Краткое содержание > Некрасов > САША
САША - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам САША

Некрасов говорит о своей любви к народу и родной стороне и о тяжелой народной доле. Поэма начинается такими строками:
Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой,
Пахарь ли песню вдали запоет —
Долгая песня за сердце берет;
Лес ли начнется — сосна да осина...
Не весела ты, родная картина!
Некрасов жаждет дать волю «благому порыву» и пролить на родную землю «все накипевшие слезы», с такой целью он отправляется к соседу:
И поселюсь среди мирной семьи.
Славные люди — соседи мои,
Славные люди! Радушье их честно,
Лесть им противна, а спесь неизвестна.
2
В семье степных помещиков растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители ее — славные старички. Они постарались дать дочери все, что позволяли их небольшие средства; однако наука и книги казались им излишними.
Книги ребенку — напрасная мука,
Ум деревенский пугает наука;
Но сохраняется дольше в глуши Первоначальная ясность души...
До шестнадцати лет Саша не знает ни страстей, ни забот, ей вольно дышится на просторе полей, среди степного приволья и свободы. Тревоги и сомнения тоже незнакомы Саше: ликование жизни, разлитое в самой природе, является для нее порукой Божьей милости. Единственная невольница, которую ей приходится видеть, — речка, бурлящая у мельницы без надежды вырваться на простор. И, наблюдая бесплодную злость реки, Саша думает о том, что роптанье на судьбу безумно.
Девушка любуется дружной работой поселян, в которых видит хранителей простой жизни. Ей нравится бегать среди полей, собирать цветы и петь простые песни. Любуясь тем, как мелькает в спелой ржи дочкина головка, родители понимают, что дочь выросла, и надеются найти ей хорошего жениха:
...Спелому колосу — серп удалой,
Девице взрослой — жених молодой!
Вот еще выдумал, старый проказник!
Думай не думай, а будет нам праздник!
Так рассуждая, идут старики
Саше навстречу...
Печалилась Саша, когда вырубали лес. Деревья для Саши — живые, они стонут, испытывают боль и умирают под топорами, трупами лежат на земле. Саша не может забыть, как разевали рты выпавшие из гнезда галчата:
С дерева комом галчата упали,
Желтые рты широко разевали,
Прыгали, злились. Наскучил их крик —
И придавил их ногою мужик.
Но в старых, оставшихся на месте вырубки деревьях Саше чудятся гнезда жар-птиц, которые вскоре должны вывести птенцов. Мир для Саши — сказка, 
еще не коснулась ее реальность. Сон ее утренний тих и спокоен, а девичьи грезы, уже появившись, еще не томят мучительно сердечко.
3
Три года назад, покидая соседей, повествователь пророчил Саше хорошего мужа и детей. Вернувшись, он столкнулся с горем, которое коснулось столь полюбившейся ему семьи. Вскоре после отъезда рассказчика из деревни в соседнюю усадьбу, пустовавшую лет сорок, вернулся хозяин, Лев Алексеевич Агарин:
...Ласков с прислугой, как будто не барин,
Тонок и бледен. В лорнетку глядел,
Мало волос на макушке имел.
Звал он себя перелетною птицей:
«Был, — говорит, — я теперь за границей...
...На пароходе в Кронштадт я пришел,
И надо мной все кружился орел,
Словно пророчил великую долю...»
Родители Саши дивились рассказам барина, Саша смеялась. Вскоре Агарин зачастил к соседям, стал гулять с Сашей «да над природой подтрунивать нашей». Агарин читал Саше книжки, обучал французскому языку, рассказывал о дальних странах и рассуждал о том, почему человек беден, несчастлив и зол. За рюмкой домашней рябиновки Агарин объявляет Саше и ее простодушным старикам родителям о том, что солнце правды вот-вот взойдет над ними:
Вот уж который теперича век 
	Беден, несчастлив и зол человек?
Но, говорит, — не слабейте душою:
Солнышко правды взойдет над землею!
В начале зимы Агарин прощается с соседями и уезжает. С отъездом соседа Саше скучны становятся прежние занятия — песни, сказки, гадания. Теперь девушка читает книжки, кормит и лечит бедных.
А доброта... Я такой доброты
Век не видал, не увидишь и ты!
Бедные все ей приятели-други:
Кормит, ласкает и лечит недуги.
Так девятнадцать ей минуло лет.
Мы поживаем — и горюшка нет.
Но при всем внешнем благополучии жизни Саша плакала украдкой и о чем-то размышляла, что повергло ее родителей в уныние. Впрочем, неизменной доброте дочери они радовались.
Агарин вернулся в свое имение. Саша с нетерпением ожидала его:














Вышла навстречу — и ахнул сосед!
Словно оробел. Мудреного нет:
В два-то последние года на диво
Сашенька стала пышна и красива,
Прежний румянец в лице заиграл.
Он же бледней и плешивее стал...
Агарин по-прежнему беседовал с Сашей, но теперь, словно назло, спорил с ней, перечил ей. Агарин говорил:
«Оба тогда мы болтали пустое!
Умные люди решили другое,
Род человеческий низок и зол».
Да и пошел! и пошел! и пошел!..
Занятия Саши с бедными Агарин считает пустыми, игрой. Саша не может понять, что же произошло и в чем причина перемены. На семнадцатый день после приезда соседа Саша выглядит, как тень. Она отвергает присылаемые Агариным книжки, не хочет видеть его самого.
Агарин уезжает, а вскоре присылает Саше письмо. Сашины родители, боясь за дочь, прочли послание Агарина. Тот предлагает Саше выйти за него замуж. Саша отказала Агарину, объясняя это различными причинами:
«Нет, не пойду». А сама неспокойна;
То говорит: «Я его недостойна» —
То: «Он меня недостоин: он стал
Зол и печален и духом упал!»
Сашины родители не могут понять, что за человек встретился на пути их дочери, и подозревают в нем чернокнижника-губителя. Они обращаются к рассказчику:
Что тут такое? родной, объясни!
Хочешь, на бедную Сашу взгляни.
Долго ли будет она убиваться?
Или уже ей не певать, не смеяться,
И погубил он бедняжку навек?
Рассказчик успокаивает соседей, говоря, что все вернется на круги своя, Саша «поправится — Бог ей поможет» и будут они жить по-прежнему. Автор
стремится объяснить, что за человек Агарин, почему он сумел околдовать Сашу.
Агарин вовсе не исчадие ада, не искуситель, он — современный герой:
Странное племя, мудреное племя
В нашем отечестве создало время!
Это не бес, искуситель людской,
Это, увы! — современный герой!
Книги читает да по свету рыщет —
Дело себе исполинское ищет...
Современный герой читает книги и путешествует, к счастью, «наследье богатых отцов» дает возможность вести праздный образ жизни, а по избитой дороге идти «лень помешала да разум развитый». Герой агаринского типа жаждет осчастливить весь мир, при этом походя, совершенно без злого умысла, губит тех, кто находится рядом. Установка этого человека — не растрачиваться на мелкие занятия обычных людей. Возможно только два выхода: рано умереть или пролететь яркой звездой.
Любовь такого героя затрагивает лишь вскользь, чувство не волнует его сердце и не горячит кровь, касаясь только разума. Подобный Агарину человек не обладает собственной верой, прислушивается к чужим, в основном книжным, знаниям. Взявшись за какое-либо дело, такой человек всегда готов объявить о бесполезности усилий, а в его неудачах оказывается виноват весь мир. Такие, как Агарин, живут по одному принципу:
Сам на душе ничего не имеет,
Что вчера сжал, то сегодня и сеет...
Автор понимает, что родители Саши не смогли проникнуться рассказанным, и подводит итоги:
Поняли?., нет!.. Ну, беда небольшая!
Лишь поняла бы бедняжка больная.
Благо теперь догадалась она,
Что отдаваться ему не должна... 
Разговоры Агарина пробудили в девушке нетронутые силы, которые только окрепнут под грозой и бурей; зерно, упавшее в добрую почву, принесет плоды. Поэма заканчивается на оптимистичной ноте:
Эх! говорю я хитро, непонятно!
Знайте и верьте, друзья: благодатна
Всякая буря душе молодой —
Зреет и крепнет душа под грозой.
Чем неутешнее дитятко ваше,
Тем встрепенется светлее и краше:
В добрую почву упало зерно —
Пышным плодом отродится оно!

О поэме «Саша» Н. А. Некрасова
Поэма «Саша» была опубликована в сборнике «Стихотворения Н. Некрасова» (1856). По словам В. Н. Фигнер, поэма учила «согласовывать слово с делом... требовать этого согласования от себя и других».
Первая из больших поэм Некрасова открывается лирическим вступлением автора, в котором он говорит, что счастлив вернуться на родину.
Поэма — одно из лучших изображений типа человека, характерного для 1840-х гг., — человека, который ищет себе «исполинского дела», «Благо, наследье богатых отцов//Освободило от малых трудов», которому «любовь//Голову больше волнует — не кровь». Для такого типа людей характерна смена мнения в зависимости от внешних факторов: «Что ему книга последняя скажет,//То на душе его сверху и ляжет». Такого человека Некрасов изобразил в лице Агарина. В лице Саши Некрасов вывел образ натуры, стремящейся к свету.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе