Краткое содержание > Фонвизин > НЕДОРОСЛЬ НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
НЕДОРОСЛЬ НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам НЕДОРОСЛЬ НОВОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Действующие лица:
Простаков.
Гж. Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама (кормилица ) Митрофана.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.
Действие происходит в деревне Простаковых. Недорослями называли молодых дворян без документа об образовании, не поступивших на службу, или же дворян, не достигших совершеннолетия, как Митрофан. Действие первое: Простакова осматривает кафтан на сыне: он испорчен. Приказывает Еремеевне привести Тришку, который  
сшил его узким. Выговаривает ему: дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Тришка говорит, что он самоучка и предлагал отдать шить кафтан портному. Простакова уверена: не надо быть портным, чтобы сшить кафтан, а первому портному тоже надо было учиться, у кого же он учился?
Входит Простаков, жена его ругает, жалуется: из-за твоего потворства Тришка загубил кафтан. Простаков робко говорит, что кафтан мешковат немного, думает, что жене так кажется, а его глаза при ней ничего не видят. Простакова говорит, что он не смыслит сам, что широко, что узко. Жена отвечает, что холопам потакать не будет, накажет. Приходит Скотинин, просит отложить наказание до завтра, дня его сговора, а потом и он поможет: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою».
По его мнению, кафтан сшит хорошо. Простакова отправляет Еремеевну дать завтрак Митрофану, скоро придут учителя. Еремеевна говорит, что он уже пять булочек скушал. Простакова упрекает ее, что ей жаль шестой, а Митрофан Терентьевич протосковал до самого утра, живот после ужина схватило. Дядя думает, что племянник плотно поужинал. Митрофан говорит, что почти не ужинал: солонины ломтика три, да подовых хлебов пять или шесть, ночью выпил кувшин кваса, а снилась всякая дрянь: то матушка, то батюшка, то матушка бьет батюшку. Говорит, что жаль стало матери: устала она, колотя батюшку. Простаков боится, что сон в руку. Простакова обнимает сына, называет своим утешением. Скотинин говорит, что он матушкин сынок, а не батюшкин. Простаков говорит, что любит его, как надлежит родителю. Простакова предлагает послать в город за доктором для Митрофана. Сын говорит, что сам выздоровеет, бежит на голубятню.
Скотинин спрашивает, где его невеста Софья, надо ей сказать, что ее выдают замуж. Простакова говорит, что если ей это сказать, то выйдет, что ей докладываются. Хотя по мужу она свойственница, но Простакова любит, чтобы и чужие ее слушали. С Софьей поступили как с сироткой: она после смерти отца осталась младенцем, потом с матушкой сделался удар, ее дядюшка Стародум уехал в Сибирь, пропал, его уже считают покойником. Простако- вы взяли ее к себе и надзирают за ее имением, как за своим. Простакова говорит: брат может подумать, что девушку взяли из корыстного интереса. Скотинин говорит, что Софьюшкино недвижимое имущество к себе придвинуть нельзя, а движимое, хотя и выдвинуто, он не челобитчик. Хлопотать не любит, боится, его соседи обижали, но он ни на кого не бил челом, а убыток сдирает со своих крестьян. Простаков говорит, что, по слухам, Скотинин мастерски оброк собирает. Простакова просит их поучить: все у крестьян отобрали, ничего уже содрать не могут. Скотинин говорит, что поможет, если его женят на Софьюшке, ему нравится не она, а ее деревни и то, до чего он большой охотник: свиньи. Простаков замечает, что Митрофанушка тоже, увидев свинку, дрожит от радости.
Входит веселая Софья с письмом: Стародум в Москву приехал. Простакова пугается, злится: девушка выдумала, чтоб ей дали волю, а письмо амурное, от офицера. Софья предлагает ей прочитать и убедиться, Простакова говорит, что иначе воспитана: письма может получать, а читать их всегда велит другому. Дает письмо мужу, он говорит, что мудрено для него. Брат ее тоже никогда не читал. Софье прочесть не разрешают, ждут учителя. Митрофана четыре года учат грамоте, платят трем учителям: грамоте учит дьячок Кутейкин, арифметике — отставной сержант Цыфиркин, по-французски и всем наукам обучает его немец Вральман. Довольны, что Вральман ребенка не неволит, еще успеет натерпеться, многие из Простаковых, на боку лежа, летят себе в чины, а чем хуже Митрофан?
Входит Правдин. Он родился в Москве, а деревни его здесь. Скотинин спрашивает, есть ли у него свинки. Простакова обрывает брата, говорит о Софье, которой дяди с того света пишут, просит прочесть письмо. Правдин с разрешения Софьи читает. Из письма все узнают, что Стародум прожил несколько лет в Сибири, а теперь в Москве трудом и честностью сделал состояние, нажил десять тысяч рублей дохода, Софью делает наследницей. Скотинин и Простаковы поражены. Простакова обнимает Софью, говорит, что лучшей невесты она сыну и не желает. Скотинин хочет ударить с сестрой по рукам, а она говорит, что надо у Софьи спросить. Правдин говорит, что не дочитал. Скотинин отвечает, что лучше десяти тысяч не дочитаешься. Простакова уводит Софью в спальню для разговора. Скотинин говорит, что сговор сегодня вряд ли будет.














Слуга прибегает к Простакову, говорит, что в их деревне остановились солдаты. Простаков пугается, что они разорят его до конца. Правдин говорит, что их офицер не допустит никакой наглости, согласен пойти с ним к офицеру Милону. Скотинин уходит прогуляться на скотный двор.
Второе действие начинается с диалога Правдина и Милона. Правдин говорит, что определен членом правления в здешнем наместничестве, ему велено объехать здешний округ, выявить невежд, злоупотребляющих властью. За три дня он уже нашел помещика — дурака бессчетного —	и его жену — презлую фурию, адский нрав ее делает несчастным весь дом. Милон уходит через несколько часов, вести солдат в Москву. Он влюблен и любим, в разлуке больше полугода, ее родня увезла к себе, может, это корыстолюбцы, которые держат ее в тиранстве. Правдин гово- рит, что подобное есть и в этом доме, он уведомил начальника и не сомневается, что примут меры. Милон говорит, что это счастье — облегчать судьбу несчастных. Вдруг видит Софью. Она рада ему, рассказывает о родственниках, которые переменили отношение к ней, лишь только услышали о наследстве, и хотят выдать замуж за своего сына. Милон воображает достоинства соперника. Софья, усмехаясь, говорит, что его соперник в шестнадцать лет достиг полного совершенства и дальше не пойдет. Правдин говорит, что пойдет: он доучивает Часослов, а потом примется и за псалтырь. Милон понимает, что Софья шутит. Мимо идет Скотинин, никого не видя. Софья говорит, что все зависит от дяди, который в конце письма обещал приехать, но письмо не дал дочитать Скотинин. Скотинин откликается на свою фамилию, Правдин говорит, что его не звали. Скотинин думает о том, что сестра вывезла его из деревни в свою, а потом привезет обратно ни с чем. Правдин говорит, что сестра играет им как мячиком. Скотинин сердится: сестра привезла его жениться, а теперь предлагает вместо жены свинью, говорит Софье, что ее у него никто не перебьет. Софья удивлена, а Скотинин думает, сколько свиней можно купить на ее наследство. Правдин говорит, что Софью прочат Митрофану, Скотинин возмущен.
Еремеевна уговаривает Митрофана немного поучиться, он грубит ей. Скотинин подзывает его. Смотрят, выпучив глаза, друг на друга. Скотинин спрашивает, хочет ли он жениться. Митрофан говорит, что хочет давно, оба дерутся. Еремеевна заслоняет Митрофана, подняв кулаки.
Входят Простаковы. Простакова жалуется, что самой приходится с домом управляться: то бранится, то дерется, тем и дом держится. Правдин говорит, что скоро он будет держаться иным образом.
Простакова ждет приезда Стародума, Правдин говорит о нем с уважением. Приходят учителя, Милон с Правди- ным уходят. Простакова говорит об учебе с сыном, он отвечает, что утопится, Еремеевна говорит, что дядя довел его вопросами о женитьбе. Учителей провожают, мать разговаривает с сыном, обещает сказать тайну. Еремеевна жалуется учителям, что получает пять рублей в год и пять пощечин.
Третье действие. Правдин встречает Стародума, который говорит, что многие смеются, но он говорит без чинов, обращается ко всем на ты. Он следует словам отца: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Пришел освободить свою племянницу от зверей, невежд без души. Рассказывает, что на службе снискал дружбу молодого графа, но, когда началась война, граф не согласился идти в армию со Стародумом, чтобы быть достойным дворянского звания.
Стародум тогда понял, что есть разница между людьми, одаренными званиями, и людьми почтенными. Он воевал, был ранен, а граф получал чины. Потом Стародума взяли ко двору в Петербурге, там он не был полезен и не хотел быть тем, кому полезен двор. Он ушел, сохранив душу и честь. Уехал добывать деньги в Сибирь.
Выходит Софья. Дядя обнимает ее, не хочет, чтобы она жила тут против воли. Правдин говорит, что деньги — это почтение, Стародум видит только одно почтение — душевное. Шумят. Милон разнимает Простакову со Скотининым. Стародум боялся рассердиться, но теперь ему смешно. Софья показывает Милону взглядом, что это ее дядя. Простакова ворчит, что приехал неведомо кто и смешно ему. Стародум говорит, кто он. Простакова робеет, называет его гостем бесценным, просит прощения. Зовет служанок, мужа, сына. Стародум говорит, что нечего суетиться: он им никто.
Простакова обнимает его, выходят Простаков и Митрофан, отец готов его обнять, а сын подойти к руке. Еремеевна смотрит на Стародума с рабским подобострастием. Стародум вырывается из рук Простаковой, его тотчас обнимает Скотинин. Представляются ему: сестрин брат, женин муж, маменькин сынок. Милон говорит, что теперь он не представится, Правдин обещает представить его после. Стародум говорит, что едет завтра в Москву с Софьей. Простаковы говорят, что пропадут без нее. Стародум нашел ей жениха.
Все поражены, особенно Софья, Стародум говорит, что она пойдет за того, за кого захочет. Все рады. Простакова рассказывает о своей семье, об усердной учебе сына, просит Стародума проверить знания сына. Стародум отвечает, что устал, его провожают отдыхать. Правдин с Милоном уходят.
Кутейкин и Цыфиркин рассуждают об ученике Митрофане, который ничего не смыслит. Простакова советует Митрофану хоть для вида поучиться, а там и женится. Он обещает, но только для женитьбы: не хочет учиться, хочет жениться. Простакова вяжет кошелек, чтобы Митрофану было куда Софьины деньги класть. Митрофан не может решить задачи, разделить деньги, мать говорит ему, что деньги делить ни с кем не надо. Читает Часослов, повторяя за учителем. Приходит Вральман, говорит, что уморить хотят ребенка наукой. Говорит, что для того, чтобы казаться разумным, не надо общаться с умными. Простакова согласна.
Четвертое действие. Софья ждет дядю, читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Говорит, что будет следовать советам дяди, Стародум отвечает ей: если человек хочет быть добродетельным, то его остережет совесть. Софья согласна. Он говорит о мужьях и женах: много домов, где между супругами нет уважения, муж не друг, а тиран, а жена не добродетельна, а порочна, дом заброшен, дети лишены материнской ласки. К мужу надо чувствовать дружбу, похожую на любовь, а не любовь, похожую на дружбу.
Камердинер приносит письмо Стародуму от графа Честана. Дядя просит Софью принести очки. Граф, дядя Милона, сделал ему предложение выдать за Милона Софью. Входят Правдин и Милон. Правдин представляет Милона как своего истинного друга. Милон говорит о своей службе, открывается, что любит Софью. Его речи нравятся Стародуму. Он говорит, что сам предлагал ей его. Софья согласна. Стародум благословляет их. Приходит Скотинин, просит руки Софьи. Стародум говорит, что не отдаст Софью за того, кого не знает. Скотинин говорит, что он древнего рода, что ему все равно, если скажут, что Скотинин женился на дворянке.
Стародум говорит, что Софье не все равно, что дворянка выйдет замуж за Скотинина. Пока они разговаривают, входят Простаковы, хвалят Митрофанушку, просят экзаменовать его. Стародуму любопытно, чему его научил Вральман, ему знакомо его имя. Правдин спрашивает его по грамматике, Митрофан говорит, что дверь — прилагательное, потому что приложена к своему месту, а у чулана дверь не навешена, это существительное. Стародум спрашивает: слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан согласен. Правдин хвалит его за знания. Услышав про географию, Простакова спрашивает, что это за наука. Стародум говорит: если куда едешь, то будешь знать, куда. Она отвечает, что это наука извозчиков, без наук люди живут, сохраняя достаток. Приводит в пример отца, который умер с голоду на сундуке с деньгами. Скотинин говорит о своем дяде, неученый лоб которого от удара о каменные ворота не развалился. Простакова и Скотинин спрашивают, отдаст ли он Софью, он говорит, что она сговорена. Простакова говорит, что настоит на своем. Приказывает, чтобы в шесть была карета, велит быть готовым сыну и смотреть за Софьей.
Правдину поручено взять под опеку дом и деревни при первом же проявлении бешенства Простаковой, от которого могут пострадать подвластные ей люди. Он говорит со Стародумом о том, что воспитание должно быть залогом благосостояния государства.
Вбегает Софья, просит защитить ее. Милон обороняет ее от Еремеевны со шпагой в руке: Софью силой тащили к карете. Еремеевна признается, что хотели ее везти венчаться. Простакова возмущается, что нарушили ее приказ, Правдин говорит Стародуму и Милону, что они имеют право требовать от правительства наказания Простаковой. Говорит, что осудит ее как нарушительницу гражданского спокойствия. Простакова на коленях, винится. Софье жалко Простаковых. Милон говорит, что преступление и раскаяние Простаковой достойны презрения.
Стародум ее прощает. Простакова тут же в гневе ищет того, кто упустил Софью. Правдин говорит, что она вольно трактует законы, объявляет: за бесчеловечие Простаковой он принимает в опеку дом и деревни.
Скотинин уезжает ни с чем. Правдин велит ему оповестить всех, чтобы они людей не трогали. Простакова просит дать отсрочку, доплатить учителям. Правдин зовет их. Стародум узнает Вральмана, который три года был у него кучером. Кутейкин требует расчета, Цыфиркин говорит, что ничего не возьмет, так как ученик ничего не перенял. Стародум, Правдин и Милон дают ему денег за добрую душу. Кутейкину велят прийти за расчетом к госпоже, он убегает, говоря, что ничего ему не надо. Вральман просит взять его обратно в кучеры, говорит, что с этими господами он чувствовал себя как среди лошадок. Карета Стародума готова.
Вральман садится на козлы. Правдин желает Стародуму, Милону и Софье счастья. Простакова бросается к сыну, он просит ее отвязаться. Мать называет его неблагодарным и падает в обморок. Софья и Еремеевна помогают ей подняться.
Правдин высказывает Митрофану за грубость: безумная любовь к сыну и довела ее до несчастья. Правдин хочет отправить Митрофана служить. Стародум говорит, указывая на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!»
* * *
Особенность комедии в том, что в ней много говорящих фамилий, тонкого юмора, сочетается трагическое и комическое начала. Хамство, невежество, необразованность, жадность, стремление обогатиться за чужой счет, жестокое отношение к людям — вот пороки, разоблаченные героями, для которых патриотизм и служение государству — не пустые слова. В комедии указан корень всех бед России — крепостное право. По мнению автора, только реформы Просвещения могут их преодолеть.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе