Краткое содержание > Платонов > В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ
В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ



Лучшим паровозным машинистом в Толубеевском депо считался Александр Васильевич Мальцев. Его назначили работать на первый «мощный пассажирский паровоз серии “ИС”. Помощником Мальцева был «пожилой человек из деповских слесарей по имени Федор Петрович Драбанов», но вскоре он ушел на другую машину, а герой, от имени которого ведется повествование, был определен в бригаду Мальцева помощником. Герой был доволен своим назначением, Мальцеву это было безразлично. Перед поездкой герой проверил механизмы машины, но Мальцев перепроверил все сам, и так происходило постоянно. Герой восхищался Мальцевым: тот «вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста». Позднее герой понял, что Мальцев «понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что... кто другой может научиться тайне его таланта». Мальцев от своего таланта скучал и чувствовал одиночество. Герой работал у Мальцева около года, и «5 июля Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда...». Требовалось устранить опоздание, и курьерский поезд мчался со всей возможной скоростью, когда появилась темная туча и началась гроза. После того как гроза прошла, рассказчик обратил внимание, что Мальцев стал вести машину хуже, но списал это на его усталость. А впереди появилась красная полоса света. Герой «не понимал, что это было, но понял, что надо делать», и взорвал петарды, стремясь остановить поезд. Мальцев на это не отреагировал, а на попытку героя взять управление откликнулся следующим образом: «— Прочь! — воскликнул Мальцев, и глаза его засияли, отражая свет тусклой лампы над тахометром. Он мгновенно дал экстренное торможение и перевел реверс назад ». Поезд остановился, и впереди герой увидел, что на той же линии стоит паровоз, а перед ним — человек с раскаленной кочергой, ставший причиной остановки курьерского поезда. Герой озадачился: «Значит, пока я налаживал турбодинамо и не глядел вперед, мы прошли желтый светофор, а затем и красный и, вероятно, не один предупреждающий сигнал путевых обходчиков. Но отчего эти сигналы не заметил Мальцев?» И тут получил ответ на свой мысленный вопрос: «— Костя... Дальше ты поведешь машину, я ослеп». Вернувшись на свою станцию, герой отправился провожать Мальцева, но тот попросил оставить его одного и сказал, что все видит. Мальцева отдали под суд, герой заявил, что тот не виноват и, вероятно, ослеп от разряда молнии. Следователя такая версия практически убедила, но возник еще один нюанс: Мальцев, даже если и ослеп от молнии, не отдал управление в руки зрячего помощника. И героя этот вопрос задел. Он отправился к Мальцеву и узнал, что «после того, как он ослеп, он еще долго видел мир в своем воображении и верил в его действительность». Мальцева посадили. Герой обратился к следователю с просьбой испытать Мальцева на подверженность электрическим разрядам с использованием установки Тесла для получения искусственной молнии. Разрешение на эксперимент было дано, и Мальцева оправдали. Но он снова ослеп. Следователь испытывал чувство вины. «— Я не знал, что мне придется доказать невиновность человека посредством его несчастья, — сказал следователь. — Это слишком дорогая цена». Мальцев ослеп, и зрение не восстановилось. Ободрение со стороны героя он встречал в штыки, ему это было не нужно. Но однажды рассказчик сказал, что возьмет Мальцева с собой, когда поведет состав, и даже позволит ему подержаться за рукояти. На обратном пути Мальцев прозрел. Всю ночь после этой поездки Мальцев и герой просидели вместе. Повесть заканчивается такими словами: «Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира». Художественный мир А. П. Платонова Особенность художественного мира Платонова в том, что он выбрал для своих героев тернистый путь страдания в поисках правды, которая должна установить нарушенный порядок жизни. Так, герой рассказа «Возвращение» Иванов возвращается домой только тогда, когда понимает, что вслед за ним, за уезжающим, бегут его дети. Он, очерствевший душой на войне, растерянный, не умеющий жить со своей семьей, от которой успел отвыкнуть, никак не может смириться с тем, что жена и дети научились за годы войны жить без него и сын с успехом справляется с мужской работой. Иванов ощущает себя лишним, ненужным. Он решает уехать к другой женщине, которая плакала, провожая его. Но именно картина бегущих за поездом детей заставляет что-то изменить в его душе — он понимает, что любим, востребован. Он возвращается. Другой платоновский герой — блаженный Юшка — всю свою жизнь считает себя любимым людьми, потому прощает издевательство над собой и побои. Он думает, что люди просто не могут выразить свои чувства. Юшка не ищет правды, ничего никому не доказывает. Он просто живет в этой правде, в этой любви к людям. Его на первый взгляд бессмысленная жизнь приобретает особенное значение в глазах людей уже тогда, когда Юшки не стало, — в городе появилась девушка, которую Юшка, можно сказать, вырастил. Семя добра и любви к людям попало в благодатную почву — девушка стала врачом и помогла многим людям. Именно доброта и человеколюбие Юшки породили новое благо. Автор в этих рассказах выступает против разрушения человеческой личности, обезбоживания мира и человека.




Еще из раздела Андрей Платонович Платонов


ЮШКА
В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ
НИКИТА

Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе