Краткое содержание > Чехов > ЧАЙКА
ЧАЙКА - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам ЧАЙКА

Комедия в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Ирина Николаевна Аркадина, актриса.
Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек.
Петр Николаевич Сорин, ее брат.
Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика.
Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сориных.
Полина Андреевна, его жена.
Маша, его дочь.
Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист.
Евгений Сергеевич Дорн, врач. 
Семен Семенович Медведенко, учитель. 
Яков, работник.
Повар.
Горничная.
Действие происходит в усадьбе Сорина.

Действие 1
Парк в имении Сориных. Яков и другие работники заканчивают постройку эстрады, наскоро сколоченной для домашнего спектакля. Пьесу сочинил Треплев, а играть будет Заречная. «Они влюблены друг в друга, и сегодня их души сольются в стремлении дать один и тот же художественный образ» (слова Медведенко).
Декораций не будет: со сцены открывается вид на озеро и на горизонт. Занавес же поднимут полдевятого, когда взойдет луна.
Маша и Медведенко возвращаются с прогулки. Маша постоянно нюхает табак, всегда ходит в черном, говорит, что черный цвет выражает «траур по ее жизни», ведь она несчастна. Медведенко в очередной раз признается Маше в любви, но девушка не отвечает ему взаимностью. Медведенко ради Маши каждый день приходит в имение, хотя живет за шесть верст от него. Учитель все время говорит о бедности своей семьи, по его мнению, бедность — самое большое несчастье.
Входят Сорин и Треплев. Сорин говорит о том, что ему очень скучно в деревне, он постоянно засыпает, а потом чувствует себя разбитым. Но деваться ему некуда: он в отставке, а потому приходится жить в имении. Сорин всю жизнь страдает от своей внешности: он выглядит так, как будто пьет запоем. Потому его никогда не любили женщины.	
Ждут Заречную. Треплев боится, как бы она не опоздала, ведь отец с мачехой стерегут ее, и ей также трудно выбраться из дома, как из тюрьмы.
Треплев говорит, что его мать не в духе, она ревнует, ведь играть будет Заречная, а не она. Аркадиной же надо, чтобы хвалили только ее одну. Чтобы о ней писали, восхищались ее необыкновенной игрой. Но, так как в деревне «нет того дурмана», то она скучает и злится, считает всех своими врагами, как будто окружающие в чем-то виноваты перед ней. Треплев говорит о том, что его мать суеверна, скупа: у нее 70 тысяч в банке, когда же у нее просят взаймы, то она плачет и жалуется на свою бедность.
Треплев уверен в том, что мать ненавидит его. Ведь присутствие сына напоминает ей о том, что она уже не молода. Аркадиной же хочется жить, любить, носить светлые кофточки. Когда сына нет рядом, ей 32 года, при нем же — 40. к тому же у сына и матери противоположные взгляды на театр. Аркадина театр любит, ей кажется, что она «служит человечеству, святому искусству». Треплев же считает современный театр рутиной, предрассудком: «Когда из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль — мораль маленькую, удобопонятную, полезную в домашнем обиходе, когда в тысяче вариаций мне подносят все одно и то же, — то я бегу и бегу». Треплев считает, что нужны новые формы. Треплев любит мать, но его не устраивает ее бестолковая жизнь: она «вечно носится» с беллетристом Тригориным, «имя ее постоянно треплют в газетах». Кроме того, Треплев чувствует свое ничтожество рядом с матерью: «Бывало, у нее сидят в гостях сплошь все знаменитости, артисты и писатели, и между ними только один я — ничто, и меня терпят только потому, что я ее сын. Кто я? Что я? ... никаких талантов, денег ни гроша, а по паспорту я — киевский мещанин».
Приезжает Нина Заречная, ей удалось тайно уехать из дома, ведь отец с мачехой боятся, как бы она не пошла в актрисы, а потому не выпускают из дома. Нина и Треплев целуются, Треплев безумно влюблен в нее. Нина говорит, что ее тянет сюда к озеру, как чайку. Нине трудно играть в пьесе Треплева, так как в ней нет живых лиц, мало действия, одна только читка. Треплев же считает, что в пьесах надо изображать жизнь такою, как она представляется в мечтах.
Полина Андреевна любит Дорна; женщины всегда влюблялись в него.
Поднимается занавес: всходит луна, Нина Заречная, вся в белом, сидит на большом камне. Действие пьесы переносит нас на двести тысяч лет вперед. На земле холодно, пусто, страшно; жизни всех живых существ угасли, а их души слились в Общую мировую душу, которую и представляет Заречная. Мировая душа одинока, раз в сто лет она открывает уста, чтобы говорить, но никто ее не слышит. У Души есть противник — дьявол, которого она победит в будущем.
Аркадина смеется над пьесой, отпускает мелкие шутки. Треплев оскорбляется таким отношением к своему творению, приказывает опустить занавес. Аркадина считает эту пьесу декадентским бредом, видит в ней нелепую претензию на новые формы, на новую эру в искусстве. Но потом ее начинает мучить совесть за то, что она обидела «своего бедного мальчика», и Маша идет искать его.
Аркадина знакомит Нину с Тригориным, девушка смущена. Тригорин говорит, что пьесу не понял, но на искреннюю игру Нины смотрел с удовольствием. Нине хочется остаться, но, со слезами на глазах, она уезжает, ведь дома могут ее хватиться.
Аркадина жалеет девушку, ведь ее покойная мать завещала все свое громадное состояние мужу, а он уже все
завещал своей второй жене. Нина же осталась ни с чем.
Становится сыро, и Аркадина отводит в дом Сори- на, ноги которого едва ходят. Сорин жалуется на то, что опять всю ночь будет выть привязанная собака. Шамра- ев же не соглашается ее отвязать, так как боится, что в амбар заберутся воры.
Дорину пьеса понравилась: «В ней что-то есть; когда эта девочка заговорила об одиночестве, у меня от волнения дрожали руки».
Приходит Треплев. Дорн говорит, что пьеса произвела на него сильное впечатление. Треплев обнимает его со слезами на глазах. Дорн продолжает говорить о пьесе, но Треплев перестает его слушать, спрашивает о Нине. Узнав, что она уехала, он приходит в отчаяние, хочет ехать за ней. Маша просит Треплева идти в дом, так как ег7о ждет мать. Но Треплев говорит сквозь слезы: «Прошу вас всех, оставьте меня в покое! Оставьте! Не ходите за мной!»
Маша, волнуясь, просит у Дорна помощи: она боится сделать глупость и испортить свою жизнь. Она признается доктору, что любит Треплева, а оттого страдает невыносимо. Дорн в растерянности: »Как все нервны! Как все нервны! И сколько любви... О, колдовское озеро. Но что же я могу сделать, дитя мое? Что? Что?»

Действие 2
Полдень. Жарко. Сбоку площадки для крокета, в тени старой липы, сидят на скамье Аркадина, Дорн и Маша.
Аркдина спрашивает Дорна: кто выглядит моложавее, она или Маша? Дорн отвечает, что, конечно же, Аркадина. Аркадина причину этого видит в том, что постоянно работает, живет чувствами, Маша же сидит на одном месте и не живет. Аркадина продолжает хвалить себя, замечает, что следит за собой, одевается и причесывается должным образом, а оттого так хорошо сохранилась. Маша говорит, что у нее нет никакой охоты жить, она чувствует, будто родилась давным-давно, и жизнь свою тащит волоком, как «бесконечный шлейф».
Приезжает Заречная, ее отец и мачеха уехали на три дня в Тверь, а оттого она чувствует себя счастливой и свободной.
Сорин много курит, пьет вино и не хочет отказываться от этой привычки. Ему 60 лет, 28 из которых он прослужил по судебному ведомству. Он чувствует, что еще не жил, ничего не испытал, а потому не отказывается от удовольствия курить сигары и пить херес.
Во время разговора Маша встает и входит, зачем-то говорит, что отсидела ногу.
Аркадина и Полина Андреевна собираются ехать в город, но Шамраев говорит, что лошадей нет. На самом деле он всех лошадей, в том числе и выездных, отдал на работы в поле. Аркадина выходит из себя, говорит, что сейчас же уедет в Москву и никогда больше сюда не приедет, так как здесь ее всегда унижают. Тогда Шамраев заявляет, что уходит в отставку. Сорин в ужасе от этого известия. Дорн говорит Полине Андреевне, что люди скучны: «В сущности, следовало вашего мужа отсюда гнать в шею, но эта старая баба Сорин и его сестра просят у него извинения».
Полина Андреевна просит Дорна забрать ее, ведь время уходит, и хотя бы в конце жизни ей хочется пожить счастливо. Но Дорну она не нужна. Приходит Нина и говорит, что Аркадина плачет, а у Сорина астма.
Нина подает Дорну букет цветов, Полина Андреевна выпрашивает у него букет, рвет его и бросает в сторону.








Нина всегда думала, что известные люди горды, неприступны, но вот они плачут, удят рыбу, смеются и сердятся, как и все. Приходит Треплев с ружьем и случайно убитой чайкой, кладет ее у ног Нины и говорит, что скоро убьет и себя. Треплев видит, как изменилась к нему Нина с того вечера, как провалилась его пьеса. Он уверен, что девушка считает его заурядным, ничтожным. Входит Тригорин, Треплев видит, как сразу расцветает Нина, а потому он встает и быстро уходит. Тригорин говорит, что сегодня уезжает с Аркадиной. Тригорин очень известен, а потому Нина считает, что он живет какой-то необыкновенной, чудной, счастливой жизнью. Тригорин говорит, что это не так. Будь его воля, он всю жизнь сидел бы на озере и ловил рыбу. Теперь же его преследует мысль о постоянном писании: «Едва кончил повесть, как уже почему-то должен писать другую, потом третью» и т.д. И никакого смысла в этом нет, он чувствует, что съедает собственную жизнь. Он постоянно ловит слова и фразы людей и «запирает их в свою литературную кладовую», чтобы потом упомянуть их в каком-нибудь рассказе. Тригорин недоволен собой, как писателем, чувствует, что его произведения не имеют значения, после смерти о нем скажут: »Хороший был писатель, но писал хуже Тургенева». И только. Нина говорит, что за счастье быть писательницей или артисткой, перенесла бы все тяготы жизни. Увидев чайку, убитую Треплевым, Тригорин записывает сюжет для небольшого рассказа, а потом говорит о нем Нине: »На берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку». Аркадина говорит Тригорину, что они остаются. Действие 3 Столовая в доме Сорина. Заметны приготовления к отъезду. Маша говорит Тригорину, что выходит замуж за Медведенко, он не очень-то умен, зато добр и любит ее. Маша решается на этот шаг, чтобы забыть Треплева, она надеется, что новые заботы заглушат все старое. Маша часто выпивает. Аркадина с Тригориным собираются в дорогу. Дело в том, что Треплев пытался убить себя, так как сильно ревнует Нину к Тригорину и собирается вызвать его на дуэль. По этой причине Аркадина увозит Тригорина в Москву. Нина сожалеет об отъезде Тригорина и дарит ему медальон, на котором вырезанно название его книжки: «Дни и ночи», страница 121, строки 11 и 12». Сорин собирается проводить сестру до города. Аркадина поручает ему беречь ее сына. Сорин одну из причин попытки самоубийства Треплева видит в том, что молодой человек чувствует себя нахлебником в этом доме, стыдится своей праздности, понимает, что так и зачахнет в глуши, так как не имеет ни денег, ни положе- ния, ни будущего. Сорин просит сестру дать сыну немного денег, чтобы он прилично оделся, съездил за границу. Аркадина плачет, говорит, что все ее деньги уходят на театральные туалеты. У Сорина совсем нет денег, всю его пенсию забирает управляющий и тратит на хозяйство, но деньги пропадают зря: пчелы дохнут, коровы дохнут, лошадей ему никогда не дают. У Сорина часто кружится голова, и он падает. Треплев просит мать дать дяде денег взаймы, чтобы он год прожил в городе. Но Аркадина говорит, что денег у нее Треплев вспоминает, как в молодости мать выхаживала больную прачку, носила ей лекарство, мыла в корыте ее детей, Аркадина же этого вспомнить не может. Треплев говорит матери, что в последнее время любит ее также трепетно и беззаветно, как в детстве, кроме нее у него теперь никого не осталось. Треплев упрекает мать в связи с Тригориным, говорит, что его тошнит от его произведений. Постепенно спор все больше и больше разгорается, мать и сын переходят на взаимные оскорбления. Треплев называет мать бездарностью, скрягой. Аркадина обзывает сына оборвышем, говорит, что он не может написать и жалкого водевиля. Заканчивается все слезами. Сын обнимает мать, говорит, что пропали его надежды, он не может писать, так как Нина его больше не любит. Аркадина успокаивает сына, говорит, что все устроится после того, как она увезет Тригорина. Входит Тригорин, Треплев сразу покидает комнату. Тригорин находит в книги строки, указанные на медальоне: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин просит Аркадину остаться хотя бы на один день: его тянет к Нине, он не хочет отказываться от «юной, поэтической любви». Аркадина обнимает, целует Тригорина, становится перед ним на колени, говорит о том, что сойдет без него с ума, что она одна может оценить его писательский талант. После таких слов Тригорин во всем соглашается с Аркадиной, говорит: «У меня никогда не было своей воли... Вялый, рыхлый, всегда покорный... Бери меня, увози, но только не отпускай от себя ни на шаг». Аркадина прощается со всеми, дает Якову, горничной и повару один рубль на троих. Нина говорит Тригорину, что покинет отца и поедет в Москву поступать в актрисы. Тригорин дает ей свой адрес, после чего следует продолжительный поцелуй. Действие 4 Проходит два года. Одна из гостиных в доме Сорина. Слышно, как шумят деревья и воет ветер в трубах. Входят Медведенко с Машей, они женаты, у них уже ребенок. Медведенко говорит, что театр в саду производит удручающее впечатление: он стоит «голый, безобразный. Медведенко вчера проходил мимо, то ему показалось, что в театре кто-то плакал. Маша уже две ночи не была дома, ребенок плачет без нее, но она не хочет возвращаться Медведенко собирается идти один, прощается со всеми. Треплев стал писать, печататься в журналах, получать деньги. Маша не решила своих проблем с помощью замужества, она по-прежнему влюблена в Треплева. Она утешает себя тем, что скоро мужа переведут в другой уезд,, они переедут, и она вырвет из сердца любовь, обрекающую ее на страдания. Сорин плохо себя чувствует, по этой причине в имение вызвали Аркадину. Приезжает и Тригорин. Сорин хочет дать Треплеву сюжет для повести под названием »Человек, который хотел». Всю жизнь Сорин чего-то хотел, но так ничего и не добился: хотел сделаться литератором — и не сделался, хотел жениться — и не женился, хотел жить в городе — и вот кончает жизнь в деревне. А между тем, ему очень хочется жить! Заходит разговор о Нине Заречной. Треплев говорит, что ее личная жизнь совершенно не удалась. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным, у них родился ребенок, который в скорости умер. Тригорин разлюбил Нину и вернулся к своим прежним привязанностям. Со сценой дела тоже обстоят плохо. Бывали моменты, когда Нина талантливо вскрикивала, талантливо умирала, но в остальном, она играла грубо, безвкусно. Треплев долгое время ездил за ней, но она его не принимала. Потом она писала ему письма, из которых чувствовалось, что она несчастна. Подписывалась Нина чайкой. Теперь Заречная здесь, остановилась в городе, но никого не принимает. Отец с мачехой не хотят ее знать и видеть. Сорин говорит, что одно время был влюблен в Нину. Тригорин привозит журнал с новым рассказом Треп- лева, говорит, что читатели очень заинтересованы его автором. Треплев завтра собирается ехать в Москву. Маша просит отца дать Медведенко лошадей, чтобы он доехал домой, но тот не соглашается. Медведенко боится кого-то обеспокоить. Он очень переживает за ребенка и идет домой пешком, хотя на улице ужасная погода. Походка у него виноватая. Видно, что жене и теще Медведенко надоел, и они хотят поскорее от него отвязаться. Треплев тоже уходит, остальные же играют в лото. За сценой играет механический вальс. Во время игры Аркадина начинает говорить о том, как ее принимали в Харькове, показывает подаренную брошь. Говорят о Треплеве, о том, что он очень тоскует. Тригорин замечает, что писательство Треплеву не удалось. В его рассказах нет ни одного живого лица, часто они напоминают какой-то бред. Дорн говорит, что ему нравятся произведения Треплева: они красочны, ярки. Но плохо то, что Треплев не имеет определенных задач, рассказы производят впечатление, но «на одном впечатлении далеко не уедешь». Аркадина замечает, что ей до сих пор некогда прочитать рассказы сына. Шамраев напоминает Тригорину, что сделал по его заказу чучело чайки, случайно застреленной Треплевым. Тригорин же об этом совершенно не помнит. Приходит Треплев, все отправляются ужинать, и он остается один. Треплев понимает ошибочность своих прежних взглядов на искусство. Он всегда говорил о новых формах, теперь же сам сползает к рутине. Он приходит к убеждению, что все дело не в старых и новых формах, а в писательском таланте. В окно стучат. Треплев выходит и возвращается с рыдающей Ниной Заречной. Треплев говорит Нине, что не в силах ее разлюбить, жизнь без нее для него невыносима: «С тех пор, как я потерял вас ... молодость мою вдруг как оторвало, и мне кажется, что я уже прожил на свете девяносто лет ». Нина сбивчиво говорит о том, что раньше жизнь ее была чистой, радостной, чувства ее были похожи на нежные, изящные цветы. Но Тригорин смеялся над ее мечтами, и мало-помалу она тоже перестала верить и пала духом. Жизненные проблемы привели к тому, что она «стала мелочною, ничтожною, играла бессмысленно. Она чувствует, что носится «в хаосе грез и образов», не зная, для чего и кому это нужно. Заречная называет себя чайкой, говорит, что случайно пришел человек и от нечего делать погубил ее. Теперь ее нужно убить. Нина признается Треплеву, что любит Тригорина еще сильнее, чем прежде. Нина убегает, говорит, что ей нужно срочно ехать на спектакли в другой город. Треплев молча рвет все свои рукописи и уходит. Остальные возвращаются в комнату. Слышится выстрел, все вздрагивают. Дорн выходит и возвращается с известием, что это лопнула его склянка с эфиром. Затем он отводит в сторону Тригорина и говорит ему, что нужно увести куда-нибудь Аркадину: дело в том, что Треплев застрелился.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе