Краткое содержание > Чехов > ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ
ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ - краткое содержание


Краткое изложение и пересказ произведения по главам ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ

Рассказ из трилогии, в которую входят также рассказы «Крыжовник» и «О любви», написан в 1898 г. Все творчество писателя посвящено духовному освобождению человека и его раскрепощению. В этой трилогии главным для писателя было показать, как постепенно исчезает в человеке, порабощенном пороками общества, все человеческое, и он становится нищим духовно и нравственно.
	* *
На краю села Мироносицкого ночуют в сарае старосты Прокофия охотники: худощавый старик, ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Охотникам не спится, и они скрашивают досуг разными историями. Говорят о том, что жена старосты, Мавра, не была никогда дальше собственного села, а в последнее время только по ночам выходила на улицу. Буркин не находит в этом ничего удивительного: подобных людей немало. Он предполагает, что, может быть, это явление атавизма или же особенность характера. Тут же ему на ум приходит два месяца назад умерший горожанин Беликов, учитель греческого языка. Он даже в хорошую погоду выходил с зонтиком, в калошах и теплом пальто на вате. Все — и зонт, и часы, и перочинный нож — у него было в чехлах и футлярах. Сам он тоже постоянно огораживался от мира — темными очками, поднятым верхом извозчичьей коляски, уши закладывал ватой, даже мысли старался спрятать. Древние языки тоже были для него футляром. Действительность Беликова раздражала, одобрял он только запрещающие циркуляры, а то, что разрешалось, считал делом сомнительным. Нарушения приводили его в уныние, на педсоветах он ныл и всегда требовал кого-то исключить. Странным казалась его привычка ходить по квартирам коллег и что-то молча высматривать. Это называлось «поддерживать добрые отношения с товарищами». Все его боялись, и получалось, что этот человечек держал в страхе всю гимназию пятнадцать лет.
Иван Иваныч замечает, что все учителя были мыслящими людьми, но вот терпели же такое. Буркин жил с Беликовым дверь в дверь и знал, что дома Беликов тоже всегда в «футляре», даже женской прислуги не держит, чтобы не подумали чего лишнего. Спальня его напоминала ящик, укрывался он с головой, и под одеялом ему было страшно.
Когда Буркин говорит о том, что Беликов едва не женился, его собеседник удивляется. Было это так: приехал новый учитель географии Коваленко с сестрой Варенькой, которая очаровала даже Беликова. И всех посетила мысль, что хорошо бы их поженить. Беликову было уже за сорок, а Вареньке тридцать, это была первая женщина, которая сердечно отнеслась к учителю греческого, и он решил, что и вправду ему надо жениться.
Иван Иваныч комментирует рассказ Буркина, говоря, что надо было у Беликова и отобрать в тот момент галоши и зонтик. Но сделать это, по словам Буркина, оказалось невозможно. Несмотря на портрет Вареньки на столе, частые посещения Коваленко, ежедневные прогулки с Варенькой, разговоры о семейной жизни, его образ жизни не менялся: он еще глубже ушел в свой футляр. О женитьбе он говорил, что ему надо подумать и взвесить предстоящие обязанности, чтобы не попасть в какую-нибудь историю. 
Может быть, Беликов и женился бы от скуки, но случился скандал с братом Вари, Михаилом, который его терпеть не мог. Михаил называл его пауком, фискалом и Иудой, не понимая, как коллеги могут жить в такой поганой атмосфере. Но считал личную жизнь сестры только ее делом.














Скандал начался с того, что в школе появилась карикатура «Влюбленный антропос», которая изображала Вареньку и Беликова. Это произвело тягостное впечатление на Беликова, а потом он увидел невесту и ее брата на велосипедах, что счел неприличным. Назавтра он совершил необычные для себя вещи — ушел с занятий, не обедал и пришел к Коваленко, чтобы сказать, что не давал повода для карикатуры, добавив, что для воспитателя кататься на велосипеде ужасно неприлично. Он пришел, по его словам, предостеречь, пока об этом не узнал директор.
На Беликова это подействовало как на быка красная тряпка. Он просит не говорить с ним в таком тоне о начальстве и требует с уважением относиться к властям, а с таким фискалом не желает разговаривать. Беликов первый раз слышал, такие грубости в свой адрес. Он говорит, что должен доложить об этом разговоре директору. Михаил спускает его с лестницы. Его падение, не зная, в чем дело, увидела Варенька с двумя приятельницами и звонко расхохоталась. Этим завершилось сватовство и земное существование Беликова. Дома он убрал ее портрет, лег под одеяло и так лежал и молчал. Через месяц он умер. В гробу Беликов лежал с кротким лицом, будто радовался, что достиг идеала — его положили в футляр, из которого не выйти. Варенька всплакнула, но, как замечает рассказчик, хохлушки обычно хохочут или плачут, другого настроения у них не бывает.
Как говорит Буркин, все почувствовали, что приятно хоронить таких людей, как Беликов. У всех было ощущение свободы. Но лучше не стало, ведь сколько таких людей еще будет!
Рассказ закончился заполночь, везде царила тишина. Иван Иваныч замечает, что горожане тоже заключены в футляр, как и те, кто проводит свою жизнь среди бездельников, сутяг, глупых женщин, и предлагает рассказать свою историю. Но Буркин говорит, что пора спать. Засыпая, они слышат, как выходит на улицу Мавра.
*	* *
Мы видим, как человек отгородился от жизни. Для главного героя рассказа, «маленького человека», жизнь — это кошмар, он пытается спрятаться от нее в футляр, подавляет все свои порывы и чувства. Постепенно он становится пародией на человека, а потом преследует любое проявление свободы со стороны других, держа всех в страхе. Образ стал нарицательным. Это образец чеховского пессимизма, который обязательно сопровождает тоска по чему-то светлому.



Поиск
В нашей базе 2000 кратких изложений

Сохранить себе