьянству. Селяне пропивают последние деньги. У старика нет денег на башмачки для внучки, потому что он все пропил. Странники все это видят. Видят они и все ярмарочные развлечения, а также драки и пьянство. Они рассуждают о том, что мужик не может не пить. Именно пьянство помогает выдержать непосильную работу и постоянные лишения. Яким Нагой из деревни Босово — тому пример. Он «до смерти работает, до полусмерти пьет». С точки зрения Якима, если не будет пьянства, будет великая печаль. Странники продолжают свой путь. Они хотят во что бы то ни стало найти людей, которые веселы и счастливы. Мужики обещают бесплатно поить настоящих счастливцев. Поэтому счастливыми пытаются себя назвать самые разные люди — бывший дворовый, страдающий от паралича, который долгие годы облизывал за барином тарелки; нищие; измученные работники. Но тут сами странники понимают, что эти люди никоим образом не могут быть названы счастливыми. Однажды мужики-странники услышали об Ермиле Гирине. Он был бурмистром, его все очень уважали. Гирин — человек честный и справедливый. Однажды он вознамерился выкупить мельницу; мужики ему одолжили деньги без расписки, настолько они доверяли ему. Но случился крестьянский бунт. И Ермил теперь находится в остроге. Один из помещиков, Гаврила Оболт-Оболдуев, рассказал странникам об участи дворян после крестьянской реформы. Раньше дворянам принадлежало многое: леса, деревни, крепостные. По праздникам дворяне могли приглашать крепостных в дом, чтобы молиться. После отмены крепостного права барин уже не являлся полноправным хозяином мужиков. Странники прекрасно знали, какая тяжелая была жизнь во времена крепостничества. Однако им нетрудно понять, что после отмены крепостного права дворянам стало намного тяжелее. Не легче стало и мужикам. Странники поняли, что среди мужчин найти счастливого им не удастся. Поэтому они решили обратиться к женщинам. Им сказали, что в одном селе живет Матрена Тимофеевна Корчагина, ее считают счастливицей. Мужики нашли эту женщину. И она рассказала им историю своей жизни. Детство Матрены были счастливым и безоблачным. Семья была работящая, непьющая. Мать холила и лелеяла дочку. Когда Матрена выросла, стала красавицей. Однажды к ней стал свататься Филипп Корчагин, печник из другой деревни. Матрена вспоминает, как он уговаривал ее выходить за него замуж. Это оказалось для женщины единственным светлым воспоминанием. Других радостных воспоминаний у нее нет. Жизнь была тоскливой и беспросветной, несмотря даже на то, что, по крестьянским меркам, муж относился к ней хорошо; почти не бил. Но муж отправился на заработки в город. Матрена осталась в доме свекра. Здесь все к ней относились плохо, единственным человеком, кто был добр к Матрене, был дед Савелий. Он был очень старым, рассказывал Матрене о том, что попал на каторгу за убийство управляющего. Вскоре у Матрены родился сын Демушка. Это был красивый и милый ребенок. Матрена не могла ни на минуту расстаться с ним. Но женщине приходилось работать в поле, свекровь не разрешила ей брать с собой ребенка. За малышом следил дед Савелий. Но старик не усмотрел за Демушкой, ребенка съели свиньи. Из города приехали разбираться, малыша вскрывали на глазах матери. Это было тяжелейшим ударом для Матрены. Потом у нее родились пятеро детей, все мальчики. Матрена была заботливой и доброй матерью. Однажды один из детей, Федот пас овец. Случилось так, что волчица унесла овцу. Пастух был в этом виноват. Его должны были наказать плетьми. Матрена упросила, чтобы сыночка не наказывали, а избили ее. Матрена рассказала также, что однажды ее мужа собирались забрать в солдаты, несмотря на то, что это было явным нарушением закона. Тогда она сама, будучи беременной, отправилась в город. Здесь встретилась с доброй губернаторшей Еленой Александровной. Она и помогла ей, мужа отпустили. Крестьяне считали Матрену счастливой женщиной. Но, выслушав ее рассказ, странники поняли, что счастливой Матрену никак нельзя назвать. В ее жизни было слишком много бед и страданий. Сама Матрена Тимофеевна также говорит, что русская женщина, особенно крестьянка, вообще не может быть счастливой. Слишком тяжела у нее доля. Мужики-странники держат путь на Волгу. Здесь проходит покос. Люди заняты тяжелой работой. И вдруг удивительная сцена — косцы унижаются, угождают старому барину. В чем дело? Оказывается, старый помещик выжил из ума. Он никак не может осознать, что крепостное право отменили. Родственники старика уговорили мужиков вести себя так, будто крепостное право действует по-прежнему. За это им обещали пойменные луга. Мужики согласились, однако их в очередной раз обманули. Когда старый барин умер, наследники ничего не дали мужикам. Странники по дороге неоднократно слушают различные народные песни — солдатскую, голодную и другие, а также различные истории. Например, им запомнилась история о верном холопе Якове. Этот человек всегда старался угодить и ублажить своего барина, который бил и унижал холопа. Все обиды и унижения приводили к тому, что Яков любил барина еще больше. Так случилось, что в старости у барина отказали ноги. Яков продолжал за ним ухаживать, словно за родным ребенком. И какую благодарность он получил? Племянник Якова, молодой парень по имени Гриша, хотел жениться на крепостной красавице. Но старый барин из ревности отправил Гришу в рекруты. От такого горя Яков ударился в пьянство. Однако потом снова вернулся к барину. Яков отомстил барину. Он отвез его в лес и повесился на сосне прямо перед барином. Поскольку у того были парализованы ноги, он не мог никуда деться. И всю ночь просидел под трупом Якова, крича от ужаса. Божий странник по имени Иона Ляпушкин рассказал другую историю. Был такой атаман Кудеяр. Однажды у него проснулась совесть. Атаман разбойников стал замаливать грехи. Но грехи ему были отпущены только тогда, когда Кудеяр убил Глуховского. Это был нечеловечески жестокий пан. Странники услышали еще одну историю. Староста по имени Глеб в корыстных целях, ради получения денег, скрыл, что покойный адмирал хотел отпустить крестьян на волю. Эти истории заставляют мужиков задуматься, что счастливых найти им так и не удастся. Но они узнают о семинаристе Григории Добросклонове. Он сын дьячка, с детства видел страдания и тяжелую беспросветную жизнь простого народа. В ранней юности он сделал выбор — решил, что все силы свои отдаст на борьбу за счастье народа. Григорий умен и образован, он понимает, что Россия, несмотря на свои беды, сильная и справится со всеми бедствиями. И в дальнейшем предстоит Григорию «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотка и Сибирь». Мужики-странники слушают о Добросклонове, о народном заступнике. Но у них пока еще нет понимания, что именно такие люди смогут сделать людей счастливыми. Конечно, это произойдет далеко не сразу. * * * Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является своего рода эпопеей. Благодаря этому произведению Некрасову удается показать целую эпоху жизни русского народа. Некрасов писал поэму целых два десятилетия. Ему удалось изобразить разные слои населения. Главными героями поэмы являются простые крестьяне, освобожденные реформой 1861 года. Однако после отмены крепостного права их жизнь не слишком сильно изменилась. Все тот же беспросветный быт, тяжелая работа. К тому же после реформы 1861 года, после освобождения от крепостного права, крестьяне, которые не имели своей земли, оказались в еще более худшем положении. Образы крестьян удивительно достоверны. Некрасов создает противоречивые, но весьма точные характеры. В русских людях есть не только сила, доброта и цельность характера. На генетическом уровне сохранились раболепство, угодливость, готовность услужливо подчиняться тирану и деспоту. Появление нового человека Григория Добросклонова — это символ того, что среди темного забитого крестьянства появляются умные, благородные, честные люди. Пусть их судьба и будет тяжелой и незавидной. Однако благодаря им в темной массе проявится самосознание. И люди смогут бороться за свое счастье.



Похожие краткие содержания


КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ

Еще из раздела Николай Александрович Некрасов


САША
РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА
РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе