Краткое содержание > Толстой Л.Н. > ВОЙНА И МИР
ВОЙНА И МИР - краткое содержание


ВОЙНА И МИР. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
ВОЙНА И МИР - НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ
ВОЙНА И МИР - ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ
Краткое изложение и пересказ произведения по главам ВОЙНА И МИР



Том первый Часть первая Действие романа начинается в июле 1805 года. В салоне Анны Павловны Шерер фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны, собирается узкий круг гостей, принадлежащих к высшему обществу Петербурга. Первым на вечер приезжает князь Василий Курагин. Они ведут разговор о Наполеоне и о положении в Европе, затем Анна Павловна меняет тему, говорит о «прелестных детях» князя Василия — дочери и двух сыновьях, младшего из которых, Анатоля, она, правда, не жалует. Князь Василий, достаточно объективно оценивая достоинства своих сыновей, отвечает: «Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль — беспокойный». Анна Павловна высказывает мнение, что Анатоля пора женить, и у нее даже есть подходящая партия — княжна Марья Болконская. Гостиная понемногу заполняется гостями. Приезжает дочь князя Василия красавица Элен и его сын Ипполит. Приезжает маленькая княгиня Болконская, «прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера... Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губа была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение». Вслед за нею появляется «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе». Анна Павловна встречает Пьера Безухова с беспокойством и даже страхом, а он ведет себя рассеянно и не очень любезно. Центром общества является виконт Мортемар, Анна Павловна «угощала им своих гостей». Он рассказывает об «убиении герцога Энгиенского», а в это время в гостиную входит новое лицо — «молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» Радостной улыбкой он встречает только Пьера Безухова. Тем временем одна из гостей, княгиня Друбецкая, хлопочет перед влиятельным князем Василием за своего сына Бориса, просит рекомендовать его в адъютанты к Кутузову, Князь Василий, чтобы поскорее отделаться от навязчивой просительницы, обещает перевести его в гвардию и уходит в сопровождении своей красавицы дочери. Пьер прислушивается к разговору в кружке виконта Мортемара. Тот довольно нелестно отзывается о Наполеоне, и Пьер горячо вступается за своего кумира, утверждая, что Наполеон великий человек и что обыкновенные люди не вправе судить деяния гения. Виконт ему возражает. Андрей Болконский с улыбкой слушает горячие речи Пьера, потом говорит, что надо «в поступках государственного человека различать поступки частного лица, полководца и императора.. Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но... но есть другие поступки, которые трудно оправдать». С вечера в салоне Анны Павловны Шерер Пьер едет ужинать к Андрею Болконскому. Они сидят в кабинете и говорят о войне с Наполеоном. Пьер удивляется решению князя Андрея идти на войну. «Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо». Князь Андрей только пожимает плечами на эти «детские речи», а на прямой вопрос Пьера, зачем он идет на войну, отвечает: «Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... — Он остановился. — Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» В кабинет входит маленькая княгиня, и лицо князя Андрея приобретает скучающее выражение. Она тоже не понимает, зачем муж идет на войну, упрекает его в эгоизме, в том, что он к ней совсем переменился. Упреки жены вызывают у князя Андрея раздражение, а когда она в слезах уходит, он говорит Пьеру: «Никогда, никогда не женись, мой друг... Женись стариком, никуда не годным... А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам... Моя жена...прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!.. Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, — и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной — и, как скованный колодник, теряешь свою свободу». Пьер на это говорит, что вот он свободен, а никак не знает, куда себя применить. Князь Андрей смотрит на него добрыми глазами: «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света... Выбери, что хочешь; это все равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все...» Пьер дает честное слово бросить кутежи и уже заполночь уходит от князя Андрея. Но, будучи человеком бесхарактерным, он не сдерживает слово и едет-таки к Курагину, где еще идет игра и кутеж. Друг Анатоля семеновский офицер Долохов, повеса и кутила, держит пари с англичанином Стивенсом, что выпьет целую бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами. Пари он выигрывает, и уже порядком выпивший Пьер порывается повторить этот «подвиг», но Анатоль удерживает его, соблазняя поездкой за город. Князь Василий Курагин выполняет обещание, данное княгине Друбецкой относительно ее сына Бориса, его переводят в гвардию, а княгиня едет к своим богатым родственникам Ростовым в Москву. У Ростовых именины Натальи — матери и дочери. Княгиня Друбецкая рассказывает графине Ростовой последний петербургский скандал: Анатоль Курагин, Долохов и Пьер Безухов поймали квартального, привязали его спина к спине к медведю и пустили в Мойку — медведь плавает, а квартальный на нем. В результате Долохов разжалован в солдаты, Пьера выслали в Москву, а дело Анатоля отец как-то замял. Дальнейший разговор идет об умирающем графе Кирилле Владимировиче Безухове, о его огромном состоянии. Кому оно достанется? По жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любит, хоть он и незаконный сын. В это время вбегает в залу Наташа Ростова, именинница. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Она со смехом показывает матери куклу Мими. Чопорная гостья снисходительно, как с ребенком, заводит с Наташей разговор о кукле, но та взрослой снисходительности не приемлет и сразу становится серьезной. Здесь же появляется все молодое поколение: Борис, сын княгини Друбецкой, живущий в семействе Ростовых на правах родственника, Николай, студент, старший сын графа Ростова, пятнадцатилетняя племянница графа Соня и меньшой его сын Петруша. Они в обществе старших пытаются напустить на себя подобающую моменту серьезность, но еще возбуждены веселым разговором, который был у них в задних комнатах, и не могут сразу перестроиться. А старшие продолжают разговор о надвигающейся войне, о Наполеоне, затем начинают обсуждать дела детей Ростовых: Николай поступает в гусары, у Наташи чудесный голос, и для нее взяли итальянца учить пению, а она влюблена в Бориса. Наташа тем временем добежала до цветочной комнаты и прячется между кадок с цветами в ожидании Бориса. Из своего убежища она видит его, но не выходит. Оглядевшись, Борис удаляется; на смену ему в комнату входит чем-то расстроенная Соня, а за ней Николай. Соня ревнует его; он пытается оправдаться, ссылаясь на ее «фантазии». Они примиряются, и, наблюдая, как они целуются, Наташа думает:«Ах, как хорошо!» А когда они уходят, вызывает в цветочную Бориса и просит его поцеловать куклу; но тот медлит, и она говорит: «А меня хотите поцеловать?» Потом обвив шею Бориса тонкими руками, целует его сама. Борис говорит, что любит ее, но только через четыре года сможет просить ее руки. Графиня Ростова тем временем уже устала от визитов, ей хочется наедине поговорить с подругой детства Анной Михайловной, и она отсылает старшую дочь Веру, которая одна осталась с ними в гостиной. Проходя мимо диванной, Вера замечает сидящие там у окошек две пары — Николая с Соней и Бориса с Наташей. Красивую, но холодную и вздорную Веру раздражает вид счастливых влюбленных, она говорит им колкости, затевается ссора. А в гостиной графиня Ростова расспрашивает Анну Михайловну о ее сыне Бореньке. Та отвечает, что просила князя Василия похлопотать за него. По его протекции Борис определен в гвардию, но теперь нет денег, чтобы обмундировать его. Одна надежда на графа Кирилла Владимировича Безухова — может быть, он захочет поддержать своего крестника. Она собирается ехать к графу Безухову и уже в карете уговаривает сына ехать вместе с ней, но Борис холодно отвечает, что из этого ничего, кроме унижения, не выйдет. В конце концов он поддается мольбам матери, и они отправляются к Кириллу Владимировичу. Там, в гостином зале, они видят князя Василия. Он встречает их довольно холодно. Друбецкая объясняет это для себя тем, что князь Василий видит в ней еще одного претендента на наследство умирающего графа, и спешит его успокоить. Тем не менее она настойчиво добивается свидания с графом, чтобы «еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния». Это ей в конце концов удается, а Бориса она отправляет к Пьеру — передать ему приглашение Ростовых на обед. Пьер действительно выслан из Петербурга за выходку с квартальным и медведем. В доме отца он встречен «как мертвец или зачумленный». Три княжны, племянницы графа Кирилла Владимировича, не допускают его к отцу, и он вот уже несколько дней проводит у себя в комнате наверху. Появление Бориса удивляет Пьера, он не помнит этого молодого человека. Но Бориса это нисколько не смущает. Пьер, не зная, что сказать, заводит разговор о Наполеоне, однако Бориса этот предмет занимает мало, и он переключается на сплетни, которыми сейчас занята вся Москва, о Пьере и его отце — кому он оставит свое состояние? Пьеру эта тема не нравится, а Борис спешит заверить его, что они с матерью не относятся к числу людей, которые «заняты тем, чтобы получить что-нибудь от богача». Такое бескорыстие располагает Пьера к Борису. Приходит лакей, чтобы позвать Бориса к маменьке. Она уже побывала у больного графа и теперь вся в слезах. Граф очень плох, очень плох, его нельзя так оставлять, и она обязательно приедет сюда ночевать. В карете Борис спрашивает маменьку, каковы отношения Кирилла Владимировича с Пьером. «Все скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит», — говорит княгиня, а на вопрос, почему она думает, что граф что-нибудь им оставит, только вздыхает: «Он так богат, а мы так бедны!» Графиня Ростова просит у мужа денег — пятьсот рублей. Тот хоть и несколько смущен такой суммой, но не может отказать своей «графинюшке» и дает семьсот. Когда Анна Михайловна возвращается от графа Безухова, графиня, смущаясь и краснея, предлагает ей деньги — «Борису... на шитье мундира». А в кабинете графа Ростова компания мужчин ведет «разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе». Один из них, поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис должен был ехать в полк, пространно рассуждает о том, что для него «в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты». Он всегда занят только самим собой и говорит только о том, что касается его самого. Присутствующие над ним подсмеиваются, но Берг этого не замечает. На званый обед к Ростовым приезжает Пьер. Он, как всегда, рассеян, неловок, постоянно смущается, говорит мало и за столом много ест. Приезжает Марья Дмитриевна Ахросимова, прозванная в обществе драгуном и знаменитая не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенной простотой общения. Она выговаривает Пьеру за его проказы с медведем, и он совсем не знает, куда себя деть. Как всегда, на мужском конце стола разговор идет о политике и о войне, а на женском — о своих заботах. Наташа Ростова ведет себя среди гостей довольно смело, но ее детские выходки их только умиляют. После стола гости усаживаются за карты, молодежь собирается у клавикорд и арфы. Наташа спохватывается, что нигде нет Сони, и отправляется ее искать. Находит она ее на сундуке в коридоре всю в слезах. Плачет она потому, что Николенька через две недели уедет в армию, и еще потому, что у него такая... такая душа. Николенька написал ей в альбом стихи, а Вера нашла их на столе и стала говорить, что она, Соня, неблагодарная, что покажет эти стихи маменьке и что маменька никогда не позволит Николеньке жениться на ней, Соне, а женится он на Жюли Карагиной. Наташа утешает Соню, потом плачет вместе с ней, потом вспоминает, какой смешной этот толстый Пьер, что сидел за столом против нее, и, наконец, заявив, что ей очень весело, тащит Соню за собой в залу, где граф Ростов с Марьей Дмитриевной демонстрируют гостям, как в дни их молодости танцевали «Данилу Купора». В то время, когда в доме Ростовых идет веселье, с графом Безуховым делается шестой удар. Доктор-немец утверждает, что граф умрет сегодня ночью. Князь Василий начинает действовать. Он отправляется к старшей княжне Катерине, племяннице графа, и говорит, что следует подумать о будущем — будущем трех княжон и его, князя Василия, семейства. Он обеспокоен тем обстоятельством, что граф требовал к себе Пьера, что прошлой зимой он составлял завещание, где большую часть оставлял Пьеру Княжна говорит, что этого не может быть, ведь Пьер — незаконный сын. Князь утверждает: граф мог написать государю письмо с просьбой об усыновлении Пьера, и такое письмо было написано, неизвестно только, отослал он его или нет. Если отослал и его просьба удовлетворена государем, то Пьер оказывается единственным наследником графа. Адвокат, Дмитрий Онуфриевич, подтвердил верность этих предположений. Княжна Катерина вне себя от негодования, она упрекает графа в неблагодарности, обвиняет княгиню Друбецкую в интригах и, наконец, сообщает князю Василию, что завещание графа находится в мозаиковом портфеле, который он держит у себя под подушкой. Под вечер в дом графа Безухова приезжают Пьер с Анной Михайловной Друбецкой. Проходя мимо комнат княжон, они заглядывают в одну из них, дверь которой была не закрыта, и видят разговаривающих князя Василия и княжну Катерину. Увидев Пьера и княгиню Друбецкую, князь Василий резко отстраняется от собеседницы, а княжна в досаде захлопывает дверь. Пьер не может понять, в чем дело, но Анна Михайловна отчетливо осознает, что наступила решительная минута. Пьера зовут к умирающему отцу. Графа соборуют, он уже не может говорить, только пытается улыбнуться Пьеру. Пока больного перекладывают из кресла на кровать, старшей княжне Катерине удается взять мозаиковый портфель из-под его подушки, но бдительная Анна Михайловна замечает это. В то время, как они с княжной Катериной вырывают портфель друг у друга, из спальни выбегает средняя княжна с сообщением, что граф скончался. Анна Михайловна поднимает выпавший из рук княжны Катерины портфель и убегает. Княжна Катерина со злостью бросает Пьеру: «Да, радуйтесь теперь... вы этого ждали», — и тоже убегает. В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, со дня на день ждут приезда молодого князя Андрея с женой. Генерал-аншеф князь Николай Андреевич с того времени, как выслан был еще при Павле в деревню, живет здесь с дочерью Марьей безвыездно. Он лично занимается ее воспитанием, работает на станке или с бумагами в кабинете. Князь слывет суровым, властным человеком, отличается самостоятельностью суждений и, несмотря на то, что давно в отставке, пользуется большим авторитетом. Жизнь свою он устроил по строгим правилам. Сам губернатор, приезжая к нему, вынужден дожидаться приемного часа. Княжна Марья получает от своей подруги детства Жюли Карагиной письмо с последними московскими новостями — о надвигающейся войне, о молодом Николае Ростове, который, бросив университет, поступает в армию, а он ей очень дорог. Но главная новость, занимающая всю Москву, — смерть графа Безухова и его наследство. Три княжны получили самую малость, князь Василий ничего, а Пьер признан законным сыном графа Безухова и стал владельцем самого огромного состояния в России и лучшим женихом. Кстати, Жюли сообщает, что «всеобщая тетушка» Анна Михайловна Друбецкая поведала ей под большим секретом замысел устроить ее, Марьи, супружество — выдать ее за сына князя Василия Анатоля. Княжна принимается за ответное письмо, потом, согласно установленному старым князем распорядку дня, садится за клавикорды. А в это время приезжает князь Андрей с женой. Женщины делятся друг с другом последними новостями, и княжна Марья узнаёт, что князь Андрей отправляется на войну. Даже по случаю приезда сына старый князь не меняет установленного распорядка, принимает князя Андрея в специально отведенное время, расспрашивает его о Бонапарте, о предстоящей войне. Разговор продолжается за обедом. Князь Андрей довольно смело высказывается о Суворове, что вызывает бурное недовольство старого князя. На другой день вечером князь Андрей собирается уезжать. Перед его отъездом княжна Марья заходит к,нему в комнату, говорит, что в восторге от его жены Лизы: «Она совершенный ребенок, такой милый, веселый ребенок. Я так ее полюбила». Она просит его быть к ней снисходительным, ведь она привыкла к свету, а теперь должна оставаться в деревне без мужа и без привычного ей общества. Далее они говорят об отце. Княжну Марью особенно огорчает его отношение к религии, она даже приглашала к нему одного монаха; отец его принял и долго говорил с ним. Князь Андрей скептически относится к спасительной миссии этого монаха, но княжна Марья говорит, что в последнее время она видит



Похожие краткие содержания


ВОЙНА И МИР. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
ВОЙНА И МИР - НОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ
ВОЙНА И МИР - ДРУГОЙ ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ

Еще из раздела Лев Николаевич Толстой


ДЕТСТВО
ПОСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ СТАРЦА ФЕДОРА КУЗЬМИНА
ПОСЛЕ БАЛА

Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе