👍Краткое содержание – «БОРИС ГОДУНОВ» Пушкин
Краткое содержание > Пушкин > БОРИС ГОДУНОВ
БОРИС ГОДУНОВ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам БОРИС ГОДУНОВ

20 февраля 1598 г. Прошел месяц с тех пор, как Борис Годунов вместе со своей сестрой «затворился» в монастыре. Он решил оставить все мирское. Принять царский московский престол Годунов отказывается. Народ считает, что Борис страшится престола. Но боярин Шуйский считает, что Годунов притворяется. Рано или поздно он «по милости своей // Принять венец смиренно согласится». Воротынский в этом сомневается. Он думает, что державные заботы наскучили правителю и, вполне возможно, он на самом деле откажется от престола.
Шуйский говорит, что в этом случае напрасно погубили царевича-младенца. Шуйский указывает, что в смерти малолетнего царя напрямую виновен Борис Годунов. В дальнейшем все идет так, как и говорил Шуйский. Народ смиренно просит Бориса Годунова принять царский престол. Борис сомневается. Но в результате он становится царем.
1603 г. В келье Чудова монастыря отец Пимен пишет перед лампадой. Просыпается Григорий. Он рассказывает о своем чудном сне, который снится ему уже в третий раз. Во сне он видел крутую лестницу, которая вела его на башню. С высоты он видел Москву. Народ на него указывал, Григорий падал и пробуждался.
Пимен говорит, что это играет кровь, необходимо смирять себя молитвой и постом. Григорий завидует Пимену. Ведь он «весело провел младость»: «рать Литвы при Шуйском отражал», «видел двор и роскошь Иоанна!». А сам Григорий с отроческих лет находится в монастыре. Григорий считает, что лучше в монастыре оказаться под старость, а не в отрочестве.
Пимен увещевает молодого человека. Он говорит, что только в монастыре можно найти истинное спокойствие. А в мире много бед, и слабый человек подвержен соблазнам.
Григорий спрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича. Пимен говорит, что царевич был ровесником Григория. В то время сам Пимен находился в монастыре в Угличе. Он видел «злое дело», «кровавый грех». Пимен говорит, что избрание Годунова на царский престол — это «страшное, невиданное горе».
Пимен желает завершить свою летопись и передать ее Григорию. Но молодой монах убегает из монастыря. Когда о побеге узнает патриарх, то велит поймать беглеца и «сослать в Соловецкий на вечное покаяние». Между тем Григорий собирается быть царем в Москве.

Царские палаты. Входит государь. Он только что беседовал с колдуном. Годунов любил колдунов, кудесников, гадателей. Борис находится на царском престоле уже шестой год. Но счастья в его душе нет. Он печалится о том, что его мечты и помыслы не сбылись: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить»; «Я отворил им житницы, я злато // Рассыпал им»; «Я выстроил им новые жилища». Но народ винит Годунова в пожаре. Царя печалит «черни суд».
Годунов говорит, что хотел найти счастье в семье, собирался свою дочь «осчастливить браком».
Но смерть унесла жениха. И народ нарек Бориса «виновником дочернего вдовства». У Годунова много других печалей. Он чувствует себя подавленным, опустошенным.

Корчма на литовской границе. Здесь Григорий Отрепьев за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варлаамом. Григорий спрашивает, как добраться до Литвы. Вдруг пришли приставы. Они ищут Григория Отрепьева.
Григорий пытается спрятаться. Но уже поздно. Тогда Григорий вызывается прочесть приказ. Приставы не умеют читать. А Григорий называет приметы другого человека и другой возраст (за пятьдесят). Однако Варлаам, который тоже умеет читать, прочел настоящий приказ.
Приставы собираются схватить Григория, однако он убегает.

Москва. Дом Василия Шуйского. Множество гостей. Афанасий Михайлович Пушкин сообщает новость. Он узнал об этом от своего племянника Гаврилы, который живет в Кракове. Новость заключается в том, что сын Грозного, царевич Димитрий, жив. Польский король приблизил Димитрия к себе и обещает подмогу.
Шуйский говорит, что если народ узнает об этой новости, то будет великая гроза. Афанасий Михайлович говорит, что, вполне возможно, царю Борису не удастся «сдержать венец на умной голове». И считает, что это будет к лучшему, так как за время правления Бориса было сделано много плохого как для знатных людей, так и для народа.

Царские палаты. Царевна Ксения плачет над портретом убитого жениха. Царевич чертит географическую карту. Входит царь. Он пытается утешить дочь, хвалит сына за то, что он уже так много знает. Приходит Семен Годунов. Он сообщает тревожные новости о том, что Шуйский и Пушкин накануне беседовали с людьми о чем-то важном. Борис велел позвать Шуйского. Пока Шуйского нет, царь сетует на то, что нельзя доверять роду Шуйских и Пушкиных.
Приходит Шуйский. Он сообщил, что из Литвы пришла новость о появившемся в Кракове царевиче Димитрии. Царевич заручился поддержкой короля и панов. Годунов в волнении.
Царь расспрашивает Шуйского о том, как обстояло дело много лет назад в Угличе. Годунов желает знать подробности убийства царевича. Шуйский говорит, что лично видел убитого. Но Шуйский также говорит, что труп царевича был нетленным. В течение трех дней сам Шуйский посещал собор и видел, что «детский лик царевича был ясен,// И свеж, и тих, как будто усыпленный». Годунов успокаивается. Шуйский уходит.

Краков. В Доме Вишневецкого. Григорий-Самозванец говорит своим покровителям о том, что будет легко покорить Русь. Самозванец дает всем щедрые обещания. Между тем в замке воеводы Мнишека в Самборе Самозванец влюбляется в прекрасную Марину, дочь Мнишека. Ей он признается в том, что на самом деле не является царевичем. Марина возмущена. Она говорит, что отвергла рыцарей и графов не ради любви беглого монаха.
Марина оскорбляет Самозванца. Он, в свою очередь, разговаривает с ней сурово, показывает свое превосходство, называет себя царевичем Димитрием. Марина говорит, что согласна ответить на его любовь только после того, как он окажется на московском престоле.

16 октября 1604 г. Войска, которые поддерживают Самозванца, приближаются к границе. У Самозванца есть некоторые сомнения — все-таки он ведет
врагов на свое отечество. Но эти мысли быстро оставляют его.








Тем временем в царской думе идет речь о Самозванце. Царь приказывает Щелкалову разослать указы к воеводам, чтобы найти людей на службу. Однако ситуация осложняется тем, что народ узнал о царевиче Димитрии. Патриарх говорит о том, что нужно перенести в Кремль святые мощи царевича Димитрия. Тогда народ поймет истинное положение дел. Патриарх рассказывает, что перед гробом царевича многие получали исцеление от тяжелых болезней. И это является доказательством святости останков царевича. Борису тяжело слышать эти слова. На помощь Годунову приходит Шуйский. Он говорит, что нельзя волновать умы людей святыней. 21 декабря 1604 г. Воины Самозванца победили русские войска. Битва происходила на равнине близ Новгорода-Северского. Площадь перед собором в Москве. В соборе шла служба. Самозванец был предан анафеме, а царевичу поют вечную память. На площадь входит юродивый Николка. Его дразнят дети. Они отняли у юродивого копеечку. В эту минуту из собора вышел царь. Боярин впереди раздавал нищим милостыню. Юродивый обращается к царю: «Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Бояре приказывают схватить дурака. Но царь говорит, чтобы его оставили в покое. Царь просит Николку молиться за него. Но юродивый говорит: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит». Войско Самозванца было «побито в прах». Однако Самозванец не отказался от своих планов. Григорий снова собрал войско и угрожает Годунову. В Москве царь Борис хочет назначить воеводой талантливого Басманова, несмотря на его незнатное происхождение. Однако вдруг Годунову стало плохо. «Кровь хлынула из уст и из ушей». Царь просит оставить с ним сына. Он прощается с царевичем. Годунов благословляет сына на царствование и говорит, что за все грехи ответит Богу. Умирающий царь берет клятву с бояр и с Басманова, что они будут служить новому царю Феодору. Басманов беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот говорит от имени Димитрия, предлагает «первый сан... в Московском царстве». Но Басманов отказывается от предложения провозгласить Димитрия царем. Тогда Пушкин убеждает Басманова в том, что народ на их стороне. Москва. Пушкин на Лобном месте призывает народ признать царевича Димитрия. Он говорит, что Басманов привел к присяге свои полки. Потом некий мужик кричит: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! //Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, восхваляя Димитрия, несется во дворец. Слышны крики: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! //Да гибнет род Бориса Годунова!» Кремль. Дом Бориса под стражей. У окна дети Годунова — Феодор и Ксения. Некоторые жалеют детей: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Но другие говорят, что «яблоко от яблони недалеко падает». Ксения признается: «Ах, братец, сердце замирает». Через некоторое время люди узнают, что «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом». Боярин Мосальский кричит: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» «Народ безмолвствует». Историческая правда о народе в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Русская история очень интересовала Пушкина. Трагедия «Борис Годунов» в полной мере показывает это. В трагедии поэт рассматривает противодействие власти и народа. Годунов желает служить своему отечеству и своему народу. Но это не имеет особого значения. Народ легко поддается обещаниям. Сначала желанным правителем был Годунов, но вскоре народ в нем разочаровался. Не случайно сам государь сетует на то, что «чернь» всегда недовольна властью. И правителя обвиняют даже в том, в чем он совсем не виноват. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить... Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Народ легко пошел за Лжедмитрием. И это объясняется отчасти его обещаниями, а отчасти тем, что народу всегда свойственна вера в доброго царя. И поэтому «чернь» всегда готова убить прежнего властителя в надежде на то, что новый окажется лучше. Пушкин говорит в своем произведении, что не обещания лучшей жизни нужны России, а крепкая власть. И необходимо, чтобы эта власть была законной и не основывалась на крови. Несмотря на то что далеко не всегда на народ можно положиться, именно от него зависит очень и очень многое. Жизнь простых людей очень тяжела, и в этом зачастую заключается причина недовольства властью. Народ ничего не может изменить в своей жизни, поэтому так много значит надежда на нового правителя. Пушкин честен и объективен. Он не приукрашивает действительность, когда говорит о быстрой переменчивости народной любви. Цари сменяют друг друга, а народ остается все таким же — озлобленным, подчас агрессивным, ждущим нового дворцового переворота.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе