Краткое содержание > Некрасов > КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ - краткое содержание


КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ДРУГОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Краткое изложение и пересказ произведения по главам КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ



КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО Пролог На столбовой дороге сошлись семь мужиков из деревень Заплатова, Дырявила, Разутова, Зкобинина, Гозилова, Нилова, Гедрожайка и завели спор о том, кому живется лучше всего на Руси. Роман считает, что лучше всего живется помещику, Луна — попу, братья Губины — купцу, Пахом — боярину, Пров — царю. Для того, чтобы решить свой спор, мужики собираются пойти по Руси и посмотреть, кому же лучше живется. Но возникает проблемы: чем они будут питаться. Пахом ловит птенчика, выпавшего из гнезда. Пеночка (птица — мать птенчика) просит вернуть его взамен на скатерть-самобранку, но у скатерти необходимо просить столько, сколько они смогут съесть сразу, если просить больше, то приключится беда. Глава I «Поп» Первым, кого встретили мужики, был поп. Они задали ему вопрос, хорошо ли ему живется на свете. Поп считает составляющим счастья покой, богатство и честь. Что касается покоя, то его, по сути дела, нет, так как в любое время дня и ночи, в любую погоду поп должен ехать, куда его позвали. Кроме того, попу тяжело постоянно слушать «предсмертное хрипение, надрывные рыдания, сиротскую печаль». Почета священнику тоже нет, его называют «породой жеребячьею», про него слагают непристойные песни. А о богатстве и речи нет. Взять не с кого да и не чего — крестьяне все бедные. Это не то, что раньше, когда в деревнях жили богатые помещики. Сейчас с крестьян даже деньги брать стыдно, видя убогость их жилья, а если не брать, то жить не на что, так что брать приходиться, но при этом поп чувствует себя виноватым. Глава II «Сельская ярмарка» На ярмарку приезжает народ за разным товаром. Мужчины решили здесь поискать самого счастливого. Ходят между рядами, смотрят. Видят: дед внучке хочет купить в подарок ботинки, но пропил все деньги. Его выручает Павлуша Веретенников, «какого роду — звание не знали мужики, однако звали боушком». Он-то и покупает ботинки. Дед на радостях даже спасибо забыл сказать, зато толпа собравшихся вокруг была довольна, как будто каждого из них одарили рублем. Затем наши странники попадают в лавочку с картинами и книгами. Какие-то мужики покупают картину с изображением генерала и требуют, чтобы его вид был погрозней. Заодно прихватывают книги «Английский милорд», «Шут балакирев». Автор горько вздыхает, что крестьяне не понимают того, что книги надо покупать не про милордов разных, а надо покупать Белинского и Гоголя. Глава III «Пьяная ночь» Все мужики кругом пьяные. По пьяной дури занимаются не понятно чем. Один закапывает в землю новую поддевку, говоря, что хоронит мать. Два других тянут друг друга за бороду — кто кого пересилит. Вокруг «избитые, поющие, лежащие пластом». Наши мужики встречают опять Павлушу Веретенникова, он записывает русский фольклор (песни, пословицы) и говорит: «Умны крестьяне русские, однако нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы валяются — обидно поглядеть!» На что крестьяне отвечают, что работают они больше, чем пьют, что у них очень много бед, господа их обделяют, притесняют. Мужик упрекает Веретенникова за его слова о безмерности «русского хмеля», спрашивает, почему же тот определяет меру их пьянства, но при этом не меряет их горе, которое сопровождает их на пути всей жизни. У русского мужика накапливается в душе столько гнева, что «надо бы громам греметь оттудова, кровавым лить дождям, а все вином кончается». Крестьянина, который все это рассказывал, зовут Яким Нагой. Раньше он жил в Питере, но посмел тягаться с купцом, был обобран до нитки и посажен в тюрьму. Был с ним случай: сыну он купил картинок и развесил на стене в избе, но случился пожар, и вместо того, чтобы спасать деньги, накопленные за долгое время, он срывает со стен картины, а жена иконы. В разговор вступают другие крестьяне, говорят, что в водке находят утешение, а если бы не пили, то «пришла бы печаль вечная». Глава IV «Счастливые» Мужики ходят в толпе и предлагают угостить водкой тех, кто счастлив. Первым к ним подходил уволенный дьячок: «Коль обогреет солнышко, да пропущу посушечку, так вот и счастлив я!» Они его прогнали. Подошла старуха, сказала, что она счастлива, потому что у нее осенью народилось до тысячи реп. Ей тоже водки не налили. Первым, кто выпил чарку, был солдат, рассказывающий о своем солдатском счастье: был в 20-ти сражениях и не убит; голодал, но не умер; били за провинности, но он жив. Каменотесу тоже налили, так как, по его словам, он счастлив: «Щебенки наколачиваю в день на пять серебром!» Подходил Трофим, бывший каменотес, говорит, что нечего хвастать силою. Рассказывает, что по дурости поднял 12 пудов кирпича, да и надорвался, стал чахнуть. Просит налить ему водки. Мужики не соглашаются, так как наливают только счастливым. Трофим тогда рассказывает, что после того, как остался без работы, поехал на родину на поезде летом, в страшную жару и духоту, от которой у многих помутился разум, но Трофим приехал цел и невредим. . Подходит человек, который раньше был дворовым, прислуживал боярину. И вот он теперь счастлив, что заработал себе болезнь, не какую-то там мужицкую, а что ни есть, дворянскую — «по-да-гру». Считает, что для того, чтобы ее заработать «лет тридцать надо пить шампанское, бургонское, токайское, венгерское», которое он допивал из рюмок. Его прогнали мужики, не налив водки. Странники чувствуют, что зря водку только потратили, т.к. счастливого по-настоящему так и не нашли. Им предлагают спросить Ермила Гирина о счастье. Рассказывают, как он покупал мельницу, споря с купцом Алтынниковым: идут торги между ними, Ермил набавляет по рублю, купец — по копеечке. Алтынников не выдержал и отступил. Но Ермилу надо было внести задаток, или мельница перейдет к купцу. Денег с собой не было, а домой идти очень далеко. Ему дали сроку полчаса. Он пришел на базарную площадь, обратился к народу, рассказал, что с ним приключилось, что не столько дорога мельница, сколько обидно, что те, у кого есть деньги, творят что хотят. Попросил помочь, кто чем может, но он все вернет. Шляпа наполнилась быстро. Алтынников не ожидал такого удара. Через неделю Гирин снова пришел на базарную площадь, чтобы раздать долги. Но естественно, он не помнил, кому и сколько должен, однако не было никаких споров по этому поводу, все деньги разобрали, даже рубль остался. Долго еще ходил Ермил по площади, но никто не отозвался, и он отдал его слепым. Наши странники удивились, почему народ поверил Ермилу, откуда к нему столько доверия. Оказалось, он долгое время работал писарем, и каждый, кто приходил к нему с просьбой, не был обойден его вниманием, каждому он помогал по силам, при этом не брал вознаграждений. Но Ермила почему-то выгнали, назначив на его место пьянчугу, который и строчки не напишет без уплаты. Тут умирает старый князь, а молодой хозяин разгоняет всю эту контору, обращается к народу, чтобы они выбрали бурмистра. Все крестьяне единогласно выбрали Гирина. Семь лет он четко работал на этой должности. Но однажды, воспользовавшись своим положением, вызволил из рекрутчины младшего брата Митрия, а вместо него пошел другой. Все бы и обошлось, но сам Ермил не выдержал угрызений совести, стало ему тошно жить, попросил он отца и брата, чтобы они отвели его в тюрьму к судье, т.к. он преступник. Отец попросил судью разобраться, а то Ермил того и гляди повесится. Вернули сына Ненилы Власьевны, который ушел вместо Митрия, а Митрия отдали в рекруты. Гирин оставил должность, как его ни уговаривали, и стал работать на мельнице, но и тут все были им довольны. Глава V «Помещик» По дороге едет кибитка, в ней сидит помещик Оболт-Оболдуев. Он выхватывает пистолет, думает, что это грабители. Но мужики успокаивают его и задают тот же вопрос, что и всем: хорошо ли ему живется. Помещик пригласил их сесть, они уселись на вал, сам же он расположился на коврике, обращается к ним — граждане. Говорит, что не знает, как с ними общаться, т.к. они неграмотные. Рассказывает о своем генеалогическом дереве, что их род древний, ведет свое начало от татарского купца Оболта-Оболдуева, который служил при государе 2,5 века назад. Рассказывает мужикам о том времени, когда ему принадлежали поля, леса, деревни, когда у него бывали свои музыканты, охотники, целый полк прислуги, когда все было в его воле: «Когда хочу — помилую, когда хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!» Но при этом Таврило Афанасьевич говорит, что карал любя, уж если карал, то карал, если миловал, то миловал. На Пасху христосовался с каждым мужиком, собирал их не домашнюю всенощную у себя в горнице (наши странники про себя подумали: «Колом сбивал их, что ли, молиться в барский дом?..») Когда крестьяне возвращались из чужой волости, куда их отпускал помещик, то помимо дани приносили какие-нибудь гостинцы. И вся семья уже сидела и гадала, что на этот раз принесут крестьяне. Теперь, с сожалением замечает помещик, настали другие времена, нет былого великолепия, широты и размаха. Крестьянин стал учиться грамоте, помещика заставляют трудиться, а как он будет трудиться, если за него всю жизнь это делали другие, а он лишь пожимал плоды чужого труда. Оболдуев говорит себе: «Чему учился я? Что видел вокруг?.. Коптил я небо Божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...», но жизнь поменялась. КРЕСТЬЯНКА Пролог Странники решили поискать счастливых среди баб. Их направили к Корчагиной Матрене Тимофеевне — губернаторше. Сначала она не согласилась с ними разговаривать, т.к. ей некогда, надо жать рожь, но мужики обещали помочь. Глава I «До замужества» Матрена Тимофеевна рассказывает о своей молодости, о том, как ее приучали к труду с самого детства, как она встретила Филиппа Корчагина (будущего мужа). Это было счастье. Глава II «Песни» Матрена попадает в черный дом, дом мужа: «... попала я с девичьей холи в ад!» Когда муж уезжал на работы, то советовал ей терпеть и молчать. Она терпела и молчала. Через некоторое время родился сын Демушка. Когда муж уезжал на работы, к Матрене повадился ходить управляющий Ситников, она же не знала, как от него избавиться. Глава III «Савелий, богатырь святорусский» Один только дед мужа не обижал Матрену, она постоянно с ним советовалась. Савелий недолюбливал свою семью, они называли его каторжным. Оказывается, что он был на каторге за то, что закопал живым немца Фогеля. Савелий рассказывает, как это было. Жили они в деревне, куда очень трудно было добраться, она была окружена лесами, болотами, поэтому оброк не платили долгое время. Помещик Шалашников однажды приказал им явиться к нему и прислать земскую пошлину. Делать было нечего, пришлось пойти. Шалашников потребовал оброк, крестьяне отказались платить, тогда их выпороли, но только после этого они отдали деньги. Но сторублевые бумажки все же сохранили. Савелию было стыдно, что он не выдержал порки. Он дал себе слово, что теперь будет терпеть. Приходит известие, что Шалашников убит в сражении. Новый хозяин прислал в деревню немца, ему платить оброк отказались, тогда он предложил, чтобы крестьяне работали, валили лес, окапывали болота, и сами не заметили, как проложили дорогу — обманул их немец. Перевез сЕМЬЮ всю в деревню жить, начал трясти с крестьян деньги, но если Шалашникову немного дать, и он отстанет, то этот же, пока по миру не пустит, не остановится. Мучил всю деревню 18 лет. Однажды приказал мужикам вырыть колодец, они его столкнули в эту яму и закопали. Потом была каторга. Глава IV «Демушка» Матрена ушла в поле, а Демушку оставила с Савелием, а тот не доглядел и скормил ребенка свиньям. Началось следствие: не жила ли Матрена с Савелием, и по обоюдному согласию не убили ли они ребенка; не поила ли она его каким-нибудь зельем. Начали вскрывать труп ребен ка, Матрена не выдержала, бросилась к нему. Решили, что она помешанная. Савелий на каторге «окаменел», а Демушка вернул его к жизни, он стал любоваться окружающим миром, обращать внимание на каждую мелочь. Глава V «Волчица» Савелий, чувствуя свою вину, ушел в монастырь. Родители Матрены умерли, родились дети. Встретясь с Савелием на могиле сына, Матрена простила его. Федота, сына Матрены восьми лет, определили в над- пасынки. Волчица схватила овечку, Федот догнал волчицу, вырвал овечку: «Ничего — не укусила серая! Сама едва живехонька. Под ней река кровавая, сосцы травой изрезаны, все ребра на счету, глядит, поднявши голову, мне в очи... и завыла вдруг! Завыла, как заплакала. Матушка! Я бросил ей овцу». За это в деревне Федота хотели наказать, но Матрена не позволила, кинулась к барину, чтоб простил сына. Федю отпустили, выпороли ее. Она отправляет сына на фабрику, работать. Глава VI «Трудный год» Случился неурожай. Наступил голод. Матрена сравнивает себя с волчицей Федотовой. Ее и еще одну женщину посчитали виновными в неурожае, т.к. они в Рождество надели чистые рубахи (примета такая). Но если за Матрену заступился муж, то другую женщину забили кольями насмерть. Тут случилась еще одна беда, мужа забрали в рекруты, Матрена осталась одна с детьми. Родственники ее еще хуже невзлюбили. Глава VII «Губернаторша» Матрена пошла пешком в город к губернатору просить за Филиппа. Дворецкий провел ее к себе в коморку, сжалился, велел подождать. Тут приехала губернаторша, Матрена упала ей в ноги, рассказала о своей беде. От нервного перенапряжения случились роды. Родился мальчик, которого губернаторша сама крестила и назвала Лиодорушка. Филиппа спасли от рекрутчины. Глава VIII «Бабья притча» После этого случая Матрену стали звать «губернаторшей». Она им говорит, что зря они затеяли это дело — искать счастливую среди женщин. Как говорила Матрене Дмитриевне одна странница: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого! Да вряд ли они сыщутся... Какою рыбой сглонуты ключи те заповедные, в наших морях та рыбина гуляет — Бог забыл?..» ПОСЛЕДЫШ I Наши странники видят картину: поле, сенокос, крестьяне отдыхают. Вдруг слышится музыка, подъезжают лодки, из которых выводят старого барина под руки. Он обходит весь сенокос, ему все кланяются, боятся, как бы не прогневался. Помещик подходит к стогу и говорит, что сено сырое и он не позволит гноить господское добро. Сено моментально раскидывают сушить, хотя оно абсолютно сухое. Мужики наши удивлены поведением крестьян, ведь они уже вольные. II Власушка рассказывает, что этот помещик Утятин самодур. Сам губернатор к нему приезжал, растолковывал об отмене крепостного права, но тот не поверил. Из города приехали его сыновья, Утятин обозвал их трусами за то, что они не смогли сохранить помещичьи права. Сыновья напугались, что он лишит всех наследства и сказали Утятину, что мужиков вернули помещикам. Он успокоился. Сыновья Утятина сговорились с крестьянами, посулили им вознаграждение. Теперь каждый день помещик объезжает свои владения, ругает мужиков за безделье (хотя они работают как никогда хорошо, потому что на себя), отдает глупые распоряжения, о которых тут же забывает (приказал Жохову жениться на вдове Терентьевой, чтобы поправить ее ветхое жилье и рожать детей. Терентьевой за 70 лет, а Жохову — 6). Был в вотчине мужик Агап Петров, которому вся эта комедия, которую ломали крестьяне перед барином, не нравилась, но его задобрили вином. Однажды он тащил бревно из леса, а навстречу помещик, стал допытываться, откуда бревно, отругал Агапа, ну тот и не выдержал, все открыл помещику, что он шут. Старика хватил очередной удар. Когда он оправился, то приказал публично наказать Агапа. Еле уговорили его сыновья Утятины. Завели в конюшню, поставили ему штоф водки и попросили кричать, как будто от боли. Утятин наслаждался этими криками, ему даже стало жалко Агапа, когда его мертвецки пьяного вынесли из конюшни. Не понятно отчего, но к вечеру Агап скончался, крестьяне думают, что от вина. III За обеденным столом Клим Яковлевич, который играл роль бурмистра при барине, произносит речь, хвалу помещику, от которой у Утятина на глазах выступают слезы. Вдруг раздается смех. Утятин приказывает найти бунтовщика. Им оказался мужик, который не так давно переехал к ним в волость и еще не освоился с их порядком. Вести его к барину было бесполезно, потому что он мог все испортить. Выручила за 5 рублей крестьянка, которая сказался, что это смеялся ее сын — дурачок. Последыш (Утятин) обрадовался, приказал всем танцевать и сам притоптывал. Его увели уже полусонного. Через некоторое время он умер. Крестьяне вздохнули спокойно. Но сыновья им луга не отдали. До сих пор идет тяжба. Вступление После смерти Утятина крестьяне устроили пир. Стали думать, что им делать лугом ( про тяжбу они еще ничего не знали). I. Горькое время — горькие песни Крестьяне обсуждают свое горькое житье-бытье при барщине. Сколько им пришлось терпеть незаслуженных обид, сколько приходилось работать. Викентий Александрович рассказывает историю «Про холопа примерного — Янове верного». Жил-был барин в деревне, «вольничал, бражничал, горькую пил. Жадный, скупой, не дружился с дворянами, только к сестрице ездил на чаек; даже с родными, не только с крестьянами, был господин Поливанов жесток». У него был верный слуга Яков. Они вместе дожили до старости, барин обезножил, и Яков был при нем, как нянька. У Якова был племянник, который собирался жениться на девушке, но на нее уже имел виды помещик. Поливанов соперника отправил в рекруты. Яков обиделся и ушел. Но вернулся через некоторое время, т.к. жалко стало барина, и все пошло по-прежнему. Однажды Яков завез барина в лес, распряг повозку и на глазах у него повесился. II. Странники и богомольцы В этой главе рассказывается о том, как народ относится к странникам. В какой радостью их принимают у себя в доме. Например, странника Иону все норовят пригласить к себе в избу, но он идет в самую-самую бедную. И тут же изба становится полной гостей, т.к. все крестьяне бегут туда с грелками, сковородками. Ионушка повествует «О двух великих грешниках». Разбойничья шайка. Вождь — Кудеяр, не человек, а зверь, много смертей на его счету. Но вдруг у него просыпается совесть. Он начинает молиться богу, просит отпустить его грехи. Распускает шайку, отдает все деньги церкви. На душе лучше не становится. Перед ним предстает угодник и предлагает ножом срезать вековой дуб, тогда лишь он освободится от грехов. Кудеяр резал дуб ножом несколько лет, к нему уже начали закрадываться сомнения, что он это когда-нибудь сделает. Мимо проезжал пан Глуховский. Спросил, что Кудеяр делает, тот ему все рассказал. Пан говорит: «Жить надо, старче, по-моему: сколько холопов гублю, мучу, пытаю и вешаю, а поглядел бы, как сплю!» Кудеяр не выдержал и за эти слова вонзил нож в сердце пану. Дуб рухнул. III. И старое и новое Грехи бывают не только у помещиков, но и у крестьян. «Крестьянский грех»: умирает адмирал, зовет к себе смерда Глеба — старосту, отдает завещание, в котором написано, что после его смерти 8 тысяч крестьян должны стать свободными. Когда адмирал умер, его родственник выкупил у Глеба это завещание и сжег его, а крестьян забрал себе. Мимо пирующих крестьян проезжает старый солдат, который много лет сражался за Родину, но пенсии сейчас ему так и не назначили. Поет песню о тяжелой солдатской доле.



Похожие краткие содержания


КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО - ДРУГОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Еще из раздела Николай Александрович Некрасов


САША
РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА
РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе