Краткое содержание > Фонвизин > НЕДОРОСЛЬ
НЕДОРОСЛЬ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам НЕДОРОСЛЬ

Комедия в пяти действиях
Действующие лица:
Простаков.
Г-жа Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мамка Митрофана.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Скотинин, брат г-жи Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Его невестой считается Софьей, хотя, как оказывается, она еще и знать не знает о том. что ее собираются выдать замуж. Софья сирота, отец ее умер, когда она была еще младенцем, а мать — полгода назад. Остался только дядюшка Стародум, но он уехал в Сибирь, и о нем вот уже несколько лет никаких вестей, так что его тоже привыкли считать покойником Ссылаясь на близкое соседство и некоторую видимость родства (Простаков и мать Софьи — сваты), Простаковы решили воспользоваться положением Софьи «Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением как над своим», — с простодушной откровенностью говорит Простаков Еще более разоткровенничавшийся Скотинин объявляет причину, по которой он намеревается жениться на Софье Ему нравится не она и даже «не ее деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота Люблю свиней, сестрица. -Простаков с радостью отмечает эту родственную черту и у Митрофана.
Появляется Софья, радостная, с письмом в руках, и сообщает, что ее дядюшка Стародум приехал в Москву и дал о себе известие. Перепуганная и раздосадованная г-жа Простакова со злостью набрасывается на Софью и твердит, что не может быть никакого письма от дядюшки, ибо он умер, что Софья обманывает их, а на самом деле письмо «какое-нибудь амурное». Софья предлагает ей самой прочитать письмо, но тут выясняется, что г-жа Простакова воспитана только получать письма, а читать их всегда велит другому; для Простакова это «мудрено», а Скотинин «отроду ничего не читывал» Тогда Софья просит позволения прочитать письмо самой. Это тем более не устраивает г-жу Простакову, поскольку Софье она не верит, а вот скоро придет учитель Митрофанушки, так она ему велит прочесть. Выясняется, что для Митрофанушки Простаковы наняли трех учителей грамоте его обучает дьячок Кутейкин, арифметике — отставной сержант Цыфиркин, а «по-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»
Входит постоялец в доме Простаковых Правдин. Г-жа Простакова представляет его мужу и брату, затем просит прочитать письмо Стародума. Больше всего обоих Простаковых и Скотинина заинтересовали в письме слова о том, что Стародум «нажил десять тысяч рублей доходу» и теперь делает Софью своей наследницей. Г-жа Простакова бросается поздравлять Софью и решительно заявляет при этом, что лучшей невесты для своего Митрофанушки она не желает. Претензии Скотинина отметаются напрочь. Правдин порывается дочитать письмо, но Скотинин останавливает его: «А на что? Да хоть пять 

лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься» Г-жа Простакова уводит Софью; ибо ей «крайняя нужда» с ней поговорить.
Вбегает запыхавшийся слуга и сообщает барину что в деревню на постой пришли солдаты. Простаков в ужасе «Ну, разорят нас до конца!» Правдин успокаивает его, обещая уладить дело с офицером который привел солдат Оставшийся в одиночестве Скотинин вознаграждает себя тем, что отправляется «прогуляться на скотный двор»
Действие второе
Случай сводит в доме Простаковых давних друзей — Правдина и Милона Правдин, как «член в здешнем наместничестве», имеет поручение объехать весь край и выявить «тех злонравных невежд, которые имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно» Он уже три дня тут и «нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого дома». Милон в свою очередь сообщает ему, что он со своими солдатами в деревне долго не задержится К тому же ему необходимо быть в Москве Дело в том, что он влюблен и любим Больше полугода в разлуке с любимой, а недавно получил известие- что после смерти ее матери какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни Вдруг она попала в руки корыстных людей и они, «пользуясь ее сиротством, содержат ее в тиранстве». Правдин говорит, что подобное тиранство он наблюдает в здешнем доме, и просит Милона назвать имя его возлюбленной.
В это время входит Софья, и молодые люди бросаются друг к другу. Софья сообщает Милону о горестях, которые ей пришлось испытать в этом доме. Но вдруг после получения письма от дядюшки с сообщением о наследстве здешняя хозяйка сделалась с ней ласкова и теперь прочит ее в невесты своему сыну. «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства», — шутливо описывает «достоинства» Митрофанушки Софья Видя, что Милон принимает ее слова всерьез и загорается ревностью, Правдин спешит открыть ему глаза на истинное положение вещей И все же Милон упрекает Софью за то, что она сразу же не отвергла притязания г-жи Простаковой Софья говорит, что принуждена была скрыть свои намерения, чтобы «избавиться от грубости, чтоб иметь некоторую свободу», а пока ответила г-же Простаковой, что судьба ее зависит от воли дядюшки, он сам сюда приехать обещал в письме которое не дал дочитать Скотинин. 
Проходящий мимо Скотинин, услышав в разговоре свою фамилию. неожиданно откликается. Софья, Милон и Правдин встречают его появление с удивлением. Он жалуется на сестру, что та позвала его сюда, чтобы женить, а теперь вдруг изменила свои намерения. Только теперь Софья узнаёт, что ее собирались выдать замуж за Скотинина Она и Милон вне себя от негодования, особенно когда Скотинин говорит о своих планах относительно Софьиного наследства — со всего белого света накупить свиней Правдин спешит сообщить ему, что г-жа Простакова имеет намерение дать Софью не за него, а за своего сына .Скотинин в гневе обещает сделать Митрофана уродом.
Тут кстати появляется Митрофан с Еремеевной Скотинин набрасывается на него, но Еремеевна заслоняет «дитя» собой, поднимает кулаки «Издохну на месте, а дитя не выдам.. Я те бельмы-то выцарапаю» Скотинин вынужден отступить.
Входят Простаковы. Жена, как всегда, бранит своего мужа На этот раз за то что тот не сумел найти офицера и угостить как следует — ведь его «солдаты такие добрые До сих пор волоска никто не тронул» Это она говорит, уже завидев Милона, жалуется, что на мужа нет никакой надежды «Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю-то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится» Софье она с ласковой улыбкой сообщает. что сама приготовила комнату для ее дядюшки, и предлагает посмотреть ее. Софья уходит, дав г-же Простаковой повод лишний раз побранить мужа, не догадавшегося проводить ее
Тем временем в дверях появляются Кутейкин с часословом и Цыфиркин с аспидной доской, знаками спрашивают Еремеевну: входить ли? Она их манит, а Митрофан, наоборот, отмахивается. Наконец Правдин обращает на них внимание г-жи Простаковой, и та, гордясь, сколь ученые у ее Митрофанушки наставники, представляет их гостям Какова эта ученость, выясняется из дальнейшего разговора. Цыфиркин «малу толику арифметике маракует», а, Кутейкин в семинарии, «убояся бездны премудрости», просил «от нее об увольнении» Правдин и Милон говорят г-же Простаковой, что не хотят мешать занятиям ее сына, и уходят, предварительно приняв приглашение отобедать с ее семейством.
Г-жа Простакова упрашивает сына позаниматься с учителями Чтобы увильнуть от этого, Митрофан начинает жаловаться на дядюшку, который намедни кинулся на него с кулаками, и грозится, если дальше так пойдет, утопиться в реке Перепуганная г-жа Простакова набрасывается на Еремеевну, упрекая ее в том, что она не сумела защитить дитя, и доводит ее до слез. Теперь уже и впрямь не до учения. Г-жа Простакова велит Еремеевне накормить Кутейкина и Цы фиркина на кухне и уводит своего Митрофанушку, обещая теперь не спускать с него глаз и как следует «переведаться» с братцем Кутейкин и Цыфиркин утешают плачущую Еремеевну (.«Сорок лет служу, а милость все та же По пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день...») и уводят ее под руки








Действие третье Правдин беседует с только что приехавшим Стародумом Стародум вспоминает своего отца, служившего еще Петру Великому и его завет «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» Без души, говорит Стародум и просвещеннейший умница — жалкая тварь, а невежда — зверь От таких зверей он и приехал освободить свою племянницу Правдин предлагает немедленно приступить к делу но Стародум вспоминает свое жизненное правило — «в первом движении ничего не начинать» Если бы он раньше умел владеть собой то смог бы дальше служить отечеству Он однажды в молодости по горячился, поспешил подать в отставку когда узнал, что его бывший приятель, не пожелавший идти вместе с ним защищать отечество «произведен чином», в то время как он сам. «лежавший тогда от ран в тяжкой болезни», обойдён Горячность не позволила ему тогда рассудить, что «гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Оказавшись волею обстоятельств после отставки при дворе, Стародум убедился, что гам тем более он не может быть полезен отечеству. Там никто не думает о пользе государства Только лишь о своей собственной пользе На возражения Правдина что людей с его правилами не отпускать от двора надо, а, наоборот, призывать, как зовут врача к больному, Стародум отвечает, что «тщетно звать врача к больным неисцельно Тут врач не пособит, разве сам заразится» Входит озабоченная Софья, не сразу узнает своего дядюшку Они обнимаются. Софья сетует на долгое отсутствие дядюшки Стародум объясняет его стремлением обеспечить ее будущее, а для этого он решил «удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя государства». На слова Правдина, что он мог, по слухам, обогатиться гораздо больше, Стародум отвечает, что «для прихотей одного человека всей Сибири мало... Наличные деньги — не наличные достоинства Золотой болван — всё болван». Разговор прерывается внезапным шумом. Это г-жа Простакова приводит в действие свою угрозу хорошенько «переведаться» с братцем. Милон пытается их разнять. Стародум, глядя на потасовку, не может удержаться от смеха. Софья тем временем взглядом указывает Милону на Стародума, тот ее понимает. Смех Стародума раздражает г-жу Простакову, и она обращает на него свой не до конца выплеснувшийся гнев. Однако, узнав, что перед ней дядюшка Софьи, резко меняет тон, униженно просит прощения, суетится, зовет слуг Не дозвавшись девки Палашки и узнав от прибежавшей Ереме- евны что та лежит больна, вновь загорается гневом «Ах она бестия! Лежит! Как будто благородная!» — и велит Еремеевне звать мужа и сына. Те немедленно являются и наперебой стараются выразить Стародуму родственные чувства — кто обнять, кто руку поцеловать Стародум старается уклониться от столь навязчивого радушия и объявляет, что завтра он везет Софью в Москву, чтобы сделать ее счастье, там ему «представлен в женихи ее. некто молодой человек больших достоинств» Это известие повергает всех в смятение. Стародум особенно обеспокоен явным смущением Софьи и спешит ее уверить, что «выбор достойного человека зависит совершенно от ее сердца» Она вправе выйти замуж за кого хочет При таком повороте дела все становятся веселее. Скотинин и г-жа Простакова наперебой выдвигают кандидатуры на роль такого «достойного человека»: Скотинин — свою собственную, г-жа Простакова — Митрофанушки Она взахлеб рассказывает Стародуму, как, «последних крох не жалея», они стараются всему выучить своего Митрофанушку, приглашает его поприсутствовать на занятиях, чтобы самолично убедиться в успехах ее сына, и даже представляет ему Кутейкина и Цыфиркина, которых к тому времени, по ее знаку, привела Еремеевна. Правдин останавливает ее словами, что гостю с дороги нужен отдых. Все провожают Стародума в приготовленную для него комнату Цыфиркин и Кутейкин оставшись одни, со вздохами и причитаниями жалуются друг другу на плохой обед и на бестолкового ученика. Г-жа Простакова возвращается с Митрофаном и упрашивает его хоть для виду поучиться немного. «Не хочу учиться, а хочу жениться», — заявляет он ей на это; правда, поучиться все же соглашается, но с условием, «чтоб сегодня же быть сговору». Г-жа Простакова, довольная, усаживается тут же вязать кошелек — «Софьюшкины денежки было б куда класть». Начинаются занятия. Митрофан велит Цыфиркину задавать ему «зады». Тот недоволен, но г-жа Простакова тут же осаживает его, говоря, что «Митрофанушка вперед шагать не любя ». Цыфиркин задает задачу разделить на троих найденные на дороге триста рублей. Пока Митрофан вяло изображает работу мысли, г-жа Простакова решает задачу быстро и просто. «Нашел деньги ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка» Цыфиркин задает задачу полегче: если ему сейчас платят в год по десять рублей, то сколько получится, если ему прибавят еще десять? Г-жа Простакова снова вмешивается. «Не трудись попусту, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что». С арифметикой покончено, и приступа ют к чтению. Кутейкин открывает часослов и, заставляя Митрофана повторять за собой, с мстительным удовольствием читает «Аз есмь скот, а не человек». Появляется третий учитель Митрофана, немец Вральман, и кладет конец занятиям, заявляя, что «умарит хатят репёнка!» Г-жа Простакова и особенно Митрофан охотно с ним соглашаются. Беспардонно коверкая слова, Вральман продолжает демонстрировать заботу о здоровье Митрофана, уверяя, что если в брюхо набить лишнее — беда будет, а голова-то у него послабее брюха. И без грамматики люди умели по службе продвигаться, и до арифметики не были дураками. Митрофану нужно знать одно — как жить в свете, а уж этому его только он, Вральман, научить может. Цыфиркин и Кутейкин быстро смекают, куда он клонит, и, когда г-жа Простакова с Митрофаном уходят, набрасываются на Вральмана, замахиваясь один аспидной доской, другой — часословом. Вральман поспешно спасается бегством. Действие четвертое Софья, сидя с книгой в руках, дожидается своего дядюшку. Вошедший Стародум справляется, что она читает. Узнав, что Фенелона, одобряет ее выбор. Они долго и доверительно беседуют о добродетели, человеческих достоинствах и пороках, о том, в чем следует человеку полагать свое счастье. Камердинер Стародума приносит ему письмо. Сделав вид, что не может разобрать написанное, Стародум отсылает Софью за очками а сам читает письмо. Старинный друг Стародума, граф Честан, пишет о предполагаемом женихе для Софьи. В письме называется и его имя — Милон. Возвращается Софья с очками. Стародум выборочными фразами читает письмо вслух и сообщает Софье, что оно касается именно ее и в нем речь идет о том самом молодом человеке, который был ему рекомендован в Москве. Впрочем, он не намерен идти против ее воли Выбор за ней. Софья уже готова признаться дядюшке в своей сердечной склонности, но тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Стародуму Милона как своего друга. Стародум сразу отмечает совпадение его имени с тем, что названо в письме. Из дальнейшего разговора выясняется, что Милон действительно тот самый молодой человек, которого граф Честан рекомендовал Стародуму как достойного жениха для Софьи Он приходится графу племянником, часто бывал в доме покойной сестры Стародума, матери Софьи, и она любила его, как сына. Стародум с радостью соединяет руки молодых людей. Появляется Скотинин и тут же приступает к Стародуму с претензиями на руку Софьи. Не принимая его всерьез, Стародум ведет разговор в шутливом тоне, однако Скотинин принимает все за чистую монету и остается в убеждении, что Стародум поддерживает его претензии на руку Софьи. Не замедлила явиться и г-жа Простакова с мужем и сыном и тоже, не откладывая дело в долгий ящик, приступает к Стародуму с теми же претензиями для своего сына, предлагая ему удостовериться в учености Митрофанушки. «Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина», — говорит Стародум. Из грамматики, по словам Митрофана, он хорошо усвоил «существительна да прилагательна» На вопрос Правдина: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?» — он отвечает, что смотря какая. «Эта прилагательна... потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». Не менее «глубокие» знания обнаруживает Митрофан и в истории, благодаря тому, по словам г-жи Простаковой, что заставляет рассказывать разные истории скотницу Хавронью. Хуже у него обстоит дело с географией, но ту же г-жу Простакову это нисколько не смущает. Уяснив наконец, что это за наука и зачем она нужна («ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь»), она удивляется: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело», — и еще больше утверждается в своем мнении, «что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка». В доказательство того, что «без наук люди живут и жили», г-жа Простакова приводит пример своего отца, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить... Лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». К ней присоединяется Скотинин, выставляя в качестве примера своего дядю Вавилу Фалалеича, который, выезжая из ворот, забыл нагнуться и крепко хватил лбом о притолоку. «Я хо тел бы знать, — резюмирует Скотинин, — есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился, а дядя, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота» В разговоре Правдин узнает от г-жи Простаковой, что на его имя поступил какой-то пакет, и собирается идти Он уговаривается со Стародумом завтра утром, до семи часов, когда Стародум назначил свой отъезд в Москву, встретиться и уходит. Уходит и Милон — ему нужно сделать распоряжения, поскольку завтра его команда выступает из деревни Г-жа Простакова и Скотинин вновь приступают к Стародуму с вопросом, кого он предпочитает видеть женихом Софьи — Скотинина или Митрофана? Стародум отвечает, что ни того, ни другого, поскольку Софья уже сговорена, и вместе с нею уходит Скотинин и г-жа Простакова вне себя от досады и возмущения Последняя отдает энергичные распоряжения на завтрашнее утро с намерениями помешать планам Стародума и Софьи и добиться-таки своего любыми средствами. Действие пятое Утро следующего дня. Правдин рассказывает Стародуму что в пакете, полученном им вчера, содержится поручение взять под опеку имение Простаковой «при первом же бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди». Стародум удовлетворен таким обстоятельством «Благодарение Богу, что человечество найти защиту может! — говорит он. — Где государь мыслит, где знает он. в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права». Они беседуют о мудрости государственного правления которое полагает, «что угнетать рабством себе подобных беззаконно», о том, что «достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных», о необходимости не только просвещения но и особого внимания к воспитанию добродетели, ибо «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». Их беседа прерывается сильным шумом. Милон с обнаженной шпагой отбивает Софью от наседающих дворовых. Выясняется что ее хотели насильно увезти и, по признанию Еремеевны, тайно обвенчать с Митрофаном. Слышатся грозные крики разгневанной г-жи Простаковой. Она вбегает вместе с мужем и сыном и накидывается на Милона: «Какая я госпожа в доме! Чужой погрозит, приказ мой ни во что!» Правдин объявляет, что злодеяние, которому он свидетель, вынуждает его данным ему правом представить г-жу Простакову «перед суд, как нарушительницу гражданского спокойства». Все семейство Простаковых падает перед ним на колени. В таком положении его и застает вошедший Скотинин. Г-жа Простакова молит о прощении и Правдина, и Софью, и, наконец, Стародума. Правдин, обращаясь к Стародуму, говорит, что его малейшая жалоба к правительству, и г-жу Простакову уже не спасти. Тот отвечает, что не желает ничьей погибели и прощает г-жу Простакову. Едва услышав это. она тут же вскакивает с колен- «Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям». На вопрос Правдина, за что же она хочет наказать своих людей, г-жа Простакова заявляет: «Ах, батюшка, это что за вопрос’ Разве я не властна в своих людях?» Видя, какова цена недавнему раскаянию г-жи Простаковой, Правдин достает бумагу и объявляет о взятии имения Простаковых под опеку Скотинин, наконец уяснив, чем оборачивается дело, спешит убраться подобру по- здорову пока и до него не добрались. Г-жа Простакова умоляет Правдина дать ей сроку хотя бы на три дня «Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь», — говорит Стародум. Ища хотя бы соломинку, за которую можно было бы ухватиться, г-жа Простакова заявляет о своем желании сначала разделаться с долгами — например, учителям Митрофана недоплачено Правдин велит их позвать, при этом Стародум во Вральмане с удивлением узнает своего бывшего кучера. Правдин объявляет учителям Митрофана, что как опекун над здешним домом отпускает их. Кутейкин в ответ требует полного расчета, чем повергает г-жу Простакову в негодование Цыфиркин же, наоборот, отказывается от платы «Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму». Растроганный таким бескорыстием Стародум дает Цыфиркину денег от себя. Эти деньги он берет- «Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам. не заслужа, век не потребую». Милон и Правдин тоже одаряют его деньгами, а Кутейкину Правдин велит завтра рассчитываться с самой госпожой Услышав это, Кутейкин от всего отказывается и поспешно скрывается. Стародуму подают карету. Вральман испрашивает его позволения довезти его по старой памяти Стародум, Милон и Софья прощаются с Правдиным. Он желает им счастья. Г-жа Простакова в порыве отчаяния бросается к сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» Но тот грубо отталкивает ее. «Да отвяжись, матушка. Как навязалась. » Такого г-жа Простакова вынести не может и падает в обморок. На упреки Правдина в бессердечии Митрофан отвечает полным равнодушием, одна Еремеевна хлопочет возле своей госпожи. Та приходит в себя и горестно причитает: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть!.. Нет у меня сына». — «Вот злонравия достойные плоды!» — указывая на нее, подводит итог всему Стародум.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе