Краткое содержание > Тургенев > ОТЦЫ И ДЕТИ ДРУГОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОТЦЫ И ДЕТИ ДРУГОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам ОТЦЫ И ДЕТИ ДРУГОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Когда в печати появился роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), он сразу же вызвал множество ответных статей, стихотворных и прозаических пародий, эпиграмм и карикатур. Общественность обсуждала главного героя романа, Евгения Базарова. Мнения относительно его личности расходились, что привело к разногласиям. Как воспринимать Базарова — с положительной или отрицательной точки зрения? Актуальность этого вопроса сохранилась и до наших дней.
* *
20 мая 1859 года на крылечке постоялого двора стоял без шапки барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах. Рядом с ним находился щеголеватый слуга, молоденький, с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками, который все говаривал: «Никак нет-с, не видать».
Барина звали Николай Петрович Кирсанов. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика было неплохое имение в двести душ, отец его был боевой генерал, объездил всю Россию, мать не особенно баловала детей, предпочитая получать от жизни максимум удовольствий. Как генеральскому отпрыску, Николаю предназначалось идти служить, однако судьба распорядилась иначе, он получил травму ноги и по достижении восемнадцати лет был определен в Петербургский университет. Брат его Павел служил, когда же стал офицером, стал жить вместе с Николаем на квартире.
По окончании университета Николай получил известие о кончине своего отца, потом умерла и его мать. Николай Петрович к тому времени собирался жениться на дочери бывшего хозяина своей квартиры. Вскоре они действительно сыграли свадьбу, по истечении срока траура, и молодая семья перебралась на постоянную жизнь в деревню. У них родился сын Аркадий, все было хорошо, но через несколько лет супруга Николая Петровича скончалась. Это было для него невыносимо. Ситуацию усугублял тот факт, что Кирсанов не был ничем занят. Наконец он решил приняться за хозяйство.
В тот день Николай Петрович ждал возвращения из университета своего сына, получившего звание кандидата. Аркадий приехал не один, а с товарищем. Молодой человек по имени Евгений Васильевич Базаров вел себя не слишком любезно, скорее самоуверенно, однако было очевидно, что Аркадию он очень мил. Также было видно, что Аркадий уже не так реагирует на возвращение в родительский дом, как раньше. Детские проявления сыновней любви смешивались с желанием казаться взрослым.
С Базаровым, как выяснилось, Аркадий подружился совсем недавно. Евгений занимается естественными науками и собирается в будущем году держать экзамен на доктора. Отец общается с молодыми людьми, рассказывает Аркадию, как идут дела в доме. Тот, в свою очередь, осматривает окрестности, и ему становится печально — кругом запустение. В то же время пейзажи по-весеннему милы.
Экипажи приезжают в Марьино, в Новую слободку, или, как называли ее крестьяне, Бобылий хутор. Навстречу приезжим выходят девочка лет двенадцати и молодой слуга в серой ливрейной куртке с белыми гербовыми пуговицами. К приезжим вышел и Павел Петрович, дядя Аркадия. Ему лет сорок пять, коротко остриженные седые волосы еще отливают темным блеском, лицо желчное, но без морщин, являет следы былой красоты, глаза светятся молодым блеском. Он троекратно расцеловался с Аркадием, а Базарову руки не подал, даже положил ее в карман. По всему было видно, что тот ему не понравился.
За ужином Базаров почти не говорил, а только ел. Николай Петрович всячески развлекал гостей, что, очевидно, смущало Аркадия, который вообще вел себя натянуто, стесняясь за провинциальность своих родственников. Базаров прошелся по их манерам, по щегольству дяди, по романтическому настрою отца, видно, что они его смешат.
На следующее утро Базаров отправляется гулять по имению и остается недовольным его состоянием. Потом он пошел с дворовыми мальчишками ловить лягушек для опытов.
В доме Кирсанова проживает некая Фенечка — женщина двадцати с небольшим. Проживает в качестве жены хозяина. В доме Кирсанова она появилась три года назад — приехала вместе с матерью Ариной Саввишной, которую Николай Петрович взял к себе экономкой. Фенечку долгое время не было ни видно, не слышно, пока ее мать не прибежала к хозяину с просьбой помочь: дочери в глаз попала искра из печи. Николай Петрович оказал помощь, с тех пор начал на девушку засматриваться. Потом умерла от холеры ее мать, и Фенечка стала жить при Николае Петровиче постоянно.
Она стесняется Аркадия, но он, напротив, пытается с ней подружиться. Знакомится со своим младшим братом, о котором он ничего не знал. Аркадий с отцом и дядей разговаривают о Базарове. Выясняется, что он — нигилист, человек, который не имеет авторитетов и ко всему относится критически. Это сообщение возмущает Павла Петровича, привыкшего к другим жизненным ориентирам. Он посылает колкость по адресу Базарова, когда тот возвращается с лягушками. Когда разговор заходит о роде  
занятий Базарова, он отвечает небрежно, словно сомневается, стоит ли посвящать собеседников в такое непонятное для них дело. Павла Петровича это раздражает. Обозначается конфликт между ним и Базаровым, особенно когда последний говорит, что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.
Базаров отвергает искусство, науку как теорию, а признает только практическое применение знаний. Аркадий пеняет ему на поведение, но тот без стеснения заявляет, что щадить чувства уездных аристократов не намерен. Тогда Аркадий рассказывает ему про жизнь дядюшки, чтобы друг поменял о нем сложившееся мнение.
Закончив обучение, Павел Петрович Кирсанов стал служить в гвардейском полку. Он был очень красив, женщины сходили по нему с ума. Он часто бывал в свете и однажды встретил там женщину, которая покорила его. Поначалу она сблизилась с ним, но потом оттолкнула и даже уехала за границу по непонятной причине. Для него это был жестокий удар. Он вышел в отставку и четыре года провел за границей, пытаясь ее найти или забыть, но ничего не получилось, хотя однажды случилось повторение романа. Павел Петрович вернулся в Россию, но не стал прежним. Он постарел, поседел, вел типично холостяцкий образ жизни, и так десять лет. Однажды ему пришло известие о том, что любимая умерла.
Павел Петрович поселился в Марьине вместе с братом, который к тому времени также лишился жены. В деревне Павел устраивает свою жизнь на английский манер, ведет уединенный образ жизни, изредка демонстрирует либеральные взгляды и ни с кем не сближается. Аркадий описывает его как человека исключительной доброты, однако Базаров начинает презирать его еще больше. Он отвергает его чувство к женщине, говорит, что такой зависимости от другого человека физиологически быть не может, и остается при своем мнении, несмотря на уговоры Аркадия.
Хозяйство у Николая Петровича идет плохо, в основном из-за его непрактичности. Его обманывают, но он этого не видит. Павел Петрович, напротив, знает это, но не может помочь брату.
Базаров знакомится с Фенечкой в саду в беседке, где она сидит с сыном и служанкой. Она ему понравилась. В разговоре с Аркадием он критикует то, как Николай Петрович ведет хозяйство, что все его надувают, иронизирует относительно типично русского характера, чем вызывает у Аркадия недовольство, произносит знаменитую фразу: «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник ».
За две недели пребывания в Марьине ничего не изменилось по сравнению с первым днем. Базаров ведет себя, как и прежде, Павел Петрович сильно ополчился на него. Больше всего его злило сознание того, что Базаров его не уважает. Павел Петрович был очень самолюбивым.
Николай Петрович к Базарову относился с опаской, в основном из-за того, что боялся, как бы он не оказал дурного влияния на сына. Аркадий по-прежнему хорошо воспринимал своего друга. Иногда он сопровождал его в ежедневных утренних походах за травой и насекомыми.
Однажды Николай Петрович услышал разговор между Аркадием и Базаровым, из которого ему стало понятно, что оба они считают его отсталым человеком. Аркадий хоть и защищал отца, но все же не мог не соглашаться с товарищем. Пожаловавшись брату, Николай Петрович услышал от него отповедь в адрес «лекаришки». В тот же вечер Павел Петрович учинил спор, в котором мнения столкнулись относительно взглядов на аристократию. Не стесняясь, Базаров обрисовал свою позицию. Она заключалась в том, что аристократия не имеет под собой ничего, чтобы возвеличивать ее так, как это принято. Аркадий его не остановил, а даже, наоборот, оказал что-то вроде поддержки.
Павел Петрович был возмущен до глубины души. Отец Аркадия пытался спорить, но Базаров оставался при своем мнении: не нужно никаких идеалов и принципов, нужно руководствоваться только тем, что имеет реальную пользу. Кирсановы обвиняли молодежь в том, что она не действует, а только болтает. Аркадий говорит на это, что они — сила, и Павел Петрович взрывается: «Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех — миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!»
Спор заканчивается всеобщим раздражением. Молодые люди уходят, а Николай Петрович вспоминает, как он однажды заявил матушке, что поскольку они — люди разных поколений, то понять им друг друга невозможно.
На другой день Базаров и Аркадий уезжают. Их пригласил погостить родственник Кирсановых Матвей Ильич Колязин. Это человек прогрессивных взглядов, метивший на государственный пост. О себе он был чрезвычайно высокого мнения и посоветовал Аркадию непременно нанести визит губернатору. Тот с трудом уговорил Базарова, но все же к губернатору они сходили. По дороге обратно встретили некоего Ситникова, ученика Базарова. Он пригласил их к одной даме, отозвавшись о ней весьма лестно. Хозяйка оказалась дамой не слишком опрятной, с небрежными манерами, которые явно раздражали Базарова. Обстановка в ее доме говорила о стремлении выглядеть прогрессивно, впрочем, поведение тоже. За завтраком они употребили много вина, в результате чего хозяйка начала петь, вызвав протест уже не только в Базарове, но и в Аркадии. В итоге оба удалились, не попрощавшись.
На балу у губернатора, куда товарищи были приглашены, они не участвовали в общем веселье и вместе с Ситниковым стояли в уголке. Внимание их привлекло появление женщины высокого роста в черном платье, остановившейся в дверях залы. У нее была великолепная осанка, красивые руки, блестящие волосы и замечательное выражение лица. Ситников представил ей Аркадия, они станцевали мазурку, и ему показалось, что она прелестна. Вместе с Базаровым Аркадий был приглашен к ней в гости.
Анна была дочерью известного повесы, который промотался и умер, оставив нехитрое наследство своим дочерям. Ей пришлось принять предложение богатого человека, который был намного старше нее. После свадьбы прошло всего шесть лет, и муж умер, завещав все свое состояние Анне. Так она оказалась обеспеченной. Аркадия удивляет, что в гостях у Одинцовой Базаров будто бы старается ей понравиться. При прощании она вновь пригласила друзей 
на следующий визит, в ее имение Никольское. Когда они приехали, Аркадию стало понятно, что его стараются сблизить с младшей сестрой Анны, Катериной, юной девицей, а сама Анна более благоволит к Базарову. Впрочем, и он явно ей симпатизирует.
Аркадий и Базаров проводят в Никольском полмесяца, и по истечении этого срока в обоих наметились явные перемены. Базаров стал менее выдержан, чем обычно. Он явно нервничал, у него наблюдались перепады настроения, чего никогда не было раньше. Что касается Аркадия, то его огорчало сближение Базарова и Анны. Аркадий уже не сомневался в своих чувствах к ней, был уверен, что любит ее.
С Катей он общался скорее как друг, сблизился с ней на основе общих интересов, но не испытывал того, что к старшей сестре.
Между Базаровым и Анной происходит некое объяснение, в котором Анна почти признается в своих чувствах к нему. Однако Базаров вскоре намерен уехать к отцу в деревню. Анна переживает по этому поводу. В следующем разговоре Анна пытается заглянуть в душу Базарова, понять, что он за человек, однако он не спешит открываться, отделываясь ничего не значащими отговорками, что он — будущий уездный лекарь и ничего более. Но Анна все же настаивает, и Базаров, не выдержав, признается, что влюбился в нее до потери разума. «То было не трепетание юношеской робости... Это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, — страсть, похожая на злобу и, быть может,	сродни ей».
Одинцовой становится не по себе, и она отталкивает Базарова, поскольку ее пугает его чувство. Он собирается уезжать, предварительно извинившись перед ней за несдержанность.
Аркадий тоже решает выехать вместе с ним и отправиться домой. Появляется Ситников, предлагает Аркадию ехать в его коляске. Анна прощается с гостями. С Базаровым она расстается сухо, но оба явно мечтают о будущей встрече.
По дороге Аркадий меняет планы и собирается ехать вместе с Базаровым к нему домой. В пути Базаров философствует в своей прежней манере об отношениях между 








людьми противоположного пола и приходит к выводу, что хуже нет, чем быть покоренным женщиной. Они подъезжают к дому Базарова. На крыльце их встречает его отец, Василий Иванович, худой, высокий, с тонким орлиным носом. На нем был распахнутый военный сюртук, в руках — трубка. Было очевидно, что Василий Иванович очень волнуется из-за приезда сына. Они обнялись, а на пороге появилась маленькая кругленькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась, Базаров поддержал ее, она порывисто его обняла и зарыдала. Отец Базарова, глядя на это, тяжело дышал. Родители Базарова чувствуют себя неловко, не знают, как себя вести. Когда Базаров представил Аркадия, стало очевидно, что они стесняются высокого гостя, которого считают истинным аристократом. Они стараются показать, что не отстали от жизни за те три года, что не видели сына. За обедом их поведение не меняется, мать Арина Власьевна даже стесняется спросить Базарова, сколько времени он собирается провести в отчем доме. После обеда Базаров поцеловал мать в лоб, а она тайком благословила его три раза. Отец Базарова пытается поговорить с ним перед сном, но Базаров отговаривается усталостью, выпроваживает отца, будто бы собирается спать, но сам не спит до самого утра. Ему явно скучно в обществе родителей, он видит их слабые стороны, но они его не умиляют, а скорее раздражают. Имение находится в плачевном состоянии, управляет им отец, который бесплатно лечит больных, хотя не имеет средств для существования. Они не проводят никаких преобразований, все идет своим чередом, без их вмешательства. Поутру Аркадий выходит в огород, где работает Василий Иванович. Они разговаривают о Базарове. Аркадий хорошо о нем отзывается, в результате чего Василий Иванович проникается к нему едва ли не любовью. Днем Аркадий и Базаров отдыхают в саду и размышляют. Базаров говорит, что его родители счастливы своей простотой и совершенно не беспокоятся о своей ничтожности. Он же вынужден думать о вечности и своем месте в ней. Базаров гордится тем, что его никто не сломает, даже «бабенка», как он называет свою любовь. Аркадия он называет размазней, который на самого себя не надеется. О самом себе он мнения высокого, по крайней мере, пока. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною... тогда я изменю свое мнение о самом себе». Базаров вновь формирует свои старые принципы. Нельзя беспокоиться о том, что подумают о тебе другие. Нельзя думать о благосостоянии других, следует только о собственном, нельзя гробить себя ради другого, который и спасибо за это не скажет. Базаров говорит, что ему близко отрицание, он отрицает все на свете, отрицает ощущения, отрицает красоту. Аркадий пытается спорить, но Базаров вспоминает его дядюшку Павла Петровича и называет того идиотом. Аркадий расстраивается, но в этот момент появляется Василий Иванович, походя демонстрирует свою образованность и сообщает о том, что на обеде будет священник. Он как будто просит у Базарова разрешения. Тот не возражает. На следующий день Базаров говорит Аркадию, что завтра уедет снова в деревню к Аркадию. Там ему хорошо работается, а здесь не дают отец с матерью. Вечером он сообщает об отъезде отЦу, приводя того в страшную печаль. Они с Аркадием отправляются в путь. По дороге они заезжают к Одинцовой, которая их не принимает, объясняя это хандрой. В Марьине гостей принимают очень радушно. Вскоре выясняется, что имение Николая Петровича в еще худшем состоянии, чем кажется на первый взгляд. Возрастают расходы, работники трудятся очень плохо, на них нет никакой управы, были убытки в результате пожара — сгорела половина скотного двора. Управляющий ворует, мужики пьют, дерутся и просят барина рассудить их. Урожай погиб, поскольку не был вовремя убран... Все это приводило в отчаяние Николая Петровича. А вот его брат, наоборот, очень спокоен. Аркадий и Базаров в имении не вмешивались в общее течение дел. Аркадий думал об Одинцовой, ему очень не хватало ее. Базаров по-прежнему занимался своими опытами над лягушками и инфузориями. Аркадий чувст- вует, что он уже не так относится к своему другу, как прежде. Он скучает в его присутствии, уже не так восхищается им. Однажды в разговоре со своим отцом Аркадий узнает, что у Николая Петровича сохранились письма матери Одинцовой к покойной его жене. Он заставляет отца их найти и вскоре едет в Никольское, чтобы отдать эти письма. Он встречает Катю, но практически не общается с ней. Анна Сергеевна будто бы рада его приезду. По возвращении домой Аркадию иронически дают понять, что цель его поездки Базарову очевидна. После этого между приятелями происходит окончательный разлад. Базаров ни с кем не общается, занимаясь своими делами. В окрестностях имения вспыхивает эпидемия холеры. Заболевшие есть и в самом Марьине. Однажды ночью с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок, он мучится, однако не зовет Базарова. Утром Базаров спрашивает, почему. Павел Петрович ответил, что помнит, как Базаров говорил о своем неверии в медицину. Базаров в имении сближается с Фенечкой. Он охотно разговаривал с ней, и она ему доверяла, считая хорошим доктором и таким же человеком. Однажды Базаров застал ее в беседке, вокруг были розы. Одну из них он попросил подарить ему. Фенечка боится, что рядом с беседкой ходит Павел Петрович — он ее пугает. Однако Базаров насильно добивается ее поцелуя. Слышится сухой кашель, Фенечка уходит, шепотом укоряя Базарова. Ему становится стыдно. Павел Петрович долгое время гуляет по лесу, а потом приходит в комнату к Базарову и вызывает его на дуэль. Назначают на следующее утро. Базаров ранил Павла Петровича в ногу, осматривает рану, которая оказывается нетяжелой, делает перевязку. Оба решают не говорить Николаю Петровичу истинную причину ссоры, а сказать, что повздорили из-за политики. К ночи у Павла Петровича поднимается температура. Приезжает доктор. Больной мучится жаром, вспоминает свою давнюю возлюбленную. Базаров на следующий день заходит попрощаться. У него собраны все вещи, а своих лягушек, насекомых и птиц он выпустил, он уезжает. Павел Петрович пожал ему руку. Кирсанов болеет около двух недель. Все это время ему прислуживает Фенечка, которая теперь боится его еще больше. Однажды утром, когда она принесла ему чай, он попросил ее остаться и заговорил о том, что она как будто его боится. Он спрашивает, есть ли на то причины, чиста ли ее совесть. Она отвечает, что любит Николая Петровича, и тогда он призывает ее любить его всегда, потому что он — замечательный человек. В пылу эмоционального взрыва он припадает к ее руке, в этот момент входит Николай Петрович и с ним Митя. Фенечка вскочила и выбежала из комнаты, а Павел Петрович торжественно просит брата жениться на Фенечке. Тот идет делать ей предложение. Аркадий встречается с Катей, они общаются, сидя на скамейке в тени высокого ясеня, разговаривают о природе и о поэзии. Катя довольна, что Аркадий изменился, что он теперь не находится под влиянием Базарова. Называет себя и Аркадия «ручными», а Базарова — хищным. Замечает, что даже Базаров не сможет взять верх над ее сестрой Анной, потому что она ничто не ценит так высоко, как независимость. Приезжает Базаров, он заехал повидаться с Аркадием, перед тем как отправиться домой. Рассказывает Аркадию о дуэли. Они говорят о расставании: Аркадий надеется, что Базаров с ним не расстанется навсегда, тот отвечает, что сам Аркадий с ним уже расстался. Базаров считает, что Анна Сергеевна благоволит к Аркадию, и остается при своем мнении, несмотря на убеждения в обратном. Одинцова приглашает Базарова к себе. Говорит, что не держит на него зла и что Аркадий ухаживает за ее сестрой. Аркадий обнаруживает, что Катя ведет себя с ним более отчужденно. Оказывается, Анна поговорила с ней, сказав, что стоит быть осторожнее с Аркадием. Когда Аркадий с Катей сидят на скамейке, вдруг слы- шится голос Анны. Вместе с Базаровым она идет по тропинке, не видя сидящих, они обсуждают свои отношения. Анна говорит, что Аркадий, хоть и намного моложе ее, но в последнее время стал ей очень близок. «...Знаю, что я гожусь ему в тетки, но я не хочу скрывать от вас, что я стала чаще думать о нем. В этом молодом и свежем чувстве есть какая-то прелесть... Он с Катей совсем как брат». Катя обескуражена. Аркадий дрожащим голосом признается ей в любви и делает предложение. Она дает свое согласие. Аркадий написал письмо Анне Сергеевне, в котором просил руки Кати. Анна Сергеевна удивляется, но дает согласие. Она просит Базарова остаться, но он уезжает домой. Родители очень радуются приезду сына. Он просит их не беспокоить его в течение шести недель, так как он будет работать. Однако в скором времени он по собственной инициативе прекратил запираться. Работать ему больше не хотелось, он перестал гулять в одиночку и стал искать общества. Пытаясь найти себе занятие, он стал заниматься медицинской практикой и, вскрывая труп, порезался, заразившись трупным ядом. Это означает неотвратимую смерть. Его отец понимает, что Базаров не выживет. Евгению и в самом деле становится все хуже и хуже. Он просит послать кого-нибудь к Анне Сергеевне. Она приезжает и привозит с собой доктора, который подтверждает, что смерть неизбежна. Базаров умирает, когда Анна Сергеевна находится в его комнате. Через полгода в Марьине состоялись две свадьбы. Аркадий женился на Кате, Николай Петрович — на Фенечке. Оба они поселились в Марьине, занялись делами, в результате чего положение усадьбы улучшилось. Аркадий проявил себя неплохим хозяйственником, а Николай Петрович стал трудиться в должности мирового посредника. У Катерины Сергеевны родился сын Коля. Павел Петрович уехал по делам якобы в Москву, но в конце концов поселился в Дрездене. Анна Сергеевна в скором времени снова вышла замуж, опять не по любви. Ее мужем стал один из будущих русских деятелей. * * * В романе «Отцы и дети» исключительно остро было показано нарастающее в обществе движение, благодаря чему произведение стало считаться очень злободневным. Тургенев изобразил человека нового времени. Именно таковым стал образ Базарова. Борьбу отцов и детей можно в данном случае считать аллегорией. Фактически под ней подразумевалась борьба между либералами и революционными демократами. Каждый герой романа — своего рода символ, высказывающий одно из расхожих мнений относительно событий эпохи. Она представляет собой период подготовки крестьянской реформы. Налицо глубокие социальные противоречия того времени, общественные силы ведут между собой нешуточную борьбу. На этом фоне развиваются отношения типичных членов того общества. Роман раскрывает на их примере острый социальный конфликт с его наиболее характерными чертами. Базаров является основным героем романа. Все остальные оказываются подчинены его образу. Возможно, тем самым Тургенев хотел показать, что человек нового времени так или иначе подчиняет себе окружающих, вне зависимости от их желания. В своем произведении автор талантливо обрисовывает проблему российского общества, связанную с наличием крепостного права. Автор дает описание картины жизни народа. Бедность, безысходность, скудное, нищенское хозяйство — для изображения этого Тургенев не жалеет эпитетов. Читателям становится очевидным, что дореформенная деревня производит жалкое впечатление. Необходимы перемены, и это понимают герои романа. Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы не раз обсуждают это. Параллельно вырисовывается образ Базарова, человека новых взглядов и твердых суждений. Он вызывает невольное уважение тем, что отвергает теории «отцов», которые уже зарекомендовали себя беспомощными, не способными справиться с нарастающим мятежным гневом. Можно сказать, что Базаров в данном произведении — антипод всего напускного, отжившего и бесполезного, человек, за которым будущее. В этом случае его смерть может восприниматься как страх автора за то, что молодая сила будет загублена и не сможет вывести Россию на новый курс.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе