Краткое содержание > Чехов > ЗЛОУМЫШЛЕННИК
ЗЛОУМЫШЛЕННИК - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам ЗЛОУМЫШЛЕННИК

Перед судебным следователем стоит маленький мужичонка Денис Григорьев. «Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесаных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос».
Следователь начинает допрос. Он утверждает, что железнодорожный сторож Иван Семенович Акинфов застал мужичка за отвинчиванием гайки, которая скрепляет рельсы. Гайка лежит на столе следователя как вещественное доказательство. Мужик не спорит со следователем, признается, что откручивал гайку для того, чтобы использовать ее в качестве грузила. Следователь не верит, что гайка понадобилась именно с этой целью. Денис рассказывает о том, какая рыба водится в их реке. Следователь говорит, что для грузила тот мог бы найти другой предмет. Но мужик стоит на своем: «Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть». Следователь злится: «Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!» Денис божится, что таких мыслей у него не было, он не верит, что какие-то гайки могут привести к крушению поезда и гибели людей. Следователь пытается объяснить, что именно с помощью гаек рельсы прикрепляются к шпалам. Денис говорит, что они откручивают не все гайки и что «уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем, и хранил Господь, а тут крушение... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!» Следователь снова начинает объяснять важность гаек. Говорит, что теперь понимает, почему сошел с рельсов поезд в прошлом году. Следователь спрашивает, в каком месте и когда отвинтил гайку Денис и сколько еще гаек он отвинчивал. Тот объясняет, что одну гайку ему дали, другую он отвинтил вместе с Митрофаном, рассказывает, кто такой Митрофан. Следователь пытается объяснить, что за это Дениса могут сослать на каторжные работы. Мужик говорит, что он неграмотный, не разбирается в этих вопросах, начинает снова рассказывать о рыбе. Затем спрашивает, можно ли ему идти. Следователь говорит, что должен взять его под стражу и отослать в тюрьму. Денис говорит, что ему некогда, — он торопится на ярмарку. Следователь непреклонен. Денис решает, что все дело в недоимке, говорит, что староста «набрехал в учете». Следователь приказывает отвести мужика в тюрьму. Тот так и не понимает, за что его арестовывают.

Грустный смех А. П. Чехова














Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX в. Его произведения затрагивают вопросы нравственной деградации человека, подвергают осмеянию людские пороки.
Небольшие по объему юмористические рассказы писателя точно и четко передают комическую ситуацию, характер персонажей. Но за анекдотичностью поведения чеховских героев и ситуаций разворачивается ежедневная жизнь во всем трагизме своей мелочности, пустоты и бездушия. Общий тон чеховских рассказов мрачный и безнадежный. Мы видим безграничную тупость мужика («Злоумышленник»), раболепие, отсутствие моральных принципов полицейского надзирателя Очумелова («Хамелеон»), нерешительность, прожигание жизни впустую, неумение бороться за свое счастье Алехина («О любви»). Рассказ «Гриша» представляет читателю взгляд ребенка на процесс замужества кухарки Пелагеи, который кажется мальчику насилием над волей человека.
Главной чертой художественной манеры Чехова является необыкновенная сжатость формы. Совсем небольшой рассказ способен заставить читателя думать, делать выводы. Чехов рисует свой персонаж контурами и схематично, выдвигая только то, что ему кажется в данном человеке характерным и преобладающим. С. А. Венгеров писал по этому поводу: «Оттого-то его изображения так отчетливы; он всегда бьет в одну точку, никогда не увлекаясь второстепенными подробностями. Отсюда сила и рельефность его живописи, при всей неопределенности тех типов, которые он по преимуществу подвергает своему психологическому анализу».



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе