Краткое содержание > Чехов > ВИШНЕВЫЙ САД ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
ВИШНЕВЫЙ САД ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ - краткое содержание


ВИШНЕВЫЙ САД
ВИШНЕВЫЙ САД - НОВЫЙ ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ
УЖ ТЫ САД, ТЫ МОЙ САД...
Краткое изложение и пересказ произведения по главам ВИШНЕВЫЙ САД ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ



Увлечение театром у Чехова возникло еще в гимназические годы. Театр занимает особое место в его жизни. Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1904г., была поставлена на сцене МХАТа, это одна из самых популярных пьес Чехова. Она продолжает трагедийный конфликт, идущий еще от ранних рассказов писателя: сады рубят, а новое не растет. Станиславский поставил пьесу в драматическом ключе, но Чехов назвал ее комедией, что не исключает серьезного и печального. * * Действующие лица: Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга. Имение Раневской, май, цветущие вишни, детская комната, которую до сих пор так называют. Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой, говорят, что пришел опоздавший поезд. Лопахин нарочно приехал раньше, чтобы встретить Раневскую с семейством на станции, стал читать книгу, заснул и проспал. Думает, какая стала Любовь Андреевна, она ведь пять лет прожила за границей. Была легким, простым человеком; когда пятнадцатилетнему Лопахину отец дал по носу кулаком, она его утешила. У Дуняши дрожат руки, Лопахин замечает, что она во всем подражает барышне. Входит конторщик Епиходов в скрипящих сапогах, роняет свой букет, поднимает, велит Дуняше поставить его в столовой. Лопахин просит квасу. Епиходов говорит о климате, о сапогах, о том, что каждый день с ним что-нибудь неприятное случается, но он улыбается, не ропщет. Лопахин отмахивается, Епиходов натыкается на стул, роняет, уходит. Дуняша говорит Лопахину, что Епиходов сделал ей предложение. Говорит о нем, что человек смирный, но иногда начнет говорить — не поймешь его, любит ее безумно, ей нравится, зовут его «двадцать два несчастья». К дому подъезжают два экипажа, выходят Фирс в старинной ливрее, ездивший встречать Раневскую, сама Любовь Андреевна, Аня, Шарлотта Ивановна с собачкой на цепочке, Варя, Гаев, Симеонов-Пищик. Лопахин и Дуняша их встречают. Аня предлагает пройти через детскую, Раневская радостно со слезами говорит, что это детская, плачет по ней, говорит, что опять как маленькая. Варя говорит, что ей холодно, что комнаты матери, белая и фиолетовая, остались такими же. Раневская говорит, что Варя такая же, на монашку похожа, что Дуняшу узнала. Шарлотта говорит Пищику, что ее собака кушает орехи. Все, кроме Ани и Дуняши, уходят. Дуняша говорит ей о предложении Епиходова, о том, что Трофимов приехал, живет в бане, боится стеснить. Аня радуется. Варя просит подать кофе матери, обнимается с Аней. Аня ездила за матерью с Шарлоттой, рассказывает, как доехала, что мама все продала, Аниных денег хватило только на дорогу обратно, ничего не осталось, но мать не понимает этого и требует самого дорогого, на чай лакеям по рублю дает, Шарлотта тоже. Лакей матери, Яша, тоже требует себе порцию. Варя говорит, что он и не заплатили проценты, и в августе имение будет продано. Лопахин заглядывает в дверь и говорит: «Мее-е», уходит. Аня спрашивает Варю, сделал ли он ей предложение, почему они никак не объяснятся, чего ждут? Варя отвечает, что ничего не выйдет, ему не до нее, а все говорят об их свадьбе, меняет тему разговора. Аня рассказывает, что она летала в Париже на воздушном шаре. Варя говорит, что мечтает выдать Аню за богатого человека, и пошла бы по святым местам. Яша разговаривает с Дуней, которая помнит, каким он уезжал, она тогда была маленькой девочкой. Он обнимает ее, называет огурчиком, она вскрикивает и роняет блюдце, разбивает. Варя, не зная, в чем дело, говорит, что посуда к добру бьется. Аня говорит, что надо маму предупредить, что Петя здесь. Трофимов был учителем утонувшего сына Раневской, Гриши, и сестры боятся, что матери будет больно от присутствия Пети. Гриша умер шесть лет назад, через месяц после отца. Мать этого не перенесла, «ушла без оглядки», как говорят сестры. Фирс готовит стол для барыни, радуется, что дождался ее, плачет от радости. Приходят Любовь Андреевна, Гаев, Пищик. Разговаривают о бильярде. Аня уходит спать, мать целует ей руки, говорит, что никак в себя не придет, не верит, что дома. Варя говорит, что пора гостям расходиться, мать говорит, что попьют кофе и потом все уйдут. Раневская то смеется, то плачет, благодарит Фирса, который ее не слышит, понимая все по-своему. Лопахин и Пищик делают хозяйке комплименты, Лопахин говорит, что любит ее как родную. Раневская целует шкаф, ласково обращается к нему и столику. Брат говорит, что без нее умерла няня, Раневская садится за кофе и говорит: «Да, царство небесное. Мне писали». Лопахин говорит, что сад продается с торгов, но есть выход, он предлагает разбить сад на дачные участки и отдавать в аренду под дачи, это принесет в год минимум двадцать пять тысяч дохода. Только надо вырубить старый сад и снести дом. Гаев считает это чепухой, Раневская говорит, что их сад — самое замечательное во всей губернии. Лопахин говорит, что замечателен он тем, что большой, но никто не покупает вишню. Гаев говорит, что даже в «Энциклопедическом словаре» упоминается их сад. Фирс рассказывает, что раньше вишню мочили, сушили, мариновали, варенье варили, отправляли в Москву и Харьков, деньги были, но рецепт сушеной вишни теперь никто не помнит. Лопахин говорит, что в деревне появились дачники, которых с годами будет больше, и если они будут заниматься хозяйством, вишневый сад станет роскошным. Варя приносит матери две телеграммы, Раневская говорит, что они из Парижа, а с ним покончено, и рвет, не прочитав. Гаев говорит о шкафе, которому уже сто лет, обращаясь к нему: «дорогой, многоуважаемый шкап», приписывая ему роль призывающего к идеалам добра. Приходит Шарлотта Ивановна, ее просят показать фокус, она отказывается: хочет спать. Лопахин прощается, говорит, что если переменят решение насчет сада, тогда он достанет пятьдесят тысяч взаймы. Гаев называет его хамом, потом просит прощения, называя его женихом Вари. Варя просит не говорить лишнего. Раневская говорит, что будет рада такому зятю. Пищик перед уходом просит двести сорок рублей взаймы, оплатить проценты по закладной. Ему говорят, что ничего нет. Пищик смеется: найдутся, не теряет надежды, сначала железная дорога по его земле прошла, и ему заплатили. А теперь, может, вдруг дочь выиграет двести тысяч. Все идут спать, смотрят на сад. Сад для Раневской белый, молодой, она видит покойную мать, идущую по саду, — это белое деревце склонилось у беседки. Входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, пришел поклониться, не дотерпев до утра, напоминает ей, что он бывший учитель Гриши. Раневская обнимает его и плачет о Грише. Потом спрашивает, отчего Петя так постарел. Он говорит, что его в вагоне баба назвала облезлым барином, и он, наверное, будет вечным студентом. Раневская отправляет всех спать, Пищик все просит у нее деньги, она просит Гаева дать. Гаев говорит, что сестра еще не отвыкла сорить деньгами. Варя говорит, что матери дай волю — все раздаст. К Яше пришла мать, он не хочет выходить к ней. Гаев видит только три выхода: выдать Аню за богатого, получить от кого-нибудь наследство или попытать счастья у тетушки-графини, которая их не любит. Варя уповает на Бога. Гаев говорит, что тетка не любит их за то, что Раневская вышла замуж не за дворянина и вела себя недобродетельно. Аня показывается в дверях, Гаев замолкает. Ане не спится, она спрашивает, зачем дядя говорит плохо о матери, надо молчать, и самому будет спокойнее. Гаев говорит о деле: можно будет устроить заем под векселя, чтобы заплатить проценты в банк. Во вторник обещает поговорить насчет этого, Раневская поговорит с Лопахиным, а Аня поедет к бабушке-графине в Ярославль; действуя с трех сторон, не допустят до аукциона. Аня успокаивается. Входит Фирс, отправляет всех спать. Расходятся. По пути Варя рассказывает Ане, как Евстигней кормил гостей у старых слуг горохом, а в скупости обвиняли ее. Аня уже спит на ходу, Трофимов видит ее и умиленно шепчет о ней ласковые слова. Второе действие. Вечер, поле, заброшенная часовенка, видна дорога в усадьбу Гаева, вишневый сад. Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье, Епиходов играет на гитаре, все задумались. Шарлотта говорит, что не знает, сколько ей лет, у нее нет настоящего паспорта, кто были ее родители — не знает, у нее никого нет. Епиходов называет гитару мандолиной, Дуняша его поправляет, но он говорит, что для влюбленного безумца и гитара — мандолина. Яша курит сигару, говоря о том, какое счастье — побывать за границей. Епиходов говорит, что он развитой человек, но не может понять, какое выбрать направление — жить или застрелиться, носит с собой револьвер. Шарлотта уходит, ворча, что с этими умниками не поговоришь. Епиходов говорит, что судьба его не жалеет, подсовывает то пауков, то тараканов. Потом просит на пару слов Дуняшу. Она отсылает его за тальмочкой, Яша говорит, что Епиходов — глупый человек, Дуняша опасается, что он застрелится. Рассказывает о себе: она с детства у господ, руки белые, сама деликатная, всего боится, и если Яша обманет ее, то неизвестно, что будет с ее нервами. Яша заигрывает с ней. Дуняша говорит, что страстно его полюбила, он образованный. Яша зевает. Идут господа. Дуняша обнимает его. Он отправляет ее другой дорожкой, велит сказать, что купалась, чтобы не подумали, что она с ним на свидание ходила. Дуня уходит, говоря, что от сигары болит голова, Яша продолжает сидеть у часовни. Приходят Любовь Андреевна, Гаев и Лопахин. Лопахин ждет решения: согласны ли они отдать земли под дачи? Гаев говорит об удобстве железных дорог, Раневская возмущается запахом сигары, Лопахин умоляет об ответе. Гаев зевает, Раневская глядит в портмоне и говорит, как мало осталось денег, что Варя кормит всех из экономии молочным супом, на кухне старикам дает один горох, а она тратит как-то бессмысленно. Роняет портмоне, деньги сыплются, ей досадно. Яша подбирает монеты, Раневская говорит, что ресторан, где она завтракала, дрянной: скатерти пахнут мылом, зачем так много пить и есть, говорить? Упрекает брата, что он опять говорит много и некстати, половым рассказывает о декадентах. Яша говорит, что не может без смеха слышать голос Гаева, отдает Раневской кошелек, уходит. Лопахин сообщает, что имение собирается купить богач Дериганов. Гаев говорит, что ярославская тетушка обещала прислать денег, но когда и сколько — неизвестно. Лопахин спрашивает, пришлет ли она тысяч сто-двести, Раневская отвечает, что десять-пятнадцать, и на том спасибо. Лопахин удивляется их легкомысленности, странности, точно они не понимают, что имение продается. Раневская просит научить, что же им делать. Лопахин говорит, что учит их каждый день. Раневская отвечает, что дачи и дачники — это пошло, брат согласен с ней. Лопахин готов зарыдать или закричать, отвечает, что они его замучили, называет Гаева бабой, хочет уйти, Раневская останавливает его, говорит, что у нее ощущение, что над ними вот-вот должен обвалиться дом, уж очень много грешили. Гаев все про себя говорит о бильярде. Гаев смеется: говорят, я все состояние проел на леденцах. Любовь Андреевна вспоминает, что всегда сорила деньгами как сумасшедшая, вышла замуж за человека, который делал одни долги, пил, умер от шампанского, она полюбила другого, и в это время умер Гриша. Она приняла это как наказание за грехи и бежала за границу, любовник поехал за ней, она купила дачу возле Метоны, и он там заболел, измучил ее своей болезнью за три года. Потом дачу продали за долги, она уехала в Париж, он обобрал ее, бросил, сошелся с другой. Раневская хотела отравиться, не получилось, потянуло вдруг в Россию. Просит Бога не наказывать ее больше, достает из кармана телеграмму от любовника: он просит прощения, умоляет вернуться. Рвет телеграмму, прислушивается к музыке — играет знаменитый еврейский оркестр. Раневская сразу же мечтает его зазвать к себе, устроить вечер. Лопахин говорит, что он вчера смотрел пьесу. Раневская говорит, что им бы не пьесу, а на самих себя посмотреть, как они серо живут и много говорят ненужного. Лопахин рассказывает, что жизнь у них дурацкая, папаша его был идиот, мужик, и он такой же болван и идиот, ничему не обучен. Раневская говорит, что ему пора жениться, и лучше на Варе, она из простых и его любит. Лопахин не прочь. Гаев говорит, что ему предлагают место в банке за шесть тысяч в год. Раневская говорит: «Где тебе! Сиди уж...» Фирс, который до сих пор заботится о Гаеве, как о мальчике, приносит ему пальто. Раневская замечает, как постарел Фирс, он отвечает, что, когда вышла воля, он уже был старшим камердинером, не согласился на волю, остался при господах. Гаев говорит, что завтра ему надо в город, обещали познакомить с одним генералом, который может дать под вексель. Лопахин говорит, что ничего у них не выйдет. Раневская говорит, что брат бредит, никаких генералов нет. Входят Трофимов, Варя и Аня. Раневская обнимает дочерей. Лопахин подшучивает над вечным студентом Трофимовым. Петр злится. Лопахин спрашивает, как он его понимает. Петя отвечает, что Лопахин скоро будет миллионером, и как в обмене веществ нужен хищный зверь, съедающий все на пути, так и Лопахин нужен. Все смеются. Варя просит Петра лучше рассказать о планетах. Раневская протестует, предлагая продолжить вчерашний разговор о гордом человеке, они спорили вчера долго, но ни к чему не пришли. Трофимов говорит, что, может быть, они и правы, что в гордом человеке есть что-то мистическое, но есть ли смысл в гордости, если человек груб, неумен и несчастлив? Надо перестать восхищаться собой и только работать. Гаев говорит, что все равно умрешь. Трофимов возражает: может быть, у человека сто чувств, и со смертью погибают только пять известных нам, а остальные живы. Человечество идет вперед, надо работать, помогать ищущим истину, а не вести хорошие разговоры среди грязи пошлости, азиатчины. Он говорит, что не любит серьезных разговоров. Лопахин говорит, что надо только начать что-то делать, чтобы понять, как мало вокруг честных, порядочных людей. Епиходов проходит мимо, играет на гитаре. Гаев патетически декламирует речь о дивной и разрушительной природе, Варя и остальные просят его перестать. Все молчат, вдруг раздается печальный звук лопнувшей струны. Раневская спрашивает, что это, Лопахин говорит, что в шахтах бадья сорвалась, Гаев думает, что это цапля, Трофимов — что филин. Раневская вздрагивает, ей неприятно. Фирс говорит, что перед несчастьем — волей — было так же, сова кричала, и самовар гудел. Идет слегка пьяный прохожий, спрашивает, как пройти на станцию. Просит у Вари денег. Она пугается. Раневская, не найдя серебряной монеты, дает золотую. Варя возмущается, Раневская обещает ей все оставшееся дома отдать и просит у Лопахина опять взаймы. Говорит Варе, что они ее просватали, Варя сквозь слезы говорит, что этим не шутят, Лопахин паясничает: «Охмелия, иди в монастырь, помяни меня в своих молитвах». Все уходят с напуганной Варей, остаются Аня и Трофимов. Аня радуется, что они остались одни, Петя говорит, что Варя боится, что они полюбят друг друга, и не может понять, что они выше любви в стремлении быть свободными и счастливыми. Аня спрашивает, что он с ней сделал, почему она больше не любит сада, как прежде — нежно, Петр отвечает, что вся Россия наш сад, все ее предки были крепостники, и с каждой ветки глядят живые души. Владение ими переродило хозяев сада, мать и дядя Ани уже не замечают, что живут в долг, за чужой счет, мы отстали на двести лет, и надо искупить прошлое страданием, непрерывным трудом. Аня говорит ему, что это уже не их дом и она уйдет оттуда. Трофимов говорит ей, что надо быть свободной как ветер. Говорит, что ему нет и тридцати, но он столько вынес, однако душа его полна предчувствий, и он уже видит счастье. Варя ищет Аню, Аня и Трофимов уходят к реке. Третье действие — в доме Раневской. Играет тот самый еврейский оркестр, выходят парами Пищик и Шарлотта, Трофимов и Любовь Андреевна, Аня с почтовым чиновником, Варя с начальником станции. Варя тихо плачет. Пищик разговаривает с Трофимовым о знатности и бедности своего рода, который происходит от той лошади, которую Калигула посадил в сенате, как шутил его батюшка. Трофимов дразнит Варю мадам Лопахиной, она его — облезлым барином, думает, чем же платить музыкантам. Трофимов говорит Пищику, что если бы он тратил такую энергию, как на поиски денег для уплаты процентов, на что-нибудь другое, то мог бы перевернуть землю. Пищик отвечает, что он в таком положении, что хоть фальшивки делай: послезавтра платить триста десять рублей, а есть только сто тридцать. Входят Любовь Андреевна и Шарлотта Ивановна. Раневская ждет Гаева, Трофимов говорит, что, видно, торги не состоялись. Раневская говорит, что музыканты пришли некстати и бал некстати затеяли, Шарлотта показывает фокусы. Раневская говорит, что бабушка прислала пятнадцать тысяч, а этого даже не хватит проценты заплатить, сегодня решается ее судьба. Трофимов с Варей опять дразнят друг друга. Раневская говорит, что надо выходить за Лопахина, Варя ждет от него предложения, а он его не делает, молчит или шутит. Если бы было сто рублей — ушла бы в монастырь. Яша появляется и говорит, что Епиходов сломал бильярдный кий. Раневская просит Петра не дразнить Варю, он говорит, что она все лето мешала им с Аней, а они выше любви. Раневская говорит, что она, видимо, ниже. Беспокоится, что нет Гаева. Несчастье представляется ей невероятным, она в неизвестности — продано имение или нет. Просит, чтобы не сделать глупость, Петю говорить. Трофимов говорит, что нет разницы, продано оно или нет: с ним давно покончено, и надо глядеть правде в глаза. Раневская говорит, что не знает, где правда, он смел, но потому, что еще не страдал. Без сада Раневская не понимает своей жизни. Просит ее пожалеть, Петя говорит, что жалеет всей душой. Раневская сообщает, что охотно отдала бы за него Аню, но надо окончить курс, а Петр ничего не делает. У нее падает телеграмма, это опять из Парижа, любовник снова болен, и она любит его, камень на своей шее, без которого она не может жить. Трофимов говорит, что ведь он обобрал ее. Раневская не хочет его слушать, говорит, что надо в его годы быть мужчиной и понимать тех, кто любит, надо самому любить, а в нем нет чистоты, он просто чистюлька. Трофимов в ужасе, Раневская говорит, что он не «выше любви», а недотепа, в его годы не иметь любовницы... Трофимов хватается за голову, уходит в залу, возвращается и говорит, что между ними все кончено. Раневская говорит, что пошутила, кричит, чтобы он вернулся, Петр уходит по лестнице и грохотом падает вниз, Варя и Аня смеются. Раневская называет его чудаком. Начальник станции читает среди зала «Грешницу» А. Толстого, его обрывает вальс, все танцуют. Раневская с дочерьми возвращается в залу с Петей, просит прощения. Фирс и Яша входят, смотрят на танцы, разговаривают. Фирс говорит, что прежде у них танцевали бароны и адмиралы, а теперь начальник станции. Жалуется, что ослабел, Яша желает ему быстрее подохнуть. Фирс называет его недотепой. Аня слышала: вишневый сад уже продан, но неизвестно, кому. Гаев еще не приехал. Раневская спрашивает Фирса, куда он пойдет теперь, когда продадут имение. Он говорит, что куда прикажут. Яша просит забрать его в Париж. Пищик приглашает Раневскую на танец, просит сто восемьдесят рублей. Дуняша говорит Фирсу, что чиновник с почты сказал ей, что она — как цветок. Яша зевает, Фирс говорит, что закрутится она. Епиходов говорит ей, что она не желает его видеть, будто он насекомое. Дуняша спрашивает, что ему угодно. Епиходов говорит, что привык к своим несчастьям, но она дала ему слово. Дуняша замечает, что разговор будет позже, а теперь она мечтает. Выходит Варя, говорит Епиходову, чтобы он шел заниматься своим делом, Дуняше велит уйти. Епиходов обиженно препирается, Варя прогоняет его, замахивается палкой, тут же появляется Лопахин, который принимает это на свой счет. Варя извиняется. Лопахин входит, говорит, что Гаев приехал с ним. Раневская взволнованно спрашивает о торгах, входит Гаев с покупками, вытирает слезы. Услышав голоса в бильярдной, он уже там. Лопахин говорит, что вишневый сад продан и купил его он. Раневская угнетена, Варя снимает ключи с пояса и бросает на пол, уходит. Лопахин рассказывает, как шли торги, что он сверх долга надавал девяносто тысяч, имение осталось за ним. Хохочет, не веря, что малограмотный Ермолай купил имение, где его отец и дед были рабами, которых не пускали даже в кухню. Поднимает ключи, говорит, что Варя хочет показать, что не хозяйка здесь. Велит играть музыкантам, приглашает всех смотреть, как срубит деревья и настроит дач, а внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь. Раневская опускается на стул и горько плачет. Лопахин с укором ей говорит, почему его не послушали, теперь ничего не вернешь. Пищик уводит его. Лопахин выкрикивает, что идет новый владелец сада и может за все заплатить. В зале и гостиной никого, кроме плачущей Любови Андреевны. Входят Аня с Трофимовым. Аня говорит, что сада нет, но вся жизнь впереди; зовет мать с собой, обещает, что насадят новый сад и она увидит его. Четвертое действие происходит в опустевших комнатах, мебель сложена в один угол, Лопахин стоит и ждет. Епиходов увязывает вещи, пришли прощаться с бывшими хозяевами мужики. Яша говорит Лопахину, что народ добрый, но мало что понимает. Входят Раневская и Гаев, Гаев ругает сестру — она отдала свой кошелек мужикам, не смогла иначе. Уходят. Лопахин кричит им вслед, предлагая на прощанье выпить по стаканчику. Они не откликаются, Лопахин тоже без них не хочет пить, велит выпить хоть Яше. Яша говорит, что шампанское не настоящее, выпивает, радуется отъезду. Лопахин говорит, что через двадцать минут ехать на станцию. Трофимов говорит, что лошади поданы, спрашивает у Ани, где его калоши. Лопахин говорит, что ему надо в Харьков, проживет там всю зиму, без работы не может. Трофимов тоже отказывается выпить. Он собирается проводить всех, а потом — в Москву. Лопахин подшучивает над вечным студентом, Петр дает ему совет не размахивать руками и строить дачи, рассчитывать, что дачники будут потом отдельными хозяевами — это тоже размахивать руками. Говорит, что любит его за нежную душу. Лопахин обнимает его, благодарит, предлагает денег на дорогу, Петр отказывается, говорит, что получил перевод. Варя выбрасывает ему галоши. Трофимов спрашивает, почему она сердится, говорит, что это не его калоши. Лопахин рассказывает, что весной посеял мак и заработал сорок тысяч, и предлагает взаймы, потому что может. Трофимов отказывается, он — свободный человек, говорит, что деньги не значат для него ничего, человечество идет к высшей власти, и он в первых рядах. Лопахин спрашивает, дойдет ли он. Петр говорит, что дойдет или укажет путь другим. Слышно, как вдали рубят деревья. Лопахин прощается с Петром, говорит, что когда подолгу работает, то, кажется, знает, для чего существует. Говорит, что Гаев устроился в банке работать, только он ленив. Аня входит и просит от имени матери не рубить сад, пока они не уедут. Трофимов спрашивает: неужели не хватает такта? Фирса отвезли в больницу, Дуняша плачет и бросается на шею Яше, он пьет шампанское, мечтает о Париже, говорит, чтобы девушка вела себя прилично, тогда она и не будет плакать. Входят Раневская, Гаев, Аня, Шарлотта. Раневская прощается с домом, Аня говорит о новой жизни, Гаев радуется, что он теперь финансист, замечает, что сестра выглядит лучше. Раневская говорит Ане, что едет в Париж жить на присланные бабушкой деньги, которых хватит ненадолго. Аня думает, что выдержит экзамен в гимназии, будет помогать матери, работать, Раневская обещает приехать. Шарлотта просит найти ей место. Лопахин обещает найти. Гаев говорит Варе, что они никому не нужны, все бросают их. Запыхавшись, входит Пищик, Гаев думает, что он за деньгами, и уходит. Но Пищик принес долг Лопахину — четыреста рублей. Англичане нашли в его земле белую глину. Возвращает также четыреста Раневской, обещая остальные потом. Сдал этот участок с глиной на двадцать четыре года. Всем раздает долги, уходит дальше. Раневская говорит, что здесь у нее остаются две печали — Фирс и Варя. Спрашивает Лопахина, почему они сторонятся друг друга. Лопахин сам не понимает, предлагает сейчас сделать предложение. Варя входит, разговаривают с Лопа- хиным о погоде. Его зовут, он быстро уходит. Варя плачет. Входит Раневская: надо ехать. Гаев начинает очередную торжественно-выспренную речь, Варя обрывает его. Раневская смотрит на стены и потолки с жадностью и нежной любовью. Находятся старые грязные калоши Пети. Варя выдергивает из угла зонтик, как будто замахнувшись на Лопахина, он делает испуганный вид, она говорит, что и не думала его пугать или бить. Уходят. Аня прощается с домом и старой жизнью, Трофимов приветствует новую жизнь. Раневская и Гаев, оставшись вдвоем, бросаются друг другу на шею и сдержанно, чтобы их не услышали, рыдают. Гаев в отчаянии, Раневская прощается с садом, олицетворением молодости, жизни, счастья. Аня с Трофимовым зовут ее, Раневская последний раз хочет поглядеть на окна, говорит те. Уходят. Запирают все двери, уезжают экипажи. В тишине стучит топор. Входит больной Фирс. Видит, что заперто, говорит, что его забыли, Гаев не надел шубу, ложится. Говорит о том, что жизнь прошла, силы не осталось, лежит неподвижно. Слышится звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Далеко в саду топором стучат по дереву. * * * Основные темы пьесы — всеобщее одиночество, неустроенность, нескладная жизнь. Глухота Фирса — символ общей психологической глухоты героев, каждый из которых переживает свою драму. Драматизм пьесы Чехова в том, что каждый герой виновен в этом всеобщем несчастье. Герои не делятся на положительных и отрицательных, автор показывает нам их со всех сторон. Зло — в самих основах жизни общества, и такая жизнь обесценивает людей, они страдают от своей несамостоятельности. Сад — это символ смысла жизни, преемственности поколений. Его существование — это уверенность в завтрашнем дне. Продажа сада символизирует смену поколений. Приходят новые деловые люди, но они не так понимают прекрасное, как уходящие аристократы, лишенные деловой хватки. Герои отказываются от выгодного предложения Лопахина, потому что этим не вернешь уходящую жизнь и былое благополучие. Драматизм — не в борьбе за сад, а в недовольстве жизнью.



Похожие краткие содержания


ВИШНЕВЫЙ САД
ВИШНЕВЫЙ САД - НОВЫЙ ВАРИАНТ ИЗЛОЖЕНИЯ
УЖ ТЫ САД, ТЫ МОЙ САД...

Еще из раздела Антон Павлович Чехов


ИОНЫЧ
ВИШНЕВЫЙ САД
О ЛЮБВИ

Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе