Краткое содержание > Чехов > ТРИ СЕСТРЫ
ТРИ СЕСТРЫ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам ТРИ СЕСТРЫ

Пьеса создана в 1901 г. В постановке К. Станиславского она впервые была представлена во МХЛТе и произвела большое впечатление на зрителя. МХА Т стал чеховским театром, открыв
Чехова как драматурга. Чехов создал жанр «новой драмы», син-
• : *
тез всех мотивов его произведений, в котором отразилась его концепция жизни в атмосфере всеобщего неблагополучия.
•к * *
Действующие лица:
Прозоров Андрей Сергеевич.
Наталья Ивановна, его невеста, потом жена.
Ольга, Маша,
Ирина — его сестры.
Кулыгин Федор Ильич, учитель гимназии, муж Маши.
Вершинин Александр Игнатьевич, подполковник,
батарейный командир.
Тузенбах Николай Львович, барон, поручик.
Соленый Василий Васильевич, штабс-капитан.
Чебутыкин Иван Романович, военный доктор.
Федотик Алексей Петрович, подпоручик. 
Родэ Владимир Карлович, подпоручик.
Ферапонт, сторож из земской управы, старик.
Анфиса, нянька, старуха 80 лет.
Дом Прозоровых в губернском городе, солнечный полдень. В гостиной готовятся к завтраку. Ольга в синем платье, Маша в черном, Ирина в белом, разговаривают. Ольга говорит, что как раз в этот день год назад умер отец, казалось, это нельзя пережить, но вот уже вспоминается об этом легко. Ирина говорит, что незачем об этом вспоминать. Приходят Тузенбах, Чебутыкин и Соленый. Ольга продолжает вспоминать о том, как отец выехал с ними из Москвы одиннадцать лет назад, и это как будто было вчера, очень хочется на родину. Чебутыкин и Тузенбах обмениваются между собой скептическими фразами. Ольга продолжает: в двадцать восемь лет у нее уже мелькают мысли о старости, молодость уходит, а мечта о Москве крепнет. Ирина вторит ей: надо продать дом и уехать. Чебутыкин и Тузенбах смеются. Ирина говорит, что вряд ли брат будет тут жить, только Маша останется. Ольга говорит, что Маша будет приезжать к ним каждое лето, а она, если бы вышла замуж и сидела дома, чувствовала бы себя лучше.








Тузенбах и Соленый включаются в беседу. Тузенбах говорит, что сегодня придет с визитом Вершинин, ему лет сорок, есть жена и две дочки. Соленый рассказывает Чебутыкину о своей силе, Чебутыкин читает на ходу газету с полезными советами. Ирина спрашивает Чебутыкина, почему она сегодня так счастлива, он целует ей руки. Ирина говорит, что ей в двадцать лет наконец стало ясно, как надо жить: человек должен трудиться, в этом его цель жизни и счастье. Ольга говорит, что отец приучил вставать их в семь. Тузенбах говорит, что ему понятна тоска по труду, он не работал ни разу в жизни, в семье его оберегали от труда, а теперь со всех сдует лень, и скоро будет работать каждый человек. Чебутыкин говорит, что он не будет. Маша уходит домой, обещая быть вечером, вспоминает, что, когда был жив отец, к ним на именины приходило по тридцать-сорок офицеров, а сегодня полтора человека. Ольга со слезами говорит Маше, что она ее понимает. Ирина недовольна. Входят Анфиса и Ферапонт с тортом, присланным из земской управы. Маша говорит Ирине, что не любит Протопопова и не надо его приглашать. Ирина отвечает, что не приглашала. Чебутыкин приносит в подарок самовар, говорит, как девушки для него дороги. Приходит Вершинин, вспоминает о трех маленьких девочках, какими он видел трех сестер. Они вспоминают его, замечают, как он постарел. Вместе вспоминают московские улицы. Вершинин вспоминает мать девушек, она похоронена в Москве. Рассуждают о том, что их тоже забудут и их жизнь будет казаться странной, а то, что казалось серьезным, станет неважным. Тузенбах говорит, что могут их жизнь назвать и высокой, вспомнить с уважением: теперь нет пыток, но сколько страданий. Соленый иронизирует над Тузенбахом. Чебутыкин говорит, что люди низенькие и для их утешения надо говорить, что их жизнь — высокая вещь. Слышно, как Андрей, брат Прозоровых, играет на скрипке. Он мастер на все руки, сестры говорят, что он избрал карьеру ученого, влюблен в местную барышню, которая ужасно жалко одевается. Они надеются, что он на ней не женится. Сестры представляют его Вершинину, шутят над влюбленностью брата. Андрей говорит, что отец угнетал их воспитанием, они знают несколько языков, но чего это стоило... Маша считает, что в этом городе знать три языка — ненужная роскошь, они знают много лишнего. Вершинин заявляет, что нет такого города, в котором образованный человек был бы ненужным, что через сто-двести лет жизнь будет прекрасной, изумительной и человек должен готовиться к ней, в том числе и знать больше своих предков. Маша решает остаться завтракать. Тузенбах говорит Вершинину, что к такой жизни надо готовиться, работать. Вершинин говорит о том, что не повторил бы сначала свою жизнь, не женился бы. Приходит Кулыгин, поздравляет Ирину, дарит книжку. Она говорит, что он уже дарил ей такую на Пасху. Передаривают книгу Вершинину, который только догадывается, что попал на именины. Кулыгин говорит Маше, что сегодня у них прогулка педагогов и их семейств. Маша не хочет ей самым умным человеком, теперь же он для нее самый добрый, но не самый умный. За столом говорят о Соленом, что он странный человек, говорит одни глупости. Тузенба- ху он кажется застенчивым, но грубым в обществе. Тузенбах говорит о своей любви Ирине, она просит его замолчать, говорит о том, что у них, сестер, жизнь еще не была прекрасной, им невесело оттого, что они не знают труда. Приходит невеста Андрея, Наташа, в розовом платье с зеленым поясом, здоровается, поздравляет Ирину. Ольга замечает, что зеленый пояс — нехорошо, обе уходят. Ирине желают хорошего жениха, ведут застольные разговоры. Приходят Федотик и Родэ с большой корзиной цветов. Федотик фотографирует. Кулыгин шутит, что если за столом тринадцать человек, значит, тут есть влюбленные. Наташа смущается и выбегает из-за стола, за ней Андрей, она говорит, что её поднимают на смех, он утешает ее, предлагает быть его женой. Они целуются. Второе действие начинается в той же обстановке, но уже прошло много времени: Наташа с Андреем женаты, у них есть сын Бобик. Наташа чувствует себя хозяйкой дома, ругает прислугу за оставленную свечу в столовой, говорит Андрею, что у Бобика вчера был жар, а сегодня он холодный, улыбался ей. Она не хочет пускать ряженых, хотя Андрей нерешительно говорит, что это как сестры скажут, они ведь хозяйки. «И они тоже», — отвечает ему жена. Она хочет разместить сына в комнате Ирины, а та пока и с Ольгой может жить в одной комнате, все равно только ночует дома. Андрей молчит. К нему приходит Ферапонт, с книгой и бумагой от председателя. Андрей спрашивает, почему он так поздно пришел, оказывается, пришел он еще засветло, ему говорили, что барин занят. Андрей говорит, что завтра придет все равно на работу и займется, дома ему скучно. Рассуждает о том, как обманывает людей жизнь: он мечтал быть профессором Московского университета, а стал секретарем земской управы и подняться может только до члена управы. Говорит оглохшему Ферапонту, что если бы он его слышал, то он с ним бы не говорил. Жалуется, что жена его не понимает, сестер он боится, что засмеют. Хотел бы посидеть в трактире, где его никто не знает, но где не чувствуешь себя чужим. А тут, дома, всех знаешь, но чужой и одинокий. Он отсылает Ферапонта, уходит к себе; слышна песня няньки, она укачивает ребенка. Входят Маша и Вершинин. Маша говорит о силе привычки: когда умер отец, они не могли привыкнуть к отсутствию денщиков. По ее мнению, самые благородные люди — военные. Про мужа она не говорит, но среди штатских много нелюбезных, а она страдает, когда видит, что человек недостаточно тонок. Вершинин просит чаю, говорит: что штатский, что военный — в этом городе одинаково неинтересно, все замучились. Почему русский человек с его возвышенными мыслями не достигает высот в жизни? — задается вопросом Вершинин. Он говорит о своей непутевой жене и признается Маше, что кроме нее у него никого нет, он любит Машины глаза, движения, называет ее великолепной, чудной женщиной. Маша замечает, что идут Ирина и Тузенбах, просит говорить о другом. Тузенбах говорит Ирине, что каждый вечер будет приходить за ней на телеграф, где она работает. Ирина отвечает, что эта должность не по ней, это труд без поэзии, без мыслей. Рассказывает о даме, которая сегодня отправляла телеграмму брату в Саратов о смерти сына и не могла вспомнить адрес, а Ирина нагрубила ей. Говорит, что Андрей проиграл опять двести рублей, скорее бы все проиграл, может быть, уехали бы из города. Маша говорит: надо, чтобы Наташа не узнала. Ирина отвечает, что ей все равно. Чебутыкин за восемь месяцев не заплатил ни копейки за квартиру. Он сидит рядом и читает газету, что-то выписывает. Все принимаются мечтать о жизни через двести-триста лет. Тузенбах говорит: станут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки, но жизнь останется та же — трудная, полная тайн и счастливая. Вершинин считает, что все уже меняется и для новой жизни они уже работают, в этом счастье. Маша смеется, объясняя это тем, что смеется с самого утра. Вершинин говорит также, что они должны работать, а счастье — удел потомков. Тузенбах спорит с ним: я счастлив, а вы приказываете не мечтать о счастье; жизнь не меняется, а смысл в ней такой же, как в идущем снеге. Маша считает, что человек должен быть верующим или искать веры, иначе жизнь пуста. Вершинин жалеет о прошедшей молодости. Тузенбах говорит, что с ними трудно спорить. Объявляет новость: он подает в отставку. Маша повторяет, что она не любит штатских. Федотик и Родэ сидят на диване и играют на гитаре. Федотик приносит Ирине цветные карандаши, она говорит, что уже выросла, но радуется по-детски. Федотик раскладывает с ней пасьянс. Подают самовар, приходят Наташа, Соленый. Говорят о погоде. Ирина загадала, будут ли они в Москве, и раскладывает пасьянс. Наташа рассказывает Соленому про улыбку Бобика, он отвечает, что изжарил бы его и съел. Наташа называет его грубым и невоспитанным человеком. Маша говорит, что в Москве она бы равнодушно относилась к погоде. Вершинин утверждает, что они не будут замечать Москвы, когда будут жить в ней; счастья не бывает, мы только ждем его. Ему приносят письмо от дочери: жена опять пытается покончить само- убийством. Он тихо уходит. Маша сердится, одергивает Чебутыкина, что он говорит черт знает что. Наташа делает ей замечание на эти слова. Тузенбах разговаривает с Соленым. Говорит, что он вызывает такое чувство, что между ними что-то произошло. Соленый говорит, что он в обществе несет вздор, но честнее и благороднее многих. Они решают выпить вместе, Тузенбах признается, что в отставку выходит для того, чтобы работать. Андрей выходит с книгой, садится у свечи. Соленый и Чебутыкин спорят, что такое чехартма. Все ждут ряженых. Тузенбах предлагает Андрею отправиться в Москву, в университет. Соленый говорит, что в Москве два университета, старый и новый, с ним спорят. Маша танцует вальс одна, Наташа говорит о чем-то Чебутыкину и уходит. Чебутыкин и Тузенбах собираются, сконфуженный Андрей говорит, что ряженых не будет, потому что Наташа говорит, что Бобик нездоров. Маша говорит, что не Бобик болен, а сама Наташа, называет ее мещанкой. Андрей уходит, все прощаются, выходят. Входят Андрей и Чебутыкин. Чебутыкин говорит, что не успел жениться, потому что быстро прошла жизнь и потому что любил мать Андрея, что одиночество — страшная штука. Андрей говорит, что жениться не нужно. Они идут играть, Андрей торопится, чтобы жена не остановила. Приходят ряженые, Ирина приказывает сказать, что никого нет дома. Взволнованная, ходит по комнате. Соленый — непонятно, в шутку или всерьез — говорит ей, что не может без нее жить, любит, грозит убить всех соперников, затем уходит. Наташа думает, что Андрей читает за дверью, говорит Ирине, чтобы она шла спать пораньше. Предлагает ей переселиться в комнату Ольги. Ирина не понимает, о чем она говорит. К Наташе приезжает Протопопов, зовет кататься на тройке, она уходит. Ирина сидит, задумавшись. Входят Кулыгин, Ольга, Вершинин. Кулыгин ожидал попасть на вечер, спрашивает, куда все ушли, где Маша. Ирина просит не задавать ей вопросов. Ольга устала, она работает вместо заболевшей начальницы. Весь город говорит о проигрыше Андрея. Вершинин рад, что его жена не отравилась, хочет куда-нибудь уехать, чтобы не оставаться дома. Все расходятся, Наташа едет кататься, Ирина тоскует одна по Москве. Третье действие происходит в комнате, где живут вместе Ольга и Ирина. Ночь, пожар в Кирсановском переулке. Маша в черном лежит на диване. Ольга дает няне платья для погорельцев Вершининых, говорит, что надо оставить их переночевать. У Федотика тоже сгорел дом. Няня просит Ольгу не гнать ее из-за старости из дома, Ольга удивляется, обнимает, усаживает ее. Входит Наташа, приказывает няне не сидеть при ней, прогоняет ее, Ольге говорит, что не понимает, зачем она держит Анфису, она крестьянка и должна жить в деревне. Наташа считает, что в доме должен быть порядок и не должно быть лишних. Ольга оторопело ее слушает, пытается объяснить, что такого не выносит, грубость волнует ее, а Анфиса живет у них тридцать лет. Наташа говорит, что у нее есть няня, кормилица, горничная, кухарка, для чего же еще и старуха, в доме и так полно народу. Детей у нее уже двое — Бобик и Софочка. Она просит прощения у Ольги, Ольга говорит, что постарела в эту ночь на десять лет. Наташа говорит, что им с Ольгой надо договориться: у Ольги — учение, у нее — хозяйство. Стучит ногами, крича: «Чтобы завтра же не было здесь этой старой воровки, старой хрычовки... Не сметь меня раздражать!» Потом, спохватившись, говорит, что, если Ольга не переселится вниз, они всегда будут ссориться, а это ужасно. Входит Кулыгин, ищет Машу. Говорит Ольге, что, если бы не Маша, он женился бы на ней. Ольга удивлена. Чебутыкин ушел в запой после того, как два года не пил. Ворчит, что все считают его доктором, а он все забыл, лечил женщину, она умерла, он виноват и запил... Думает вслух, что он не существует, а только ест, думает, спит. Ирина, Вершинин, Тузенбах говорят о пожаре, о том, что бригаду переводят и город опустеет, Ирина говорит, что и они уедут. Чебутыкин роняет часы, разбив их вдребезги, говорит всем, что у Наташи романчик с Протопоповым, а никто не видит. Вершинин рассказывает, как прибежал домой и увел своих дочек, а их мать уже была у Прозоровых. Входит Маша. Вершинин говорит о том, какая будет жизнь, ему хочется философствовать, он поет «Любви все возрасты покорны», Маша подпевает мелодию. Тузенбах говорит, что он собрался работать на кирпичном заводе, зовет с собой Ирину. Маша вежливо прогоняет Тузенбаха и мужа, Кулыгин говорит ей, как любит ее, как доволен ею. Маша отвечает, что ей все надоело. Андрей заложил их дом без согласия сестер, деньги взяла Наташа, возмущается несправедливостью. Кулыгин целует ее и уходит. Ирина говорит, как измельчал Андрей: когда начался пожар, он остался дома, играл на скрипке. С Ириной истерика, она в отчаянии, плачет, говорит, что забыла итальянский, жизнь уходит, никогда они не уедут в Москву... Ольга утешает ее, советует выходить за барона, он порядочный, замуж выходят не по любви, а чтобы исполнить свой долг. Она сама бы пошла за того, кто посватается. Ирина мечтала встретить любовь в Москве. Входит Маша, говорит, что Наташа ходит со свечой так, будто это она подожгла. Сообщает сестрам, что любит Вершинина. Ольга отказывается слушать, Маша не знает, что делать. Входит Андрей, хочет выяснить у сестер, что они имеют против него. Все идут спать. Андрей говорит, что любит свою жену, а все остальное — капризы сестер, он гордится членством в земской управе. Он признается в том, что проиграл тридцать пять тысяч, потом плачет и просит не верить ему. Кулыгин ищет Машу и не находит. Ирина умоляет Ольгу уехать в Москву. Четвертое действие начинается с прощания с Федоти- ком и Родэ. Они с бригадой уезжают в Польшу, потом Чебутыкин. Кулыгин вспоминает, как ученик слово «чепуха» прочитал по латыни как «реникса». Рассказывает, что Соленый и барон вчера около театра повздорили из-за Ирины. Ирина завтра венчается с бароном, ждет новой жизни. Ирине трудно без Ольги, которая сейчас начальствует в гимназии. Андрей в глубине сада возит колясочку. Приходит Маша, говорит, что когда берешь счастье урывочками, а потом его теряешь, то становишься злой, как она. Глядя на Андрея, говорит, что все надежды на него пропали. Андрей спрашивает, что вчера произошло около театра. Оказывается, Соленый был вынужден вызвать Тузенбаха на дуэль, у Соленого это третья дуэль. Маша опасается за барона. Уходит, просит сказать ей, когда придет Вершинин. Андрей говорит, что дом опустеет, офицеры уедут, Ирина выйдет замуж. А жена честная, добрая, но она не человек, иногда она кажется очень пошлой, и он не понимает, почему ее любил. Чебутыкин советует ему уходить. Ирина говорит с Тузенбахом: Кулыгин ему кажется единственным, кто рад уходу офицеров. Он говорит, что идет в город и через час вернется, рад, что женится на той, которую пять лет любит, только жалеет, что Ирина не чувствует любви. Она плачет, что душа ее — как рояль с потерянным ключом. Тузенбах думает о смерти, прощается, останавливает Ирину, которая хочет идти с ним. Андрей жалеет о прошлом, говорит о бесполезности и равнодушии людей, обмане жен и жал кости детей, становящихся такими же. Нежно говорит о сестрах сквозь слезы, его обрывает Наташа: он разбудит Софочку. Наташа разговаривает с Бобиком как с щенком. Приходят Ольга и Анфиса: они вместе живут на казенной квартире в гимназии, старушка счастлива. Вершинин пришел прощаться, Ирина уходит искать Машу. Вершинин говорит о том, что жизнь тяжела, но становится легче, просит Ольгу, чтобы она позаботилась о его жене и девочках, которые уедут через два месяца. Маша прощается с ним. Целуются, она рыдает. Входит Кулыгин и говорит, какая она хорошая, что они будут жить по-старому, и ни намека... Маша говорит о неудачной жизни, успокаивается. Ирина предлагает посидеть и помолчать, Кулыгин пытается всех рассмешить, Маша снова плачет. Наташа говорит горничной, чтобы с Софочкой посидел Протопопов, а с Бобиком — Андрей. Она уже мечтает, как завтра, когда уедет Ирина, она срубит еловую аллею, клен, говорит Ирине, что она безвкусно одета; кричит на горничную. Входит Чебутыкин и говорит, что барон убит на дуэли. Ирина плачет. Маша говорит, что все от них ушли, но надо жить, Ирина вторит ей, говорит, что поедет завтра одна и будет учить детей. Ольга говорит, что музыка играет так весело, что хочется жить, жизнь еще не кончена, кажется — еще немного, и будет известно, зачем мы живем, если бы это знать! Чебутыкин говорит, что все равно. Музыка затихает. Веселый Кулыгин несет шляпу, Андрей везет коляску. Ольга все говорит: «Если.бы знать, если бы знать!» * * * В пьесе противопоставлены городок, в котором сестры живут, и Москва, где прошло их детство, где были уют и дружная семья. Стремление уехать в Москву объясняется желанием сестер уйти от постылой действительности. Они постепенно разъезжаются из дома, где царствует мещанка Наташа, но своего идеала не достигнут никогда.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе