Краткое содержание > Распутин > ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ
ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ

«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название... Остров растянулся на пять с лишним верст, и не узенькой лентой, а утюгом, — было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцу с лягушкой, а с нижней стороны за мелкой кривой протокой к Матёре близко подчаливал другой остров, который называли то Подмогой, то Подногой...». На острове был колхоз, но недавно вышло постановление о строительстве на Ангаре электростанции и затоплении ряда островов, в том числе Матёры. Жителей переселяют на берег, в новый благоустроенный поселок. Большинство молодежи радостно принимает известие о переселении, люди среднего возраста также довольно охотно оставляют родную деревню, но старики не желают осознавать необходимости переезда, тянут время, цепляются за дорогие их сердцу места и реликвии. В доме самой старой из них, Дарьи Пинигиной, часто собираются пить чай из самовара остальные старики, словно осиротевшие в преддверии переезда. Настасья с мужем, дедом Егором, должны переехать в город, в многоэтажный дом. У них нет детей (двое сыновей погибли на войне, третий утонул, дочь умерла в городе от рака), заботиться о себе они должны сами. Настасья, всеми силами отталкивая от себя перемены, «слегка трогается умом» — время от времени начинает рассказывать небылицы о деде Егоре (что он плачет, а она его утешает; что он собирается помирать, сколупнув бородавку и изойдя кровью, и т. д.). Она все время надеется, что постановление о затоплении Матёры отменят, что их просто пугают и что все останется по-прежнему. Бабка Сима тоже осталась на старости лет без помощи (ее немая дочь родила мальчика и пропала, а Сима взяла маленького Кольку к себе), хотя специально переехала некоторое время назад в Матёру с целью устроить свою личную жизнь. Однако «намеченный» ею на роль спутника жизни дед Максим «заупрямился», и Сима осталась одна, а в Матёре появилась поговорка «хоть Сима, да мимо». У Симы нет собственности, поэтому ей, скорее всего, придется отправляться в дом престарелых. Сама Дарья еще в силе, практически всю работу по дому и в огороде делает сама. У Дарьи сильный и решительный характер, поэтому остальные старухи спрашивают ее совета и добровольно признают ее «старшей» — не по возрасту, а по авторитету. Вместе с ними чаевничает старик Богодул. «Был он на ногах, ступал медленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда. Из дремучих зарослей на лице выглядывала лишь горбушка мясистого кочковатого носа да мерцали красные, налитые кровью глаза. От снега до снега Богодул шлепал босиком... увидев раз... змею... подставил ей голую ступню — змея ткнула и не проткнула, ударилась как о камень... одно это слово («Кур-рва!») заменяло ему добрую тысячу».
Старик Богодул приносит известие о том, что приезжие из города (по распоряжению санэпидстанции), «черти», ломают кладбище. Делается это с целью очищения территории, подлежащей затоплению («пойдут большие пароходы, поедут люди... А тут плавают ваши кресты»). Старухи, дед Егор, более молодые женщины, еще оставшиеся в деревне, бегут на кладбище и, несмотря на «разъяснения» в командном тоне председателя сельсовета Воронцова и присутствие других официальных лиц, прекращают разрушение могил и рубку крестов.
Дед Егор даже угрожает берданкой Воронцову и приезжим: «А ты, Воронцов, на нас голос не подымай. Ты сам тутака без году неделя. Сам турист... ране моря только причапал. Тебе один хрен, где жить — у нас или ишо где. А я родился в Ма- тёре. И отец мой родился в Матёре. И дед. Я тутака хозяин. И покулева я тутака, ты надо мной не крыль». До поздней ночи старухи ползают по кладбищу, по памяти восстанавливают могилы, втыкают обратно кресты, приспосабливают тумбочки и фотокарточки.
На другой день Дарья делится с Богодулом своими соображениями относительно вандализма на кладбище. Она обвиняет себя за то, что допустила такое преступление. Дарья, как и дед Егор, чувствует себя хозяйкой в Матёре, ответственной перед покойниками и потомками за все, что происходит. Она хочет перевезти родные могилки с собой в совхоз к сыну, потому что не хочет быть похоронена отдельно от родителей и других родственников. Дарья вспоминает, как перед смертью отец завещал ей: «Возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». В настоящее время люди не уважают, по мнению Дарьи, совесть, «народу стало боле, а совесть, поди-ка, та же — вот и истончили ее». f Дарья ходит по острову. Мысленно прощаясь с дорогими ее сердцу местами — Ангарой, распадающейся здесь на два рукава, старыми деревьями (березой и «царским лиственем»), засеянными полями. Она размышляет о том, приносит ли человек пользу природе («дерево.. сгниет и пойдет земле на удобрение. А человек? Годится он хоть для этого? К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом»).
К Дарье приезжает старший сын Павел (у нее трое детей, еще трое умерли). Дарья не жалуется на детей: ее уважают, Павел во всем с ней считается, помогает, обещает выполнить все просьбы матери, в том числе и перевезти родные могилки. Павел — работящий и уважаемый человек, у него и его жены Сони трое сыновей, и все вышли в люди. Соня и Павел уже обживаются в новом доме с удобствами в совхозе, куда через некоторое время Павел планирует забрать и мать. Соне очень нравится на новом месте, ей по душе комфорт. Павел же чувствует слабую тоску по родному дому в Матёре, но он также не понимает мать, которая совершенно не представляет себе жизни без родной деревни. Для Дарьи переезд равносилен смерти, она неоднократно подчеркивает, что ей легче было бы умереть сейчас и остаться на Матёре. Соседке Дарьи, Катерине, с сыном не повезло. Петруха (все давно забыли, что его на самом деле зовут Никитой, и дали такое прозвище «за простоватость, разгильдяйство и никчемность») озабочен только тем, чтобы поскорее спалить родной дом и получить за него денежную компенсацию. Он нигде не работает, матери не помогает, хорохорится и врет.
По ночам по Матёре ходит Хозяин. Его никто никогда не видел и не встречал, но он знает всех и чувствует, как приближается к Матёре беда. Хозяин проходит мимо изб; он знает судьбу каждого жителя деревни — например, что Богодул умрет на Матёре.
Настасья изводит деда Егора бессмысленными жалобами на непонятность скорой новой жизни, наконец, смиряется с неизбежностью, надеясь, что они по-прежнему все время будут вместе с мужем. Неумолимо подходит срок переезда. Старики расстаются с рухлядью, но Егор забирает в город ружье с патронами, а Настасья — прялку. Настасья просит Дарью присмотреть за ее кошкой и обещает обязательно вернуться в августе копать картошку. Она продает своих кур соседке Вере Носаревой, сдает телку в совхоз и с вырученной суммой денег отправляется в город.
Вечером, по совету Петрухи, Катерина остается ночевать у Дарьи. Ночью старух будит Богодул: горит Катеринина изба. Все сразу понимают, что избу поджег Петруха, хотя он разыгрывает «случайность» пожара. Катерина дистанцируется от Петрухи, Дарья упрекает ее за то, что она воспитала такого сына. Катерине стыдно за Петруху, хотя все понимают, что она никак не может повлиять на него. Она поселяется у Дарьи, а Петруха, получив компенсацию задом, оставляет матери всего пятнадцать рублей и исчезает.














На сенокос в Матёру возвращается полдеревни, в том числе и Павел с сыном Андреем. Андрей вернулся из армии, собирается после сенокоса отправляться на стройку (чтобы быть среди молодежи), из-за которой собственно и выселяют матёринцев. Узнав об этом, Дарья как бы обижается на внука. Между ними ведутся долгие разговоры: Андрей отстаивает преимущества новой жизни, радуется тому, что ведется активное строительство, надеется поездить по стране, повидать мир. Дарья не понимает, как можно куда-то стремиться от родного угла, чем так не угодила молодежи деревня, в которой были счастливы столько предшествующих поколений. Андрей уже не приучен к крестьянской работе (без отца у него не получается косить), он равнодушен к земле, перед отъездом он даже не проходит по Матёре, чтобы проситься с умирающей деревней. Дарья говорит внуку, что ей жалко человека, потому что он «маленький», он на всю жизнь остается ребенком, все играет в какие-то игры, пытается надеть на себя какой-нибудь образ, а сам бессилен перед законами, которые установлены природой. Андрей, а вместе с ним и Клавка Стригунова, соседка Пинигиных, придерживаются мнения, что Матёру надо «сковырнуть», чтобы она дала место новой жизни, а старикам пора прекратить «себя обманывать».
Уборка урожая задерживается из-за дождя, зато когда выглядывает солнце, обнаруживается, что на каждом огороде урожай очень богатый. Старухи в последний раз копают картошку. Снимают овощи, не забывая и о Настасьином урожае. Сама Настасья все не возвращается. Периодически приезжает Павел, появляется и Соня. Постепенно изба Дарьи пустеет, остаются только вещи, которые уже не нужны на новом месте. Почти каждый день в деревне сжигают чей-то дом, или мельницу, или контору. Со всеми постройками старухи ходят прощаться, как с живыми. Петруха возвращается и с энтузиазмом сжигает чужие избы («нашел-таки работку по душе»). Когда пытаются свалить «царский листвень», с которым у жителей деревни связано много преданий (как повесилась на суку девушка от несчастной любви, как погиб под ним сын Веры Но- саревой, как казнили на нем двух колчаковцев), дерево не поддается ни огню, ни бензопиле. От него вынуждены отступиться, и «один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто».
Из города вместе с Павлом приезжает Настасья и сообщает, что дед Егор умер от тоски по родной деревне. Настасья осталась совсем одна. Она приглашает к себе в квартиру пожить Симу с Колькой.
Когда старухам сообщают последний срок отъезда, Дарья принимается (как обряжают во все лучшее покойника) мыть, белить и украшать избу. В последнюю ночь она просит оставить ее в доме одну.
Но и наутро Дарья не уезжает с Павлом. Она, Сима с Колькой, Катерина и Богодул остаются ночевать в бараке, сидя, держа свои похоронные сундучки. Ночью к Павлу (в поселке) приходит Воронцов. Узнав о том, что Матёра «не очищена», он, отругав Павла и Петруху, также не вывезшего мать, заставляет их немедленно ехать на остров и забирать родных. Спускается туман. Павел уговаривает Воронцова отложить поездку до утра, но тот непреклонен: утром в Матёру приедет государственная комиссия. Катер, на котором мужчины плывут к острову, теряется в тумане.
Старухи и Богодул просыпаются, не могут понять живы они или нет. Они хотят вытолкнуть Кольку, потому что «мальчонке жить надо», но Сима оставляет его возле себя (он все равно никому, кроме нее, не нужен и ему некуда идти). «Дня для нас боле не будет», говорит Дарья. Они разговаривают друг с другом, словно уже находятся на том свете — им не страшно было умереть вместе. Барак окружил туман. «Откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся прощальный голос Хозяина».



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе